Кристина Витальевна
Формирование правильного звукопроизношения посредством артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой,
они красиво зазвучат».
В. А. Сухомлинский
«Формирования правильного звукопроизношения по средствам артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звук произносительного аппарата (языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба). Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. По разным причинам развитие речевой моторики у детей может замедляться, что приводит к слабости артикуляторно-мимических мышц, и, как следствие, нарушению звукопроизношения.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.)
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Задачами артикуляционной гимнастики являются: подготовка артикуляционного аппарата ребенка к правильному произношению звуков родного языка; коррекция нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; совершенствование дикции.
Важное условие логопедической гимнастики – регулярность. Ежедневная работа над развитием артикуляционной моторики, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что приводить к снижению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Современный образовательный процесс, внедрение ФГОС требуют от педагогов нового подхода к собственной деятельности, использования новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. Важная особенность новой программы – смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребенка, который находится в центре воспитательного процесса.
Поэтому, в своей работе, помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики я использую нетрадиционные формы, которые очень нравятся детям, такие как:
• использование биоэнергопластики;
• артикуляционная игра с кубиками;
• логопедические гармошки;
• настольная артикуляционная игра «Любопытный язычок»
• артикуляционные игры с «живыми» иллюстрациями
Биоэнергопластика
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления активизируют интеллектуальной деятельности детей. В специальной литературе недостаточно полно раскрыта методика использования биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает.
Метод биоэнергопластики прост и доступен, его могут успешно использовать воспитатели, проводя общую артикуляционную гимнастику в группах. Вот несколько примеров движений для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения.
«Часики» - движение ладони с сомкнутыми пальцами влево - вправо.
«Качели» - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
«Маляр» - движениями от кончиков пальцев до лучезапястного сустава и обратно «красить» потолок-ладонь одной руки кончиками пальцев другой, в одинаковом направлении с движением языка.
«Блинчик» - пальцы рук врозь, веером.
«Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.
«Парус» - сомкнутая ладонь поднята вверх.
«Горка» - согнутая ладонь опущена.
Артикуляционная игра с кубиками и логопедические гармошки
Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности; воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать повышать мотивационную потребность ребёнка к коррекционной непосредственно – образовательной деятельности.
Ход игры: ребенок бросает кубик и выполняет определенное артикуляционное упражнение в соответствии с картинкой, выпавшей на кубике.
Ход игры: Ребёнок переворачивает грани гармошки и выполняет определенное артикуляционное упражнение в соответствии с картинкой.
Настольная артикуляционная игра
Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности, формирование произносительных умений и навыков у детей; воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в логопедических занятиях.
Ход игры: ребенок бросает кубик и «ходит» своей фишкой по игровому полю в соответствии с числом, выпавшем на кубике. Затем игрок выполняет определенное артикуляционное упражнение. Если фишка попадает на квадрат с указанием серебристой стрелки, то игрок берет карточку со слогом и выполняет дополнительное задание «Сочини чистоговорку».
Артикуляционные игры с «живыми» иллюстрациями
Специальные подвижные «живые» картинки позволяют показать детям именно те движения, которые необходимо выполнить в данной артикуляционной игре. Картинки с живыми элементами вызывают у детей большой интерес и желание повторить показанные по аналогии с ними движения губами, языком или щеками.
Представленные пособия доступны в изготовлении и могут использоваться не только во время индивидуальной и фронтальной непосредственно образовательной деятельности логопеда, но и в самостоятельной деятельности детей в логопедических уголках групп ДОУ, а также дома с родителями.
Таким образом, разнообразие в преподнесении логопедических упражнений способствует поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, лучшей результативности в усвоении знаний, а также открывает большие возможности в организации самостоятельной деятельности воспитанников и сюжетно-тематической направленности образовательного процесса, что требует ФГОС.
Литература:
1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
2. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников. Зайцева И. Ю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/103050/
3. Дидактические игры в индивидуальной работе логопеда с дошкольниками. Блинкова С. П. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logoped18.ru/ logopedist/didakticheskiye-igry-v-individualnoy-rabote-logopeda-s-doshkolnikami.php
4. Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Бушлякова Р. Г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://festival.1september.ru
5. Использование наглядных средств при проведении артикуляционной гимнастики. Евдакимова И. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.maaam.ru
6. Правдина О. В. Логопедия. – М., 1973.
7. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М. : Просвещение, 1989.
8. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. – М., 1989.