Юлия Маслова
Конспект интегрированного занятия по рисованию для старшей группы «Роспись матрешки»
▼ Скачать +Заказ
Конспект
интегрированного занятия по рисованию для старшей группы «Роспись матрешки». С использованием современных образовательных технологий (ИКТ, технология моделирования, здровьесберегающая технология - физминутки)
• Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере истории создания русской национальной игрушки «Матрешка».
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по рисованию для старшей группы „Роспись матрешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
- познакомить с историей матрешки как народного промысла. Выяснить географию и особенности национального сувенира
- изучить связь между особенностями орнамента и национального костюма
- разработать собственные образцы росписи
- развивать сенсорные навыки
- учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях;
- развивать эстетический вкус,
- воспитывать интерес к быту и обычаям России;
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал и оборудование: игрушки Матрешки загорской, семеновской, майдановской. Куклы в национальных костюмах разных областей; диск с народными мотивами, презентация «Матрешки», таблицы с элементами и цветовым решением матрешек (полхов-майданских, загорских и семеновских, трафареты и силуэтное моделирование «Русские матрешки»,
Раздаточный материал: бумажные трафареты матрешек, цветная гуашь, салфетки; ватные палочки, кисточки, клеенки, подставки для кисточек, емкости для воды.
Этапы работы:
Подготовительный:
— ознакомление с национальными костюмами регионов России
— изучение художественных элементов
— составление орнамента
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте,пожалуйста, загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка.
- Правильно! Ребят, сегодня мы с вами побываем в роли мастера прикладного искусства и будем расписывать узорами…
- И сегодня матрешки пришли к нам в гости. Знакомьтесь:
Я из Сергиева Посада.
Встрече с Вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Матрешка Семеновская :
Я из тихого зеленого городка Семенова
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла
Матрешка из Полховского Майдана:
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
- Ребят, а кто же придумал матрешку? Кто знает? (Ответы детей).
Хотите узнать, как они появились? Тогда сядьте по удобнее и слушайте и смотрите внимательно. Показ презентации «Матрешки» и рассказ воспитателя.
- Жил-был на свете в конце девятнадцатого века купец Савва Мамонтов, предприниматель и меценат. Привезли ему как-то в его подмосковную усадьбу в Абрамцеве из далекой страны Японии с острова Хонсю фигурку буддийского святого Фукурума, выточенную из дерева. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, и оказалась разъемной: внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Подивился Савва игрушке и отнес ее в свою мастерскую «Детское воспитание». По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил из деревянного бруска липы фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке, с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка. Все они отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала завернутого в пеленки младенца.
- Распространенным именем было имя Матрена — так и появилась всеми любимая Матрешка.
- Матрешки, сделанные в одном городе, никогда не спутаешь со сделанными в другом.
В стиле предложенным Сергеем Малютиным стали расписывать матрешки в городе Загорске (Сергиев Посад). Матрешки расписывались гуашью, наряжались в платок, сарафан и фартук, которые украшались несложным узором.
Семеновские матрешки — сделанные в городе Семенове — легко узнать по большим незакрашенным плоскостям и пышному букету, который держит матрешка и который закрывает практически весь фартук. А также по кайме с бутонами цветов на платке. Самая большая матрешка была сделана тоже в Семенове — это 72 куклы (метр в высоту).
В селе Полховский Майдан матрешки знамениты своими «розанными» рисунками – основным элементом являются цветы шиповника и ягоды. Платок накинут — в узел не завязан. Руки не прорисованы. А вместо фартука и сарафана — овал, расписанный цветами, ягодами и листьями.
Прошло много лет, а Матрешка до сих пор — любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Но суть нашей матрешки остается прежней — любовь и дружба.
- Сегодня я предлагаю вам попробовать придумать свой вариант росписи и кто знает может быть когда-нибудь из вас кто-то станет автором росписи, известной как московская.
-Прежде, чем приступить к работе, давайте отдохнем.
Физкульминутка:
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
(плавное раскрывание пальцев)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают,
Головой качают.
(помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол)
(2 раза)
- А теперь предлагаю вам выбрать себе матрешку, на которую вы будете ориентироваться при росписи собственной матрешки, но сначала давайте вспомним правила безопасности при рисовании красками :
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным, за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда — обратно, как карандашом).
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
- Молодцы, а теперь приступаем к работе.
1. Перед росписью матрешки необходимо приготовить фон. Закрасить большие плоскости: это платочек, сарафан и фартук. Начинаем рисовать сверху вниз, а закрашивать мы будем гуашью.
2. Роспись начинаем с лица. Разукрашиваем волосы – для этого можно использовать оттенки коричневого и черного цветов. Раскрашиваем ротик – для этого лучше использовать чистый, насыщенный цвет (красный). Чтобы придать легкий румянец с помощью бледно красной краски (в белую краску добавляем чуть-чуть красной).
3. Переходим к одежде. Будут ли на ней какие-то цветы или узоры зависит от вашей фантазии.
Ну что ж:
Мастера скорей за дело
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Дети расписывают матрешек. Звучат народные мелодии.
Подведение итогов: разглядываем с детьми работы. Обращаю внимание, у кого получилась самая аккуратная матрешка; у кого самая интересная роспись; оригинальность работ.
- Спасибо, ребята, вам за хорошую работу. Вы молодцы!