Елена Владимировна Полагутина
Конспект открытого занятия в рамках международного бакалавриата в подготовительной группе «История создания часов»
▼ Скачать +Заказ
Конспект открытого занятия
в рамках международного бакалавриата
«История создания часов»
по трансдисциплинарной теме:
«Где мы во времени и пространстве»
Воспитатель:
Полагутина Е. В.
Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Конспект открытого занятия в рамках международного бакалавриата в подготовительной группе „История создания часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Задачи:
• Познакомить детей с историей возникновения часов.
• Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
• Продолжать учить детей исследовательской работе.
• Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
• Расширять кругозор, обогащать словарь детей.
Ход занятия
Вводная часть:
Воспитатель:- Дети, отгадайте загадку:
Они ходят, но стоят,
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…
(Часы)
- Что это?
Дети: Часы.
Основная часть.
Воспитатель:- Как вы думаете, зачем людям нужны часы?
Дети отвечают.
Воспитатель: - Часы! Мы так привыкли к их существованию, что даже не замечаем их. Они с нами повсюду. Часы у нас на руке, дома и на улице, часы детском саду и на вокзале. Часы разные по форме. Одни часы – круглые, другие – квадратные, третьи - прямоугольные.
-На занятии по аппликации мы с вами делали часы.
Воспитатель обращает внимание детей на стенд, на котором вывешены работы детей.
- Что делают часы, для чего их создали?
-Да, часы нужны для того, чтобы измерять время. Правильно!
- А что это такое, время?
Дети отвечают.
- В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Ведь проходит лето, проходит осень. И эта осень – новая, а вовсе не та, что была в прошлом году. И такая смена сезонов называется времена года.
- Сменяется день ночью, утро – обедом и т. д…-это время суток.
-Меняется и сам человек с течением времени – от младенца до старого человека …и это изменение его возраста во времени называется наша жизнь.
Постановка проблемного вопроса:
– Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы, во всем мире исчезли часы….
- Что было бы тогда?
- Как мы с вами стали бы определять время?
(Ответы детей)
– А ведь когда-то очень-очень давно часов не было….
-Как же древние люли узнавали время?
- Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.
Назывались они солнечными.
(Показать картинки или слайды).
- Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.
– Как вы думаете, почему?
– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.
-И придумал человек другие часы, более надежные.
- А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течет»? А ведь когда-то время действительно текло и капало в водяных часах. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дыркой наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Поплавок со стрелкой опускался. На стенках сосуда были сделаны черточки-отметки, показывающие, сколько времени прошло тех пор, когда из сосуда вытекала вода.
Как вы думаете, работали ли водяные часы ночью или в ненастный день?
Дети отвечают.
- Да, такие часы работали не только в солнечные день, но и в ненастье, и ночью.
-Но водяные часы также оказались неудобными
– Почему?
– Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»
Педагог проводит вместе с детьми опыт с водяными часами.
-Стали люди думать, как бы придумать часы лучше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит, прошло определенное количество времени. Часы переворачивают, и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными.
Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним
нельзя.
- А какие часы существуют сейчас?
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ
-Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить
(Показ механических часов, картинок с механическими часами)
-Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными механическими часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию. Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.
БИГ БЕН в Англии. Самые большие и точные часы в столице Англии.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ
-На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.
(Показ электронных часов)
Итог
-Мы познакомились с вами с тем, как появились часы. А сейчас я хочу проверить, как вы усвоили историю возникновения часов.
Работа в командах - выложить последовательность возникновения часов!
Дети берут маленькие фишки, на которых нарисованы разные часы и собираются в команду с одинаковыми фишками. В итоге получается 5
оманд по 4 человека. (Детям раздаются картинки разных часов, а они, обсуждая в командах, должны выложить последовательность их развития)
-Что нового вы узнали о часах?
-Какими мы с вами были сегодня на занятии?