Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с искусством с использованием музейной педагогики и ИКТ

Исмаилова Наталья
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с искусством с использованием музейной педагогики и ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект

интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с искусством с использованием музейной педагогики и ИКТ

«Натюрморт с хлебом»

Для старшей группы

Исмаилова Наталья Анатольевна

воспитатель

Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с искусством с использованием музейной педагогики и ИКТ» размещена в разделах

Цель: создание условий для всестороннего развития личности ребенка путем включения его в многообразную художественно – эстетическую деятельность.

Программные задачи:

Художественно-эстетическое развитие

Учить детей различать произведения искусства разных видов, подводить к пониманию специфики разных видов искусства. Обогащать представления детей, развивать у них умения : различать и называть жанры живописи, различать некоторые виды пейзажа, натюрморта. В процессе восприятия картин самостоятельно и последовательно анализировать произведение, учить понимать художественный образ, обращать внимание на наиболее яркие средства выразительности (цвет, линия, композиция). Формировать основы художественной и визуальной культуры, закреплять правила поведения в музее, обогащать опыт освоения музейной среды.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности (при проведении игр). Развивать умение участвовать в коллективном разговоре при рассматривании картин в музее, учить внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки.

Познавательное развитие

Уточнить представления о главных злаковых культурах (рожь и пшеница, из которых выпекают хлеб. Обогащать сенсорный опыт детей, учить правильно называть цвета хлеба в период его выращивания. Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в выращивании хлеба, Воспитывать уважение и благодарность к труду хлебороба, пекаря. Знакомить с пословицами, поговорками о хлебе.

Речевое развитие

Развивать связную монологическую речь при пересказе сказки. Поддерживать у детей интерес к литературе, рассказывающей о труде хлебороба, пекаря; интерес к сказке, рассказывающей о происхождении хлеба на земле. Учить понимать, что содержанием литературных произведений является изображение автором разных жизненных ситуаций, в центре которых находится человек и его отношение к окружающему.

Словарная работа: «Снедь», «нива», «Натюрморт»

Индивидуальная работа: Активизация работы по развитию связной речи (указываются воспитанники).

Предварительная работа:

1. Знакомство детей с тем, как выращивают хлеб; с трудом пахаря, хлебороба, пекаря; с разнообразием хлебных изделий.

2. Лепка из соленого ржаного и пшеничного теста булочных изделий для сюжетно-ролевой игры «Булочная»

3. Целевая прогулка к хлебному ларьку

4. Чтение художественной литературы: А. Мусатов «Как хлеб на стол пришел?», К. Тангрыкулиев «Хлеб и Хан», Т. А. Шорыгина «Сказка о пшеничном зернышке»

5. Заучивание пословиц, стихов о хлебе.

Оборудование:

1. Композиция – натюрморт с хлебом

2. Картины-репродукции: И. Шишкин «Рожь», И. Машков «Снедь московская». Хлебы», А. Пластов «Жатва», В. Стожаров «Чай с калачами», Мясоедов «Зреющие нивы», В,Стожаров «Натюрморт с хлебом»

3. Схематичные карточки при пересказе сказки; карточки «Правила поведения в музее».

4. Куб – д/и «Сколько красок у хлеба?», мяч.

5. Использование ИКТ (мультимедийное сопровождение)

6.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку

И пшеница, и ее сестрица рожь

Кормят за обедом

Нас душистым сдобным (хлебом)

Воспитатель: Да, ребята! Это хлеб (Воспитатель открывает ширму, за которой находится натюрморт с хлебом). Вот такой натюрморт с хлебом я для вас создала. А что такое натюрморт?

Дети: Картины, на которых изображены фрукты, овощи, ягоды, предметы, созданные трудом человека, называется натюрморт.

Дети садятся

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о хлебе. Великое благо – имеет ь каждый день на столе хлеб. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин, загородную прогулку в выходной день. Хлеб всегда и везде сопутствует нам.

А когда появился хлеб на Земле?

Дети: Хлеб появился давно.

Воспитатель: Давайте вспомним «Сказку о пшеничном зернышке»

Вопросы к детям:

1. Чем питались люди раньше?

2. Как звали девочку в сказке?

3. Что с ней произошло?

4. Что укололо ножку Ираты?

5. Что она сделала с колоском?

6. Кого угостила Ирата зернами?

7. Что сделала Ирата с зернышками?

8. Как бабушка сделала хлебную лепешку?

Добиваться полных распространенных предложений.

В процессе ответов на вопросы выставляются схематичные картинки: корешок, рыба, животное, камень и колосок, лицо бабушки, руки держат камни, хлебная лепешка.

Предлагается пересказать произведение по частям, вызывается 3 человека.

Пересказ. Хлеб появился очень давно, тогда, когда люди питались хлебными корешками, мужчины охотились на зверей, ловили рыбу. Однажды девочка по имени Ирата пошла искать съедобные корешки, очень устала и присела отдохнуть на камень. Ее ногу что-то укололо, девочка наклонилась и увидела, что ее ногу щекочет колосок с зернышками. Ирата была голодна. Она попробовала зернышки, они оказались вкусными. Принесла она несколько колосков домой, угостила бабушку зернышками. Но бабушка не могла разжевать зернышки: она была старенькая. Тогда Ирата растерла их между камушками и из зернышек образовалась белая мука. Она дала попробовать бабушке. Ей очень понравилось. Через некоторое время бабушка решила смешать муку и воду, а образовавшуюся белую жидкость она вылила на раскаленный камень. Получилась хлебная лепешка. Так появился хлеб.

Оценка пересказа детей.

Воспитатель: Люди сложили пословицы и поговорки о хлебе. Назовите, какие вы знаете.

1. Хлеб – всему голова

2. Без хлеба - нет обеда

3. Где хлебно и тепло – там жить добро

4. Будет хлеб – будет и песня

5. Хлеб – наше богатство

6. Хлеб – хозяин дома, всему он голова

7. Хлеба к обеду в м еру бери – он – драгоценность, им не сори!

8. Будет хлеб – будет и обед!

9. Хлеб – батюшка, вода – матушка!

10. Красна река берегами, а обед – пирогами!

11. У голодного хлеб на уме

12. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах

Ребенок прочитает стихотворение о хлебе:

«Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый,

В нем здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло».

Воспитатель: Молодцы! Много знаете пословиц, поговорок о хлебе, хорошо прочитал стихотворение (называется имя воспитанника). Пришло время отдохнуть.

Физминутка (в кругу)

А сейчас мы нарисуем колосок.

С начала тонкий стебелек,

Два привычных полукруга

Поместили друг на друга,

Положили на бочок

И молчок.

Колоски золоченые

На ветру качаются

На ветру качаются

Низко наклоняются.

Осень дарит урожай (хлопки в ладоши)

Не ленись, собирай!

Дети остаются стоять в кругу

Воспитатель: Ребята! Перечислите хлебные изделия, которые вы знаете.

Дети. Хлеб, булка, батон, пряник, плюшка, печенье, сухари, сушка, вафли, кекс и т. д.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко». (Игра проводится с мячом)

Я назову хлебное изделие, а вы подберите к нему определение, какое оно:

• Батон (нарезной, румяный, поджаристый)

• Пряник (мятный, клюквенный)

• Сушка (ванильная)

• Печенье (сладкое, шоколадное, юбилейное)

• Рогалик (мягкий, сдобный)

• Хлеб (ржаной, пшеничный)

• Калач (сдобный, румяный)

• Плюшка (сахарная, маковая)

• Пончики (пышные)

• Сухари (ванильные, лимонные, свежие)

• Кекс (изюмный ароматный)

• Блины (масляные, поджаристые)

• Пирог (капустный, ягодный)

Воспитатель: Молодцы! Много подобрали определений. Подойдем вот к этому стенду. Обратите внимание на наши коллажи о хлебе, которые мы оформляли в группе.

Воспитатель: Ребята! Скажите Сколько красок имеет хлеб? Как вы думаете?

Проводится д/и «Сколько у хлеба красок?»

Ответы детей:

• Весной, когда засевают поле хлебными зернами, поле темно-коричневой, зернышки прорастают и появляются первые зеленые хлебные ростки;

• Колоски подрастают, из зеленых они превращаются в золотые, светло-желтые;

• Пришло время собирать урожай. Золотые колоски собрали, отвезли на мельницу, сделали белую муку;

• Из белой муки испекли румяный, поджаристый хлебушек.

Итог: много красок имеет хлебушек – и зеленый, и золотой, и белый, и светло-коричневый.

Воспитатель: Ребята! Хлеб воспевают в песнях, художники рисуют картины о хлебе. Мы сейчас с вами отправимся в музей изобразительного искусства и посмотрим картины, на которых художники изобразили хлеб. Прежде чем отправиться туда, вспомним правила поведения в музее.

(Показ - схематичных карточек. Дети называют правила поведения).

1. Картина И. Шишкина «Рожь»

Воспитатель: И. Шишкин «Рожь»

«Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы» (А. Фет)

Воспитатель: Ребята! А что такое «нива»?

Дети: Это хлебное поле.

Воспитатель: Какие краски использовал художник?

Дети: желтую, оранжевую, зеленую, голубую…

Воспитатель: Какая это картина? (подбор антонимов) :

• Просторная или тесная? (высокое небо, высокие сосны, большое широкое поле);

• Радостная или унылая? (радостная, яркая, светит солнце, богатые нивы);

• Теплая или холодная? (золотое, солнечное, желтое поле греет своим солнцем).

Воспитатель:? Красивая картина.

2. А. Пластов «Жатва»

Воспитатель: Ребята! А что такое «жатва»?

Дети: Это когда жнут хлебные колоски, собирают урожай.

Воспитатель: Ребята! А что вы можете сказать об этой картине?

Многовариативность ответов детей. Итог: Дети сидят и обедают вместе с дедушкой после тяжелой работы в поле.

Перейдем к следующей картине-натюрморту.

Воспитатель: И. Машков «Снедь московская. Хлебы.»

Ребята! А что такое «Снедь»? Как вы думаете?

Дети: Это еда, продукты.

Воспитатель: Да, это еда, продукты. Давайте вместе произнесем это старинное слово

Воспитатель: Какая это картина? Мне кажется, что она «вкусная». Вы согласны! Почему?

Дети: Изображены хлебы, булочки. Выглядит очень аппетитно, как будто идет ароматный запах этой выпечки и т. д.

Воспитатель: Дети! В нашем музее есть кинозал, Там можно посмотреть картины художников, которые тоже рисовали хлеб. Пройдемте в наш кинозал (дети садятся)

1. Воспитатель: Художник В. Стожаров.

Воспитатель: Ребята! А как бы вы назвали эту картину?

Ответы детей.

Воспитатель: Художник назвал картину «Чай с калачами»

Воспитатель: Что хочется делать, глядя на эту картину?

Дети: Пить чай с калачами да с баранками.

1. Воспитатель. Художник Мясоедов «Зреющие нивы».

Воспитатель: На какую картину похожа эта картина?

Дети: На картину И. Шишкина «Рожь»

Воспитатель: Какого цвета поле на картине?

Дети: Солнечное, яркое, золотистое, широкое, бескрайнее, светлое, хлебное.

Воспитатель: А небо какого цвета?

Дети: Небо немного желтое, как будто отражается хлебное поле в облаках (многовариативность ответов)

2. Воспитатель: В. Стожаров «Натюрморт с хлебом»

Воспитатель предлагает послушать стихотворение о хлебе, которое подходит к этой картине. Читает ребенок.

«Вот лежит каравай

У меня на столе,

Черный хлеб на столе

Нет вкусней на земле!»

Воспитатель: Нет ничего вкуснее хлеба!

Подводит итог занятию.

Мы посмотрели картины в нашем музее. О чем все эти картины? Что их объединяет?

Дети: Все эти картины о хлебе.

Воспитатель: Да, ребята! Все эти картины о хлебе. Их объединяет одна тема – «хлеб». Теперь вы знаете, что хлеб – основа жизни, всему он голова! Хлеб наше богатство. А как надо относиться?

Ответы детей. Обобщение ответов.

Занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в средней группеКонспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в средней группе .

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» во 2 младшей группе.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Дикие и домашние животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Дикие и домашние животные» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие и домашние животные». Совершенствование грамматического.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Зимующие.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Чья мама? Чей малыш?»Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Чья мама? Чей малыш?» Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему: «Чья мама? Чей малыш?». Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие с космонавтом»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие с космонавтом» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие с космонавтом" Цель: формирование познаний о космических.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Защитники Отечества»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Защитники Отечества» ЗадачиОбразовательные: Знакомить детей с праздником Днём Защитника Отечества. Продолжать знакомить детей с родами войск; Учить образовывать.

Конспект ООД с детьми первой младшей группы с использованием музейной педагогики «Путешествие в мастерскую к дедушке Матвею»Конспект ООД с детьми первой младшей группы с использованием музейной педагогики «Путешествие в мастерскую к дедушке Матвею» Конспект открытой организованной образовательной деятельности для детей первой младшей группы с использованием технологии музейной педагогики.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики»Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию, используя музейную педагогику, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с искусством с использованием музейной педагогики и ИКТ
Опубликовано: 12 ноября 2022 в 14:08
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с искусством с использованием музейной педагогики и ИКТ» (включая файлы) размещена пользователем Исмаилова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД