Марина Выйгетова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Осень золотая»
Выполнила: Выйгетова Марина Петровна
воспитатель
Тип занятия : комплексное
Вид занятия : познавательное
Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе
Задачи:
1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Осень золотая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
4. Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень».
5. Развивать связную речь.
6. Закреплять умения согласовывать прилагательные с существительными.
7. Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
8. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
9. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.
Демонстративный материал: картинки с признаками осени, картинки с изображениями правил в транспорте, макеты деревьев, иллюстрации деревьев, листья, мяч, аудиозапись звуков леса, ветра, автобуса, музыка П. И. Чайковского “Времена года”.
Раздаточный материал: осенние листья сделанные из картона, нить коричневого света, цветная бумага, клей – карандаш, клеенки, салфетки.
Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья, береза, рябина, клен, дуб.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени; игра «Подбери предмет к признакам». Наблюдения за живой природой на прогулке; наблюдения за деревьями на территории ДОУ; чтение литературы природоведческого характера; рассматривание иллюстраций о лесе;
Организация занятия
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: – Ребята, сегодня у нас необычный день. Сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются) - Я приглашаю вас в волшебный лес.
(На экране – волшебный лес.)
- Вы согласны ехать в этот лес? (ответы детей).
Воспитатель:– А поедем мы в лес на автобусе. Но перед тем как сесть в автобус, давайте вспомним правила поведения в транспорте.
(С экрана лес убирается)
(Дети рассматривают картинки и называют правила).
Дети:
1 правило: - В автобус нужно заходить в переднюю дверь, потому что выходят в заднюю дверь.
2 правило:– В автобусе себя нужно вести тихо и спокойно. Нельзя громко разговаривать.
3 правило: - Если в автобусе находится пожилой человек, для него нужно освободить место.
4 правило: - В автобусе нельзя сорить.
5 правило: - С автобуса нельзя высовывать голову из окна. Это не красиво и не безопасно.
6 правило: - Необходимо соблюдать все правила поездки.
Воспитатель: - А теперь можно занять свои места в автобусе.
(Дети встают змейкой, впереди водитель. В руке - руль).
- Поехали!
(На экране – изображение автобуса, звучит аудиозапись как едет автобус, дети имитируют езду в автобусе 1 – 2 куплеты).
Воспитатель:– Вот мы и на месте. Как здесь красиво! Правда, ребята? Действительно, волшебный лес.
– Ребята, посмотрите вокруг.
(Показ на оформленный уголок под Осень).
- Какое сейчас время года?
Дети: - Осень!
Воспитатель: - А как вы это узнали? (ответы детей)
Воспитатель:– А после какого времени года наступает осень? (ответы детей).
Воспитатель: – Ребята, давайте поиграем с вами в одну игру.
(Дидактическая игра «Подбери слова»).
- Для этого нам надо встать в кружочек.
(Дети встают в кружок)
Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос полным предложением.
– Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают.
– Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью идет.
– Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают.
– Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.
– Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.
– Звери осенью (что делают) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Воспитатель: - Ребята, а хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку:
«Нам в дождь и зной поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек».
Дети: - Дерево.
Воспитатель:– Чем похожи все деревья между собой? (ответы детей)
Воспитатель:– Правильно! У них есть ствол, ветви, листья, корни.
Воспитатель:– А чем они отличаются друг от друга?
Дети: - Листьями.
(Звучит аудиозапись ветра)
Воспитатель: – Осенний ветер разбросал разноцветные листья. Посмотрите, какие они красивые, надо их собрать.
(Дети подходят на поляну, где разбросаны листья)
- Поднимите по одному листочку.
( Дети собирают листья: березы, дуба, клена, рябины)
- Ребята, вы наверное устали? Давайте отдохнем. Присаживаемся.
(Дети присаживаются)
Воспитатель:– Давайте, посчитаем, сколько получилось кленовых листиков?
(Дети считают)
Дети: - Получилось пять листиков.
- Сколько листиков березовых на руке?
Дети: - Березовых листиков четыре.
- Сколько дубовых?
- Сколько листьев рябины?
(Дети считают и отвечают)
Воспитатель: - На доске изображение деревьев. Листочки слетели с этих деревьев.
Вы узнали деревья, которые растут в нашем лесу? Подойдите и назовите.
Дети: - Клен. Береза. Красная рябина. Дуб.
Воспитатель: - Осенний ветер принёс нам листья с деревьев.
Физминутка:
Ветер по лесу летал, (Руками машут)
Ветер листики считал. (Руками делают волну)
Вот дубовый, вот кленовый (Прыжки)
Вот рябиновый резной
Вот с березки золотой.
Вот последний лист с осинки (Показ рукой)
Ветер бросил на тропинку.
- Отгадайте, с какого дерева упал каждый листочек. Закрепите его под нужное дерево и назовите, какой это листок.
Ребё нок: - Этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист.
(Все дети с кленовым листочком выходят и закрепляют под корень)
Ребё нок: - Этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист.
(Все дети с рябиновым листочком выходят и закрепляют под корень)
Ребё нок: - Этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.
Воспитатель: - Ребята, обратите внимание, кто – то шуршит в листве. Это ежик.
(На экране –Ежик)
- Я вам расскажу про него удивительную сказку. Давайте послушаем.
(Рассказывание сказки «Заботливый Ежик и лесные звезды» из серии «Уроки воспитания»)
(Ответы на вопросы)
- Где гулял Ежик?
- Что увидел Ежик?
- Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Зайчику?
- Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Белочке?
- Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Медвежонку?
- Каким был Ежик?
- Почему?
- Ребята, что было вместо звездочек?
(Ответы детей)
- Ребята, а давайте проверим, правильно вы ответили на мой вопрос или нет?
(Просмотр слайдов. На экране Зайчик с морковкой – оранжевый лист; Белка с корзиной ягод – красный лист; Медвежонок с медом – желтый лист).
Воспитатель: - А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети встают змейкой, впереди – водитель. Слайд – автобус едет. 3 куплет)
Итог занятия.