Анна Дубинина
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Царица осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №162»
Конспект интегрированного занятия
(по развитию речи)
для детей подготовительной группы
по лексической теме: Осень
Воспитатели:
Попова Н. А.
Обухова А. В.
Новокузнецк, 2016
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи „Царица осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Интегрируемые области : «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Художественное творчество».
«Царица Осень»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени с помощью художественно-выразительных средств.
Задачи:
1. Пополнять и уточнять словарь по лексической теме «Осень»;
2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения;
3. Учить понимать, как композиторы, поэты, художники, используя разные средства выразительности (цвет, композицию, ритм, передают образ осени;
4. Закрепить навык образования прилагательного от существительного;
5. Продолжить развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
6. Развивать логическое мышление, память, внимание, восприятие музыки средствами музыкальной выразительности, зрительного и слухового внимания, координации движений и мелкой моторики рук;
7. Воспитывать умение отвечать на поставленные вопросы, не перебивая друг друга; работать в дружелюбной обстановке помогать друг другу при выполнении заданий; бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Утренняя гимнастика «Листопад»; пальчиковая игра «Осень»; Беседа «Почему опадают листья»; Дидактические игры: «Посчитай листочки», «Четвертый лишний», «Выложи елочку» (счетные палочки); загадывание загадок и чтение пословиц об осени; пластилинография «Береза»; Рекомендации для родителей о мерах профилактике простудных заболеваний «Народные рецепты». Экскурсия в лесопарк.
Оборудование: муз. Центр, запись музыки П. И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»; репродукция картин И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябина», И. Остроухова «Золотая осень» и др. ; стихи Г. Исаева «Красавица осень»; пословицы; гуашь; альбомные листы; кисти; непроливайки; листья из картона (береза, клен, дуб); нарисованные деревья без листьев; кукла в верхней одежде; элементы нарядной кукольной одежды; украшения.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Орг. момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас совершить необычное путешествие в мастерскую природы и узнать как художники и поэты восхваляют осень. А перенесет нас туда красивая музыка. П. И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года».
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
II. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня по телевизору передавали прогноз погоды, диктор рассказывал про температуру воздуха, направление ветра и осадки.
Воспитатель: Осадки? Что это такое? (Дождь, снег, туман, град и другое)
(Воспитатель показывает условные обозначения по календарю природы.)
Воспитатель: А как можно узнать какая будет погода? (Посмотреть про-гноз погоды, услышать по радио, интернет, посмотреть на улицу).
Но так было не всегда. Раньше, когда не было телевидения и интернета, люди обращали внимания на изменения природы в тот или иной период года, свои наблюдения они передавали из поколения в поколение. В приметах узнавали о предстоящей погоде. Например, такие:
Береза желтеет снизу – зима будет поздней, а если сверху – ранней.
Теплая осень — к долгой зиме.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
В лесу много рябины — осень будет дождливая, если мало — сухая.
Воспитатель: На что ещё можно положиться, кроме примет, чтобы узнать погоду? (появились метеостанции, техника)
Воспитатель: Какая погода бывает осенью чаще? (пасмурная, дождливая и т. п.)
Воспитатель: Как меняется природа в этот период? (световой день умень-шается, температура воздуха падает, летит паутина, идут дожди, меняет цвет листва, желтеет и высыхает трава, дозревают некоторые фрукты, ягоды и грибы, наступают первые заморозки и др.)
Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя)
Воспитатель: Почему её называют золотой? (желтеют листья)
Воспитатель: Приглашаю вас ребята на выставку картин.
Воспитатель: А как вы думаете, кто пишет картины? (художники)
Каких художников вы знаете? (И. Левитан, Г. Грабарь, Шишкин)
Как называются картины на нашей выставке? (пейзаж, изображена природа)
Чем они отличаются? (изображены разные времена года)
Воспитатель: Посмотрите на картины и покажите, где изображена Осень.
Почему вы так думаете? (Дети по очереди делают рассуждения, называют приметы осени, изображенные на разных репродукциях). С помощью каких красок художник изобразил осень?
Воспитатель: В какие краски раскрашивает осень природу? (разные краски желтые, красные) Осень красавица славится не только своими золотыми деревьями, но и разнообразием цветов.
Воспитатель: Какие цветы цветут осенью? (гладиолусы, флоксы, астры, хризантемы, розы и др.)
Физминутка
Воспитатель: А сейчас,представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).
«Листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Воспитатель: Какую одежду и обувь люди носят осенью, почему? (плащи, куртки, пальто, кофты, брюки, платья, юбки, сарафаны, пончо. Люди носят одежду, которая может защитить от ветра, дождя и холода.)
Воспитатель: Молодцы, вы точно рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди сочинили загадки и пословицы, складывали песни и стихи о красавице осени.
П. И. Чайковский сочинял много музыки для детей и взрослых. Он создавал целые музыкальные альбомы, в которых было 10 – 12 и даже больше музыкальных произведений. Каждая пьеса – это один месяц в году. Поэтому все музыкальные пьесы имеют такое же название, как и называются наши календарные месяца: январь, март, апрель и т. д.
Воспитатель: Сегодня мы будем слушать музыкальное произведение П. И. Чайковского «Осень». Эту пьесу П. И. Чайковский сочинил про осенний месяц октябрь.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось произведение? Какая, музыка? Хо-чется ли под неё танцевать? двигаться? (грустное, красивое.)
Воспитатель: Что вы представили себе, когда слушали это произведение? (Листья кружатся и ложатся на землю. В этой музыке можно услышать и порывы ветра и как падают листья. Мелодия звучит неторопливо, с остановками, несколько медленно, уныло).
Воспитатель: Да, действительно, в музыке можно услышать и порывы ветра, и как падают листья. Мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально, медленно, уныло. Какая картина осени изображена в музыке? (Поздняя, хмурая осень, осыпаются листья, дует ветер наступают холода).
Воспитатель: Ребята, к этой музыке можно прочитать произведение «Красавица осень» поэтессы, Галины Исаевой. Она написала вот такое стихотворение:
Красавица Осень спешила на бал,
Меняла наряды, цвета, украшенья.
И что же, последний листочек опал.
Расстроилась Осень, ей нет утешенья.
И хлынули слезы дождем проливным,
И холодно ей, и пропали надежды.
Ты, Осень, не плачь, не грусти, подожди,
И новые мы нарисуем одежды.
Г. Исаева
Как и музыка П. И. Чайковского стихотворение грустное, жалобное, задумчивое, тоскливое.
Воспитатель: О какой осени рассказывается в нем? (о поздней)
Стихотворение передает картину поздней осени, увядающей осени.
Воспитатель: Ребята теперь я вам поставлю еще раз это музыкальное произведение.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года». Входит «Осень» (кружится под музыку)
Воспитатель: Здравствуй, осень! А мы с ребятами как раз о тебе говорим, оставайся с нами.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от чего же так грустит наша красавица Осень? (нет нарядного платья) Чем может быть красива осень? (разноцветные листья, богатый урожай, грибы, яркие цветы). Молодцы! Все верно сказали. Давайте порадуем нашу Осень, сыграем с ней в игру «Наряди осень» (наряжаем заготовленными листочками, муляжами грибов и ягод….)
Осень : Спасибо, ребята! Нарядили меня. Теперь я настоящая царевна: и в нарядном платье, и с полной корзиной угощений. И настроение поднялось так, что очень хочется ещё с вами поиграть.
Осень : Утром подул ветер и в листопаде перепутал все листочки. С каких деревьев улетели листья?
Игра «Найди дерево» (береза, клен, дуб)
Дети делятся на 3 команды и по очереди выбирают и прикрепляют листья к веточкам нужного дерева (на доске приготовлены нарисованные деревья без листьев).
Осень : Веселые вы, ребята, но мне пора возвращаться домой. Ещё очень много дел надо успеть выполнить к началу зимы. До свидания!
III. Итог занятия.
Воспитатель: Где мы с вами сегодня побывали? Что сделали? Что запомнилось больше всего? Мы сегодня много говорили об осени, слушали музыку и стихи, рассматривали картины разных художников. Дома предлагаю вам самим стать настоящими художниками и нарисовать царевну Осень, а потом принести свои рисунки в группу. Посмотрим, какая замечательная выставка ваших работ у нас получится.