Алеся Антонова
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц «Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
с использованием мнемотаблиц
по теме: «Поздняя осень»
Цели:
• Продолжать формировать представления об изменениях природы осенью (об уменьшением продолжительности дня, листопаде, заморозках).
• Закреплять названия осенних месяцев.
• Развивать умение составлять рассказ-сравнение признаков ранней и поздней осени.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц „Поздняя осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Развивать активный словарь признаков.
• Развитие грамматического строя речи (образование слов род. пад. мн. числа).
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память ассоциативное мышление, мелкую моторику.
Демонстрационный материал. Картинки («Солнце»; символы дня и ночи (черная и желтая полоски разной длины); небо голубое и немо хмурое; зонтик; дерево зеленое и голое с несколькими листочками; птицы; трава зеленая и жухлая; дикие животные в лесу; картинки с изображением праздников «1 сентября» и «День матери»); буква «А».
Ход занятия.
Организационный момент.
-Молодец сейчас, только тот, кто мне осенние месяцы назовет (сентябрь-октябрь-ноябрь).
Основная часть.
Беседа.
- Какие слова вы повторяли? (Это названия месяцев.)
- Месяцы какого времени года вы назвали; (Осени).
- Сколько месяцев длиться осень? (Три.)
- Назовите первый месяц. (Сентябрь).
-Назови последний месяц. (Ноябрь).
-Назови месяц, который перед ноябрем. (Октябрь).
- Октябрь – который по счету осенний месяц? (Второй)
- Ноябрь – который по счету осенний месяц? (Третий).
- Сентябрь – который по счету осенний месяц? (Первый).
-Как мы называем осень в сентябре? Осень какая? (Ранняя). А как называем осень в ноябре? Осень какая? (Поздняя).
Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Дидактическая игра: «Осень какая?»
-Ребята, поиграем в игру: «Осень какая?» и подберем слова –признаки к слову осень. (Педагог поощряет детей фишками-листочками за правильный ответ).
Дидактическая игра: «Без чего не бывает осенью» (Без листьев, дождей, туч, грибов и т. д.). (Педагог кидает мяч детям по-очереди»)
- Ребята чего бывает много осенью?
Работа с мнемо-картинками.
Сравнение признаком ранней и поздней осени с опорой на мнемо-картинки с использованием союза «А».
-Ребята, одинаковая или разная погода ранней и поздней осенью? (Разная).
Картинка «Солнце». (Ранней осенью солнце светит ярко и пригревает, а поздней осенью солнце светит слабо и меньше греет).
-Символы дня и ночи. (Ранней осенью день становится короче, а поздней еще короче).
- Картинка «Небо». (Ранней осенью небо ясное, а поздней осенью небо хмурое).
- Картинка «Зонтик». (Ранней осенью идут дожди, а поздней осенью выподает первый снег).
- Картинки «Деревья». (Ранней осенью деревья только начинают желтеть, а поздней осенью деревья стоят голые).
- Картинки «Птицы». (Ранней осенью птицы собираются в стаи, а поздней осенью перелетные птицы уже улетели в теплые края).
- Картинка «Трава». (Ранней осенью трава зеленая, а поздней осенью трава жухлая).
_Картинка «Дикие животные» (Ранней осенью звери в лесу делают запасы, а поздней осенью прячутся в своих домиках и впадают в спячку).
Картинки с изображение праздников (Ранней осенью мы отмечаем праздник 1 сентября, а поздней осенью День матери).
Физминутка.
«ЗА ГРИБАМИ»
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)
(Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.)
(Бегут, собирают воображаемые грибы.)
(Скачут стоя, «срывают» грибы.)
(Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)
Дидактическая игра «Разложи как было».
-Ребята, подул сильный ветер и наши картинки разлетелись. Перед вами такие же картинки, разложите их в том же порядке. (Дети выкладывают картинки).
Составление рассказа-сравнения.
Дети составляют рассказ-сравнение признаков ранней и поздней осени по опорным картинкам и без их использования (по цепочке, одним ребенком, рассказ без опоры двумя детьми).
Итог занятия.
-Ребята о чем мы сегодня говорили?
Поощрение детей педагогом.