Ирина Марьенкова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию «Роспись подноса жостовским узором» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора : цветы, бутоны, листья, травку. Развивать у детей чувство композиции, умение красиво располагать узор на подносе (бумажном). Воспитывать интерес к народным промыслам, уважительное отношение к труду взрослых, гордость за свою родину.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию „Роспись подноса жостовским узором“ в старшей группе» размещена в разделах
- Жостовская роспись, подносы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Посуда. Все о посуде для детей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Материал: жостовские подносы разной формы, краски гуашь, кисти №1, №3, силуэт подноса, вырезанный из картона, стаканчик для воды.
Словарная работа: интерьер, династия, элементы жостовской росписи : «замолёвка», «тенёжка», «прокладка», «бликовка», «чертёжка», «привязка», орнамент.
Предварительная работа: беседы о жостовской росписи, рассматривание подносов с жостовским узором, цветных иллюстраций, чтение художественной литературы о народных промыслах.
Ход работы.
- Ребята, давайте подойдём и рассмотрим нашу выставку.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы и цветные иллюстрации жостовской росписи.
- Какие красивые расписные подносы изготавливают народные мастера в деревне Жостово.
Цветущий край, родимые просторы –
Весенний луг, тенистые леса….
В них Жостово изящные узоры,
Федоскина былинная краса!
И я – росток от корня векового,
Я – плоть и кровь Мытищинской земли.
Не зря наш край, исконный, родниковый,
Жемчужиной России нарекли!
Г. Степанова
- Да, много сёл в Московской области, но о Жостове знают все, наслышаны о нём, по всей земле. Долгое время подносы изготавливали из папье – маше, но в богатых домах пользовались металлическими подносами. Подносы стали востребованы, когда появился напиток чай, а до этого были другие русские напитки, как сбитень, медовуха. Появился и ритуал – чаепитие.
- Посмотрите, на эту красоту, назовите мне понравившийся цветок на этих подносах. Скажите, как называется цветок, где он прорастает, опишите его.
- А скажите мне, если на лугу мы соберём по одному много цветов, как это будет называться? (Букет).
- Послушайте стихотворение:
Цветы России собрались
В венок красивый заплелись
И не страшна им осень.
Ромашка прячет желтый глаз
Под белыми ресницами.
И листья скручены под ней
Зелеными косицами.
Г. Степанова
- Ребята, скажите, какие формы подносов вы видите?
- Да правильно, разнообразие форм и размеров поражало воображение – это овальные и квадратные, прямоугольные, круглые, шести – восьмиугольные, и даже треугольные подносы для угловых столов.
- В основном мастера покрывают подносы черной эмалью, хотя жостовские подносы бывают красные, зеленые, синие.
- А теперь,
ответьте мне,
кто такою красотою
на подносе рисовал
и всех цветами удивлял
как называется профессия людей, которые расписывают подносы? (Художники).
- А сейчас, я вам предлагаю тоже превратиться в художников села Жостово, согласны? Занимайте свои рабочие места.
- Я вам рассказывала, этапы росписи жостовских подносов. Сначала мы продумаем рисунок будущего узора, так как будем рисовать сразу кистью, как настоящие мастера. 1 этап - сделаем замалёвок – нанесём силуэты цветов и листьев. Крупные цветы поместим в центре букета, а окружать их будут цветы поменьше, а совсем по краям располагаются мелкие цветы и листочки.
- 2 этап - тенёжка – мы нанесём цветные тени с помощью которых, наш букет, будет казаться объёмным.
- 3 этап – мы будем, высветлять некоторые детали и у нас получится более контрастный вид – этот этап называется прокладка.
- Далее, мы займёмся бликами, этот этап так и называется – бликовка. Создаётся настроение и особый колорит нашего букета.
- Ну и закончим наш поднос чертёжкой – нанесём тонкой кистью небольшие штрихи, нарисуем прожилки и края листиков, в центре цветов обозначаем «семенца».
- Следом идёт приём привязка – это, когда в букет, мы прорисуем травинки, стебельки.
- А потом займёмся уборкой, так называется приём украшения бортов подноса.
Проводится физкультминутка «Цветок».
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик,
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик.
Кисти рук плотно сомкнуты, бутон.
Кисти рук у запястья соединены, а пальцы
плавно расходятся в разные стороны,
напоминая раскрывшийся цветок.
Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся
цветок.
Кисти рук возвращаются в исходное
положение.
Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.
- А теперь, возьмём кисточки и начнём творить жостовские чудеса. В ходе занятия педагог следит за приемами рисования. Напоминает детям, если потребуется, что крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса.
После росписи подносов дети оценивают свою работу.
- Ребята, у каждого жостовского подноса есть красивые названия: «Нежность», «Русь», «Подмосковное утро» и другие. Придумайте и вы названия своим подносам.
О Жостовских подносах давно молва бежит,
Купава золотая на полотне лежит.
Фиалки голубые в подносиках живут
И ласточки лихие летают там и тут.
А. Загрядский