Елена Сёмик
«Поздняя осень». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Поздняя осень
Цель: Систематизировать и пополнять словарный запас по лексической теме «Осень»
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью;
- уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени;
Развивающие :
- активизировать словарный запас, обогащать его именами прилагательными: щедрая, урожайная, ранняя, золотая, поздняя;
- развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли;
Публикация «„Поздняя осень“, Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- развивать навык работы с графическим планшетом (ориентировка на листе бумаги, разные виды линий: прямые, волнистые, зигзагообразные).
Воспитательные:
- воспитывать умение замечать изменения в серии картинок об осени;
- воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность
художественного образа, передаваемого в музыке.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени; Иллюстрации с изображением диких животных (на каждого ребенка, планшеты, маркеры, аудиозаписи - музыка осени со звуками дождя.
Предварительная работа:
• Наблюдения за живой и неживой природой.
• Экскурсии по экологической тропинке детского сада и в рощу «Дубки».
• Рассматривание картин и репродукций об осени.
• Чтение художественной литературы.
• Заучивание стихов, отгадывание загадок.
Ход занятия
Воспитатель предлагает послушать музыку и читает стихи:
Льет дождь — холодный, точно лед.
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном.
Над лесом держат перелет.
Интересно, про какое время года это стихотворение? (Ответы детей.) Верно. Представляет гостью – Каркушу.
Каркуша: Однажды прилетела я на полянку, а там.
(Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением ранней осени.)
Расскажите, что я увидела? (Ответы детей.) Верно, а какая это осень? (Ранняя.) Почему вы так думаете? (Ответы детей.)
Через какое-то время я снова полетела посмотреть, что там интересного есть, и увидела.
Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением золотой осени.
Каркуша: Ребята, опишите, какую же осень я увидела. (Золотую.) А почему она так называется, какие изменения произошли? (Ответы детей.)
А недавно я полетела на поляну и ахнула.
Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением поздней осени.
Воспитатель Что же на этот раз увидела Каркуша? (Позднюю осень.) Давайте расскажем о поздней осени. (Ответы детей.)
Как же одеваются люди в такую погоду? Холодно не только людям, но и животным. Где же они зимуют? (Ответы детей.)
Давайте поиграем. Я буду ведущим, а вы лесными жителями. Согласны? (Да) На полу лежат иллюстрации с изображением диких животных. Возьмите их в руки.
Воспитатель: Жители леса! Осень на пороге, все ли к ее приходу готовы? (Ответы детей.) А вы, звери, что будете делать? Кто из зверей шубки менять будет и на какие? (Заяц серую на белую, белка рыжую шубку на серенькую.) Какие убежища для себя приготовите? (Лиса — нору, волк — логово, медведь — берлогу, белка — дупло утеплит, еж и барсук — норки.) Кто какие припасы на зиму готовит? (Белка запасает грибы, ягоды, орехи. Мыши-полевки — колоски и желуди. Бобры валят деревья.) Кто на всю зиму спать заляжет? (Ежи, медведи, барсуки, лету-чие мыши.) Кто без запасов и нор зимовать будет? (Заяц.) Молодцы, все к зиме готовы.
Воспитатель. А сейчас отгадайте загадку.
Отхлестал по щекам,
Настегал по рукам,
Шапку с головы сорвал
И удрал. Что это?
(Ветер)
Что умеет делать ветер? (Дуть, выть, завывать, гудеть, бушевать.) А если это было вчера на площадке, то что делал ветер? (Дул, гудел, листья срывал).
Физминутка: Клён.
Ветер тихо клён качает
Влево, вправо наклоняет
Раз наклон и два наклон
Зашумел листвою клён.
Воспитатель. Как называется это явление, когда летят листья с деревьев? (листопад)
Что делают поздней осенью листья. (На земле лежат)
Воспитатель. Давайте поиграем! Нарисуем Каркуше, как ветер срывает листочки с деревьев (педагог раздаёт планшеты и маркеры)
Задание: нарисовать в верхней части планшета три листочка. Первый листок ветер закружил (проводится спиральная линия вниз); второй листик раскачал (зигзаг); третий листик очень лёгкий медленно летит (волнистая линия).
Педагог ещё раз обращает внимание на все три периода осени и просит составить сравнительные предложения об осени таким образом, чтобы ответы детей были примерно следующие: «Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней осенью грибов нет. Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней осенью мы эти листья собирали под деревьями. Ранней осенью мы рвали яблоки с яблонь, а поздней осенью яблок на деревьях уже нет. Ранней осенью мы убирали овощи, а поздней осенью никаких овощей на огородах нет. Ранней осенью идут дожди, а поздней осенью дожди со снегом».
Воспитатель: Очень интересно вы рассказываете. Спасибо, ребята, Каркуше очень понравилось. О чём мы говорили? (Об осени)
Каркуша всех приглашает потанцевать под осеннюю музыку.