Ирина Ильина
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «История создания часов»
▼ Скачать + Заказать документы
История создания часов
Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения часов.
2. Расширять знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
3. Продолжать учить детей исследовательской работе.
4. Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
5. Развивать кругозор, воображение. Обогащать словарь детей.
Ход занятия:
Вводная часть.
Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень?
Дети: Это часы.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „История создания часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
В: Правильно. А зачем нужны часы?
Дети: Чтобы не опаздывать на работу родителям, а детям в детский сад. Чтобы знать, когда вставать, когда дело начинать. Чтобы знать, в какое время работают магазины, больницы, транспорт.
Основная часть.
В: Мы все хорошо знаем, что по часам узнают время. В каждом доме есть часы. Но было время, когда часов не было. Как же люди раньше жили без часов? Оказывается, что часы были и раньше, но в те давние времена они были другие – живые. Отгадайте загадку: «Какая птица по утрам кричит и всех будит?»
Дети: По утрам на даче нас будит петух.
В: Да – это живой будильник. А кто ещё весной и летом нас будит по утрам?
- Птицы: соловьи, жаворонки, воробьи. Как только воробьи проснулись, значит и нам вставать пора.
Показ презентации на тему «Какие бывают часы?»
- Цветы – это тоже живые часы.
- А как же часы могут нам сказать, сколько сейчас времени. У них нет рта, языка, слов.
- Цветы открывают свои лепестки и закрывают в одно и то же время, как по команде. Это вьюнок, гвоздика, одуванчик. Люди раньше определяли время, наблюдая за растениями, цветами, птицами.
- А чем такие часы были неудобны?
- Их нельзя принести домой. Цветы быстро завянут, а петухи не живут в городе.
- Давным – давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. (Показ презентации).
- А как они могли это узнать?
- Всходило солнце, значит пора вставать. Если солнце заходило, значит наступал вечер и пора спать.
- Но однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба двигалась по кругу. Назвали эти часы солнечными. Давайте попробуем их сделать сами.
Приглашаю несколько детей к себе с целью постановки опыта с солнечными часами: на овал из бумаги прикрепляем палочку в середину, кладём камешек туда, где видна тень от палочки. Дети делают метку около камешка. Передвигаю лампу, дети отмечают на тени метки дальше на бумаге. Говорят, что тень – это стрелка. Объясняю, что утром тень будет длиннее, когда солнце встаёт. Вечером, когда солнце садится, короче. (На прогулке опыт предлагаю повторить).
В: Ребята, подумайте, а всегда ли человек мог пользоваться этими часами?
Дети: Только в солнечный день. Когда был дождь, пользоваться часами было неудобно.
В: И поэтому люди изобрели водяные часы. Они состояли из двух сосудов, по капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени.
Показываю песочные часы.
- Эти часы показывают время и днём и ночью, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных конуса соединены вместе, внутри песок, Когда часы работают, песок из верхнего конуса сыплется в нижний. Высыпался весь песок, значит прошло 3, 5 или 10 минут. Давайте мы с вами попробуем сделать такие часы сами. Нам нужны песок, вода, маркер, пластиковые бутылки. Кто мне поможет сделать такие часы?
Дети выходят к столу.
В: Разрежьте бутылку на две части. Что получилось?
Д: Верхняя половинка для песка, она с крышкой. А нижняя половинка нужна для того, чтобы в неё высыпался песок.
В: В крышке нужно сделать отверстие, чтобы из него высыпался песок. Теперь соединяем обе части и засекаем время.
Дети смотрят за песком и через одну минуту отмечают маркером линию на нижней части «часов». Тоже самое делают через 2, 3 минуты.
В: Давайте мы с вами проведём физминутку и узнаем по песочным часам, сколько времени она у нас заняла.
Физминутка: «Мы идём, тик-так, идём,
Стрелки крутим день за днём,
Чтобы вы не опоздали,
Чтобы раньше всех вставали!
Прозвоним мы в нужный час -
Позовём на завтрак вас!
Мы идём, тик-так, идём,
Но лентяев мы не ждём!»
Д: Прошло две минуты.
В: Вот, как удобно по этим часам определять, за какой промежуток времени мы успеваем что-то сделать. Садитесь. Теперь вы знаете устройство песочных часов. А кто знает, где сейчас используются эти часы?
Д: В поликлинике в лечебных целях (физиопроцедуры) и дома при варке яиц, при лечении отварами трав.
В: Время шло. Наука развивалась, люди стали придумывать разные виды часов : часы с кукушкой, наручные, напольные, настенные, карманные и др. Прошло очень много времени, прежде чем появились современные часы. А какие вы знаете?
Д: Механические, которые заводят каждый день. Они со стрелками и циферблатом, а внутри у них есть механизм. Показывают образец. А ещё есть электронные часы, которые ходят за счёт батареек. Показывают образец.
В: Молодцы, ребята. А кто знает, какие у нас самые главные часы?
Д: Часы на Красной площади, их называют куранты на Спасской башне.
В: А как называется профессия человека, который делает часы?
Д: Часовщик.
В: А где делают часы?
Д: Их делают на часовом заводе. Сначала дизайнеры придумывают и рисуют модели часов : каким будет циферблат, цифры, корпус. Потом часовщик собирает часы из деталей.
В: А если часы сломались?
Д: Тогда их несут в ремонт, а мастер часовщик их ремонтирует.
В: А теперь мы будем сами дизайнерами и придумаем новые модели часов : цвет, корпус, циферблат, стрелки, цифры. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте свои модели.
Дети рисуют.
В: Вот и у вас получились свои авторские часы. А теперь мы разделимся на две команды, подойдём к двум столам и сделаем коллажи. Надо приклеить свои часы на ватман так, чтобы была сохранена последовательность изобретения часов. И укажите стрелками, какие часы были изобретены сначала в прошлом, а какие в наше время.
Дети делают коллажи, приклеивают свои авторские модели по времени их изобретения.
В: Молодцы! Теперь давайте их рассмотрим и расскажем, как называются ваши часы.
Дети рассказывают о своих работах друг другу.
Итог занятия :
В: Итак, вы сегодня узнали, как научились люди ориентироваться во времени по часам. Умение ориентироваться во времени, чувствовать его – очень важно для жизни каждого человека.
- Давайте подумаем, какими мы сегодня с вами были на занятии.
Д: Исследователями, думающими, заботливыми.