Ольга Колобанова
Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ для детей старшего возраста «История ложечки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад общего вида № 106 «Лазурный» Муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым.
Конспект интегрированного занятия познавательно-эстетического характера с использованием ИКТ для детей старшего возраста «История ложечки»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ № 106 «Лазурный»
Колобанова О. В.
Симферополь, 2015 год.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Цель: развивать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
1. Обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям).
2. Развивать устную связную речь детей, активизируя словарный запас новыми словами: виртуальный, ложечники, ложкари; развивать творчество и фантазию при изготовлении декоративных ложек.
3. Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.
Оборудование:
1. Мультимедийный экран.
2. Компьютер.
3. Декоративные ложки.
4. Посылка с ложками.
5. Мастика для лепки, бисер.
6. Деревянные ложки – музыкальные инструменты.
Предварительная работа:
1. Разучивание поговорок, пословиц о ложках.
2. Работа с шумовыми музыкальными инструментами (ложки, трещетки, бубны).
Ход занятия.
Воспитатель с детьми заходит в зал, обращает внимание на оформление зала.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам вспомнить и поговорить о знакомых предметах, которыми мы пользуемся на кухне. Отгадайте загадку:
Деревянная подружка,
Без нее мы, как без рук.
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает.
(ложка).
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ложка. Ребята, обратите внимание на нашу выставку ложек. Посмотрите, какими они могут быть разными. А хотите узнать, как появились ложки?
Ответы детей.
Воспитатель: Для этого мы отправимся в далекое прошлое на корабле времени. Добро пожаловать на наш виртуальный корабль! (слайд). Виртуальный – значит созданный с помощью компьютера и нашего воображения. А поможет нам в этом экскурсовод Галина Богданова.
Презентация «История ложечки».
Рассказ экскурсовода.
Разве можем мы сейчас обойтись без такого необходимого и практического предмета, как ложка. А ведь очень – очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды (слайд). Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд, добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали, что из нее можно лепить разные предметы (слайд, которые попадая в огонь не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными (слайд). В них можно было хранить и варить еду (слайд, а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда и самая первая ложка. Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (слайд). В Египте ложки делали из слоновой кости, камня, дерева; в древней Европе они делались в основном из дерева. Представляла она собой полушар с ручкой (слайд).
В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом и люди едят там палочками – Китай, Япония (слайд).
В дальнейшем люди стали использовать различные материалы для изготовления ложек. Их стали украшать портретами, пейзажами, узорами, писали имя того человека, которому дарили ложку. Форма ложки постоянно менялась, пока не стала овальной и удобной в употреблении. Сейчас изготовляют огромное количество разнообразных ложек – разных цветов, размеров, форм, из различных материалов. Но стоит особое внимание уделить деревянной декоративной ложке с росписью, получившей название по месту появления этого вида искусства – Хохлома. Красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери…
Традиционные цвета: черный (иногда зеленый) и красный на золотистом фоне. Конечно, хохломская роспись делалась не только на ложках, но и на другой посуде, которая стала символом России, как и матрешка (слайд).
Такие ложки часто использовались и как музыкальные инструменты.
Ребята! А людей, которые изготовляют ложки, называют ложкарями. В городе Нытва создан музей ложек. Посмотрите, какими разными могут быть ложки (слайд).
Ребята! На этом наша экскурсия в прошлое закончилась. Понравилось вам путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Спасибо большое за интересный рассказ. Теперь мы знаем, как появилась ложка. Ребята, обратите внимание на экран – попробуйте догадаться, из какого материала сделаны ложки и для чего они предназначены? (слайд).
Ответы детей.
• Из металлов: серебра, золота, алюминия, нержавеющей стали (их так и называют – нержавейки); из пластмассы, из дерева (простые и расписные).
• Ложечки разного размера и разной формы предназначены для разных блюд (слайд). Например, для первых блюд, горячего супа, каши – столовые ложки (слайд). Для десерта – десертные (слайд, для чая – чайные (слайд, для острых специй – очень маленькие (слайд).
Воспитатель: Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки?
Ответы детей :
(люди – мастера).
Воспитатель обращает внимание на посылку.
Воспитатель обращает внимание на посылку.
Воспитатель: Ой! Чуть не забыла! Утром, к нам в группу почтальон принес посылку, интересно, что в ней?
Достает из ящика много – много разных ложек.
Воспитатель: Вот это подарок! Только все ложки перемешаны! Попробуем вместе разложить ложечки по их назначению.
На столе стоят подносы со схемами назначения ложек.
Воспитатель: Почему на этот поднос положили именно эти ложечки?
Ответы детей :
Воспитатель: Ребята! А как еще можно применить ложки?
Ответы детей :
Воспитатель: Как вы думаете, на какие ложечки потрачено больше времени, труда, любви мастера?
Ответы детей :
(деревянные, расписные).
Воспитатель: Какие замечательные ложки изготовил мастер. А вы хотите превратиться в таких мастеров?
Ответы детей :
Воспитатель: Из чего в нашей группе можно сделать нарядные ложки?
Ответы детей :
(из пластилина, мастики, теста).
Воспитатель: Для того, чтобы ложечки получились нарядными и красивыми нужно каждому «мастеру» очень- очень этого захотеть!
Лепка «Красивая ложечка» из целого куска пластилина с элементами декора.
Дети выполняют работу, по окончании пополняют выставку сувенирными ложками.
Воспитатель: Какие красивые ложечки у вас получились. Ребята, а что можно делать такими красивыми ложечками : любоваться, есть, играть, как на музыкальных инструментах?
Ответы детей :
Воспитатель: А еще о ложках народ сложил много пословиц и поговорок. Например: «Дорога ложка к обеду». А какие пословицы знаете вы?
Дети читают пословицы и поговорки.
• Красна ложка едоком, лошадь ездоком.
• Что положить в котел, то и попадет в ложку.
• Нечего хлебать, так дай хоть ложку ползать.
• В один рот двух ложек не впихнешь.
• Каши мало, зато ложка большая.
Воспитатель: А какие ложки могут легко превратиться в музыкальные инструменты?
Ответы детей :
(деревянные, металлические)
Воспитатель: Правильно!
Деревянные ложки – постучи-ка немножко.
Хочешь – суп хлебай!
А хочешь – вальс играй!
Попробуем сыграть? Возьмите деревянные ложки правильно и поиграем как музыканты.
Звучит народная музыка «Во поле береза стояла».
Воспитатель: Молодцы! А что нового мы сегодня на занятии узнали?
Ответы детей :
(что у ложечки есть история, что первые ложки делали из глины, что у современного человека много ложек разной формы и размеров, для разной еды, что ложки делают из разных материалов и на ложках можно играть, как на музыкальных инструментах).
Воспитатель: О чем вы расскажите сегодня родителям? Мне было очень интересно узнать о ложке так много нового, а вам? Спасибо!
• Узнать о