Галина Грязнова
Конспект открытого занятия по декоративному рисованию в старшей группе детей ТНР на тему: «Роспись дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Учить детей расписывать узорами игрушку – фигуру по народным (дымковским) мотивам.
Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы, ромбы).
- Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по декоративному рисованию в старшей группе детей ТНР на тему: „Роспись дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игрушки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей.
Развивающие задачи:
- Развивать коммуникативные способности.
-Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
Материал и оборудование к занятию :
-ИКТ- использование компьютера для демонстрации слайдов
- Дымковские игрушки (для рассматривания);
-образцы элементов росписи на доске;
-палитра, кисти (тонкие и толстые, салфетки;
-гуашевые краски: синяя, красная, зеленая и желтая цветов;
-стаканы с водой;
-ромбики золотистой формы из фольги.
Предварительная работа:
- Лепка игрушек из глины на занятии по лепке;
- Декоративное рисование в художественном альбоме
- Рассматривание вылепленных игрушек;
- Закрашивание игрушек белой краской, смешанной
с клеем ПВА.
Ход занятия
1. Орг. Момент.
2. Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Послушайте интересную сказку. Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, и узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья– Искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья–Искусница превратилась в красивую Жар-Птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки, которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно перышко упало в село Дымково.
Посмотрите вот это село. (показ слайда).
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
- Ребята, а вы знаете, что делают дымковские мастера?
- Они делают игрушки из глины.
- Что же это за игрушки?
Давайте посмотрим на них. (демонстрация слайдов)
- У этого оленя золотые рога.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий мчится глиняный олень.
- Дымковская барыня очень нарядна.
На голове кудри, шляпка,
У нее пышные рукава по низу юбки оборки,
Юбка украшена ярким узором.
Посмотри, как хороша
Эта девица – Душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
- Даже кони приобрели яркий наряд.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Слайд – несколько игрушек.
Назовите, какие игрушки вы видите здесь?
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
- Ребята вам понравились игрушки?
- Какие они?
- Красивые, яркие, веселые, нарядные, забавные.
- А можно этими игрушками играть?
- Нет.
- Почему?
- Они из глины, хрупкие.
- А как вы считаете, для чего нужны эти глиняные игрушки, если с ними играть неудобно?
- Для украшения комнаты, можно подарить.
- Да, сейчас эти игрушки используют как сувениры, подарки. А вот в давние – давние времена не было игрушек, с которыми вы играете сейчас. И взрослые для своих детей делали игрушки из глины. Появились настоящие мастера, которые научились делать красивые игрушки и продавать их на ярмарках. Так Дымковские игрушки попали к нам. Посмотрите на них внимательно.
Барыня, лошадка, карусель, петушок.
Рассматриваем каждую игрушку. Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные.
- Из чего состоит узор оленя?
- Из кругов.
- А из чего состоит узор коня?
- Из точек-горошин.
- Ребята круги, кольца, точки, называются элементами узора. В узоре сочетаются крупные и мелкие элементы.
- Покажите крупные и мелкие элементы узора в олене?
- Как расположены элементы узора?
- Рядами.
Ребенок проводит пальцами вдоль рядов узора и называет места, где они находятся на теле животного (вдоль ног, шеи, посередине тела).
- Кто хочет рассказать, как украшен индюк?
- А вот дымковские куклы. Что у дымковских кукол окрашено в один цвет, а что расписано узорами?
- Посмотрите, какие на них разнообразные узорчатые юбки. Кто расскажет, из каких элементов составлен узор на юбке этой куклы.
- Ребята посмотрите на эти игрушки, и назовите все цвета красок, которыми рисуют узоры дымковские мастера.
- Красный, оранжевый, малиновый, синий, зеленый…
- Как можно назвать одним словом цвет в этих узорах?
- Яркий.
- Что общего у всех этих игрушек?
- Белый фон, яркие краски, простой узор.
- Верно ребята.
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Ребята, а ведь на народ ярмарку приходил не только купить что-то, но и повеселиться, на карусели покататься. Посмотрите вот какая карусель была в те времена.
- А вы хотите покататься на карусели?
Физ. минутка «Карусель».
Ели ели ели ели, завертелись в карусели.
А потом потом потом,
Все бегом бегом бегом.
Тише тише, не спешите
Карусель остановите
Раз два, раз два,
Вот и кончилась игра.
А еще на ярмарке народ от мала до велика любил посвистеть в глиняные свистульки.
- Ребята, давайте, и мы посвистим в настоящие глиняные свистульки.
- А сейчас я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать игрушки, которые вы слепили на прошлых занятиях, так чтобы они стали похожи на дымковские.
- Возьмите их.
- Ребята, как вы думаете, они готовы к росписи?
- Да они покрыты белой краской.
- Ребята, оказывается, Дымковские игрушки делали зимой. Сидит мастер у окна, видит в окно все в снегу и хочется ему сделать игрушку белой как снег, да и яркие краски особенно хорошо выделяются на белом фоне.
А чтобы вам было легче справиться с заданием, я предлагаю вам еще раз посмотреть на элементы узора.
- Приступайте к работе.
Звучит тихая музыка.
В процессе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Игрушки расписаны.
- Ребята давайте устроим выставку.
Рассматриваем каждую игрушку, отмечаем в игрушках, что лучше всего удалось.
- Ребята ваши игрушки похожи на дымковские игрушки?
- Похожи.
- Чем же они похожи?
- У них белый фон, яркие краски и простой узор.
- Молодцы ребята, у вас получились нарядные веселые игрушки, ими можно украсить нашу Кубанскую комнату.