Наташа Васильченко
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Поздняя осень. Звук [Ы]»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Тема: Поздняя осень. Звук Ы.
Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
• - Расширять кругозор и представления детей об изменениях в природе осенью;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной логопедической группе „Поздняя осень, Звук [Ы]“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
• - развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление; образовывать множественное число существительных, учить подбирать слова- антонимы;
учить детей выразительно читать наизусть стихотворения с опорой на схему.
• - воспитывать любовь к поэзии, интерес к объектам родной природы.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкальная, игровая.
Словарная работа: Предметы: гласный ударный, безударный; согласный твердый, мягкий, звонкий, глухой звук; слякоть, непогода, разноцветье. Прилагательные: золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, физминутки.
Материал и оборудование: репродукции картин «Ранняя осень» Василия Дмитриевича Поленова, «Золотая осень» и «Поздняя осень» Исаака Ильича Левитана; маленькие предметные картинки с приметами осени; профиль звука Ы и картинка для звукоподражания звуку Ы; игра «Пианино»; листик, капелька дождя; схемы для звукового анализа слова «тыква», фишки и магниты; игра «Протяни дорожку»; предметные картинки со словами-антонимами; схема для рассказа стихотворения, волшебный поясок; корзина с орехами для детей.
Ход образовательной деятельности:
I. Орг. момент. (Ребята заходят в кабинет)
- С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?
(С весёлым, хорошим)
- Покажите мне ваше хорошее настроение. Напоминаю, что на занятии нужно не кричать, не шуметь, слушать внимательно, поднимать руку.
II. Повторение признаков осени, осенних месяцев.
- Ребята, слушайте внимательно, не перебивайте, это что за месяц, ну-ка отгадайте:
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало лужи все.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(это месяц ноябрь.)
- Посмотрите на картины, которые лежат на столе и назовите все осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Каждый месяц соответствует определенному периоду осени. Назовем их. (ранняя осень, золотая и поздняя)
III. Сравнение ранней и поздней осени.
- Мы уберем одну из картин и попробуем сравнить две репродукции картин «Раннюю осень» Василия Дмитриевича Поленова и «Позднюю осень» Исаака Ильича Левитана.
Помогут нам маленькие картинки, на которых изображены разные признаки ранней и поздней осени. Картинки надо положить рядом с картинами, к которым они больше подходят. (дети выполняют задание:
Это хризантемы. Они цветут ранней осенью.
Дети собираются в школу ранней осенью.
Туман бывает поздней осенью.
Дожди идут поздней осенью.
Насекомые прячутся в щелки поздней осенью.
Бабочки порхают ранней осенью.
Фрукты поспевают ранней осенью.
Брусника поспевает ранней осенью.
Заморозки бывают поздней осенью.
Овощи собирают ранней осенью.
Дерево в разноцветном наряде бывает ранней осенью.
Сильный ветер дует поздней осенью.)
- Молодцы вы правильно справились с заданием! Садитесь.
IV. Объявление темы.
- Сегодня на занятии мы обобщим наши знания об осени и познакомимся со звуком Ы.
V. Характеристика звука Ы.
Мишка, перед тем как залечь спать в берлогу, решил полакомиться медом. Что из этого получилось? (его ужалили пчелы) Как он закричал? (ЫЫЫЫЫЫ)
Какой звук Ы? (Звук Ы – гласный, потому что он не встречает преград и поется)
VI. Игра «Пианино». Развитие фонематического слуха у детей.
- Возьмите по два кубика: один - синий, другой – зеленый. Я буду называть слоги. Если в слоге твердый согласный звук с гласным Ы, вы должны нажать на твердый синий кубик. А если будет слышаться мягкий согласный звук с гласным И, то нажимайте на зеленый мягкий кубик.
Мы, ти, кы, сы, пи, хы.
VII. Пальчиковая гимнастика «Ветер и листья»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал.
(Дети изображают деревья с листиками и взмахивают руками (ветками)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.)
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Опускают руки, приседают.)
Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями дружил.
(Кружатся на носочках на месте.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.)
И последний лист с осинки
Ветер кружит над тропинкой.
(Вращательные движения кистями рук.)
К ночи ветер-ветерок
Рядом с листьями прилег.
(Приседают.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.)
И последний лист с осинки
Тихо дремлет на тропинке.
(Расслабляются, закрывают глаза.)
Н. Нищева, Л. Гаврилова
VIII.Образование множественного числа существительных.
- Поиграем в игру с листиком. Я буду называть предмет в единственном числе, а вы во множественном:
цветок (а если много) –
трава –
куст –
оса –
пчела –
гриб –
ягода –
фрукт –
тыква -
IX. Звуковой анализ слова «тыква»
1. Ребята, а это что? (звуковая схема слова «тыква»)
2. Разберем схему: (Первый звук – т. Он твердый согласный и глухой. Мы его обозначим синим цветом.
Второй звук – ы. Он гласный. Мы его обозначим красным цветом.
Третий звук – к. Он твердый согласный и глухой. Мы его обозначим синим цветом.
Четвертый звук – в. Он твердый согласный и звонкий, поэтому обозначим его синим цветом с колокольчиком.
Пятый звук – а. Он гласный. Мы его обозначим красным цветом.
3. Сколько в этом слове гласных звуков? (В этом слове 2 звука)
4. Как узнать, какая гласная ударная (надо позвать слово).
5. Какая гласная ударная? (ы). Ставим ударение.
6. Что мы знаем о гласных? (сколько в слове гласных, столько и слогов). Посчитаем. (Два слога и две гласных)
7. Сколько в этом слове всего звуков? (в слове тыква 5 звуков)
X. Игра «Протяни дорожку». Подбор антонимов к словам.
1. Что изображено на картинке? А наоборот? (День – ночь)
2. Какая осень изображена? А наоборот? поздняя осень - ранняя осень
3. Как сейчас на улице? А наоборот? (холодно-жарко)
4. Что делает муха? А что делает жук? (летит – прячется)
XI. Физкультминутка «Дождик»
XII. Рассказ стихотворения с опорой на схему.
- Ребята, я вам в пятницу читала стихотворение. Мы это стихотворение попытались зарисовать. Сегодня я вам еще раз прочитаю его. Вы внимательно слушайте и вспоминайте его, а потом мы послушаем вас.
(логопед читает стихотворение)
Что такое осень?
У кого мы спросим?
Осень – это тучи, лужи и дожди,
Слякоть, непогода,
Ждет зимы природа,
И тепла от солнца
Ты уже не жди.
Осень- это листьев
Чудо-разноцветье,
Нити паутинок,
Хризантем цветенье.
Осень – это птицы
К югу полетели,
Это листопада
Плавное круженье.
Осень с урожаем
Овощей и фруктов,
С теплою одеждой,
Крышей из зонтов,
С вянущей травою,
Спячкою медведя,
С множеством запасов
Средь густых лесов.
Осень — это шубка
Теплая у зайца,
Нет уж насекомых,
Спрятались они.
Первый снег и стужа.
Первый лед на лужах,
Ночи всё длиннее
И короче дни.
- Я старалась рассказывать стихотворение, чтобы вам было интересно. Постарайтесь и вы рассказывать выразительно, четко произносить звуки. Рассказывать будем по очереди: от прищепки до прищепки. Будьте внимательны! (дети читают стихотворение)
XIII. Игра «Осенние слова»
- Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.
(Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая)
XIV. Итог занятия.
- Понравилось ли вам занятие?
- Что было трудно делать?
- Что запомнили интересного?
XV. Подарки осени
Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:
Бусы красные - рябине, фартук розовый - осине,
Зонтик желтый - тополям, а орехи дарит нам.
(дети получают в подарок от осени орехи)