Исмаилова Наталья
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с искусством с использованием музейной педагогики и ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29
Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект
интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с искусством с использованием музейной педагогики и ИКТ
«Натюрморт с хлебом»
Для старшей группы
Исмаилова Наталья Анатольевна
воспитатель
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с искусством с использованием музейной педагогики и ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: создание условий для всестороннего развития личности ребенка путем включения его в многообразную художественно – эстетическую деятельность.
Программные задачи:
Художественно-эстетическое развитие
Учить детей различать произведения искусства разных видов, подводить к пониманию специфики разных видов искусства. Обогащать представления детей, развивать у них умения : различать и называть жанры живописи, различать некоторые виды пейзажа, натюрморта. В процессе восприятия картин самостоятельно и последовательно анализировать произведение, учить понимать художественный образ, обращать внимание на наиболее яркие средства выразительности (цвет, линия, композиция). Формировать основы художественной и визуальной культуры, закреплять правила поведения в музее, обогащать опыт освоения музейной среды.
Социально-коммуникативное развитие
Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности (при проведении игр). Развивать умение участвовать в коллективном разговоре при рассматривании картин в музее, учить внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки.
Познавательное развитие
Уточнить представления о главных злаковых культурах (рожь и пшеница, из которых выпекают хлеб. Обогащать сенсорный опыт детей, учить правильно называть цвета хлеба в период его выращивания. Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в выращивании хлеба, Воспитывать уважение и благодарность к труду хлебороба, пекаря. Знакомить с пословицами, поговорками о хлебе.
Речевое развитие
Развивать связную монологическую речь при пересказе сказки. Поддерживать у детей интерес к литературе, рассказывающей о труде хлебороба, пекаря; интерес к сказке, рассказывающей о происхождении хлеба на земле. Учить понимать, что содержанием литературных произведений является изображение автором разных жизненных ситуаций, в центре которых находится человек и его отношение к окружающему.
Словарная работа: «Снедь», «нива», «Натюрморт»
Индивидуальная работа: Активизация работы по развитию связной речи (указываются воспитанники).
Предварительная работа:
1. Знакомство детей с тем, как выращивают хлеб; с трудом пахаря, хлебороба, пекаря; с разнообразием хлебных изделий.
2. Лепка из соленого ржаного и пшеничного теста булочных изделий для сюжетно-ролевой игры «Булочная»
3. Целевая прогулка к хлебному ларьку
4. Чтение художественной литературы: А. Мусатов «Как хлеб на стол пришел?», К. Тангрыкулиев «Хлеб и Хан», Т. А. Шорыгина «Сказка о пшеничном зернышке»
5. Заучивание пословиц, стихов о хлебе.
Оборудование:
1. Композиция – натюрморт с хлебом
2. Картины-репродукции: И. Шишкин «Рожь», И. Машков «Снедь московская». Хлебы», А. Пластов «Жатва», В. Стожаров «Чай с калачами», Мясоедов «Зреющие нивы», В,Стожаров «Натюрморт с хлебом»
3. Схематичные карточки при пересказе сказки; карточки «Правила поведения в музее».
4. Куб – д/и «Сколько красок у хлеба?», мяч.
5. Использование ИКТ (мультимедийное сопровождение)
6.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку
И пшеница, и ее сестрица рожь
Кормят за обедом
Нас душистым сдобным (хлебом)
Воспитатель: Да, ребята! Это хлеб (Воспитатель открывает ширму, за которой находится натюрморт с хлебом). Вот такой натюрморт с хлебом я для вас создала. А что такое натюрморт?
Дети: Картины, на которых изображены фрукты, овощи, ягоды, предметы, созданные трудом человека, называется натюрморт.
Дети садятся
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о хлебе. Великое благо – имеет ь каждый день на столе хлеб. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин, загородную прогулку в выходной день. Хлеб всегда и везде сопутствует нам.
А когда появился хлеб на Земле?
Дети: Хлеб появился давно.
Воспитатель: Давайте вспомним «Сказку о пшеничном зернышке»
Вопросы к детям:
1. Чем питались люди раньше?
2. Как звали девочку в сказке?
3. Что с ней произошло?
4. Что укололо ножку Ираты?
5. Что она сделала с колоском?
6. Кого угостила Ирата зернами?
7. Что сделала Ирата с зернышками?
8. Как бабушка сделала хлебную лепешку?
Добиваться полных распространенных предложений.
В процессе ответов на вопросы выставляются схематичные картинки: корешок, рыба, животное, камень и колосок, лицо бабушки, руки держат камни, хлебная лепешка.
Предлагается пересказать произведение по частям, вызывается 3 человека.
Пересказ. Хлеб появился очень давно, тогда, когда люди питались хлебными корешками, мужчины охотились на зверей, ловили рыбу. Однажды девочка по имени Ирата пошла искать съедобные корешки, очень устала и присела отдохнуть на камень. Ее ногу что-то укололо, девочка наклонилась и увидела, что ее ногу щекочет колосок с зернышками. Ирата была голодна. Она попробовала зернышки, они оказались вкусными. Принесла она несколько колосков домой, угостила бабушку зернышками. Но бабушка не могла разжевать зернышки: она была старенькая. Тогда Ирата растерла их между камушками и из зернышек образовалась белая мука. Она дала попробовать бабушке. Ей очень понравилось. Через некоторое время бабушка решила смешать муку и воду, а образовавшуюся белую жидкость она вылила на раскаленный камень. Получилась хлебная лепешка. Так появился хлеб.
Оценка пересказа детей.
Воспитатель: Люди сложили пословицы и поговорки о хлебе. Назовите, какие вы знаете.
1. Хлеб – всему голова
2. Без хлеба - нет обеда
3. Где хлебно и тепло – там жить добро
4. Будет хлеб – будет и песня
5. Хлеб – наше богатство
6. Хлеб – хозяин дома, всему он голова
7. Хлеба к обеду в м еру бери – он – драгоценность, им не сори!
8. Будет хлеб – будет и обед!
9. Хлеб – батюшка, вода – матушка!
10. Красна река берегами, а обед – пирогами!
11. У голодного хлеб на уме
12. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах
Ребенок прочитает стихотворение о хлебе:
«Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый,
В нем здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло».
Воспитатель: Молодцы! Много знаете пословиц, поговорок о хлебе, хорошо прочитал стихотворение (называется имя воспитанника). Пришло время отдохнуть.
Физминутка (в кругу)
А сейчас мы нарисуем колосок.
С начала тонкий стебелек,
Два привычных полукруга
Поместили друг на друга,
Положили на бочок
И молчок.
Колоски золоченые
На ветру качаются
На ветру качаются
Низко наклоняются.
Осень дарит урожай (хлопки в ладоши)
Не ленись, собирай!
Дети остаются стоять в кругу
Воспитатель: Ребята! Перечислите хлебные изделия, которые вы знаете.
Дети. Хлеб, булка, батон, пряник, плюшка, печенье, сухари, сушка, вафли, кекс и т. д.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко». (Игра проводится с мячом)
Я назову хлебное изделие, а вы подберите к нему определение, какое оно:
• Батон (нарезной, румяный, поджаристый)
• Пряник (мятный, клюквенный)
• Сушка (ванильная)
• Печенье (сладкое, шоколадное, юбилейное)
• Рогалик (мягкий, сдобный)
• Хлеб (ржаной, пшеничный)
• Калач (сдобный, румяный)
• Плюшка (сахарная, маковая)
• Пончики (пышные)
• Сухари (ванильные, лимонные, свежие)
• Кекс (изюмный ароматный)
• Блины (масляные, поджаристые)
• Пирог (капустный, ягодный)
Воспитатель: Молодцы! Много подобрали определений. Подойдем вот к этому стенду. Обратите внимание на наши коллажи о хлебе, которые мы оформляли в группе.
Воспитатель: Ребята! Скажите Сколько красок имеет хлеб? Как вы думаете?
Проводится д/и «Сколько у хлеба красок?»
Ответы детей:
• Весной, когда засевают поле хлебными зернами, поле темно-коричневой, зернышки прорастают и появляются первые зеленые хлебные ростки;
• Колоски подрастают, из зеленых они превращаются в золотые, светло-желтые;
• Пришло время собирать урожай. Золотые колоски собрали, отвезли на мельницу, сделали белую муку;
• Из белой муки испекли румяный, поджаристый хлебушек.
• Итог: много красок имеет хлебушек – и зеленый, и золотой, и белый, и светло-коричневый.
Воспитатель: Ребята! Хлеб воспевают в песнях, художники рисуют картины о хлебе. Мы сейчас с вами отправимся в музей изобразительного искусства и посмотрим картины, на которых художники изобразили хлеб. Прежде чем отправиться туда, вспомним правила поведения в музее.
(Показ - схематичных карточек. Дети называют правила поведения).
1. Картина И. Шишкина «Рожь»
Воспитатель: И. Шишкин «Рожь»
«Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы» (А. Фет)
Воспитатель: Ребята! А что такое «нива»?
Дети: Это хлебное поле.
Воспитатель: Какие краски использовал художник?
Дети: желтую, оранжевую, зеленую, голубую…
Воспитатель: Какая это картина? (подбор антонимов) :
• Просторная или тесная? (высокое небо, высокие сосны, большое широкое поле);
• Радостная или унылая? (радостная, яркая, светит солнце, богатые нивы);
• Теплая или холодная? (золотое, солнечное, желтое поле греет своим солнцем).
• Воспитатель:? Красивая картина.
2. А. Пластов «Жатва»
Воспитатель: Ребята! А что такое «жатва»?
Дети: Это когда жнут хлебные колоски, собирают урожай.
Воспитатель: Ребята! А что вы можете сказать об этой картине?
Многовариативность ответов детей. Итог: Дети сидят и обедают вместе с дедушкой после тяжелой работы в поле.
Перейдем к следующей картине-натюрморту.
Воспитатель: И. Машков «Снедь московская. Хлебы.»
Ребята! А что такое «Снедь»? Как вы думаете?
Дети: Это еда, продукты.
Воспитатель: Да, это еда, продукты. Давайте вместе произнесем это старинное слово
Воспитатель: Какая это картина? Мне кажется, что она «вкусная». Вы согласны! Почему?
Дети: Изображены хлебы, булочки. Выглядит очень аппетитно, как будто идет ароматный запах этой выпечки и т. д.
Воспитатель: Дети! В нашем музее есть кинозал, Там можно посмотреть картины художников, которые тоже рисовали хлеб. Пройдемте в наш кинозал (дети садятся)
1. Воспитатель: Художник В. Стожаров.
Воспитатель: Ребята! А как бы вы назвали эту картину?
Ответы детей.
Воспитатель: Художник назвал картину «Чай с калачами»
Воспитатель: Что хочется делать, глядя на эту картину?
Дети: Пить чай с калачами да с баранками.
1. Воспитатель. Художник Мясоедов «Зреющие нивы».
Воспитатель: На какую картину похожа эта картина?
Дети: На картину И. Шишкина «Рожь»
Воспитатель: Какого цвета поле на картине?
Дети: Солнечное, яркое, золотистое, широкое, бескрайнее, светлое, хлебное.
Воспитатель: А небо какого цвета?
Дети: Небо немного желтое, как будто отражается хлебное поле в облаках (многовариативность ответов)
2. Воспитатель: В. Стожаров «Натюрморт с хлебом»
Воспитатель предлагает послушать стихотворение о хлебе, которое подходит к этой картине. Читает ребенок.
«Вот лежит каравай
У меня на столе,
Черный хлеб на столе
Нет вкусней на земле!»
Воспитатель: Нет ничего вкуснее хлеба!
Подводит итог занятию.
Мы посмотрели картины в нашем музее. О чем все эти картины? Что их объединяет?
Дети: Все эти картины о хлебе.
Воспитатель: Да, ребята! Все эти картины о хлебе. Их объединяет одна тема – «хлеб». Теперь вы знаете, что хлеб – основа жизни, всему он голова! Хлеб наше богатство. А как надо относиться?
Ответы детей. Обобщение ответов.
Занятие окончено.