надежда жукова
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в средней группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в средней группе
Программное содержание:
1. Закрепить, уточнить и систематизировать знания детей о перелётных и
зимующих птицах. Вспомнить приметы весны.
2. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в средней группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
детей, связную речь, воображение, целостное восприятие предметов.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, живым существам и желание заботиться о них.
Материал и оборудование к занятию : иллюстрации с изображением птиц, картинки с изображением птенца для практической части, презентация, цветные и простые карандаши.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке, беседа и рассматривание альбомов «птицы».
Методические приё мы:
• игровой;
• наглядный (использование изображений);
• словесный (беседа, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
• художественное слово;
• практическая работа (раскрашивание);
• анализ занятия.
Интеграция образовательных областей:
Познание (Ознакомление с окружающим)
Коммуникация (Развитие умения свободного общения)
Ход занятия
I. Организационный момент
Дети входят в группу. Проводится ритуал приветствия.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам и вы улыбнётесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
Дети проходят на стулья. Воспитатель читает стихотворение. На полянке, у тропинки…Борис Заходер.
На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит.
А под ёлкой снег лежит.
II Основная часть
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении. (Ответы детей). Давайте вспомним приметы весны.
Слайд 1
Солнце светит ярче и чаще, поэтому становится теплее.
- На деревьях, кустарниках появляются маленькие почки, нежные листочки.
- Появляются первые весенние цветы.
- Прилетают птицы и они вьют гнёзда.
- Появляются насекомые.
- Просыпаются после зимней спячки звери в лесу.
- Появляются проталины.
Воспитатель: молодцы! Все приметы назвали. Каждую весну мы с вами встречаем гостей.
Слайд 2.
Воспитатель: посмотрите на экран, кто догадался, о каких гостях мы сейчас поговорим. (О Птицах).
Как вы поняли. Что это принадлежит птицам?
Воспитатель: Правильно, только птицы имеют крылья и покрыты перьями. Ребята, а вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Как вы думаете, все ли птицы живут у нас круглый год?
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
Воспитатель: Перелетные птицы, вернувшись, начинают приводить в порядок свое жилье, строить новое. Жаворонок вьет свое гнездо прямо на земле.
Слайд3
А вот скворцы любят прочные дома
Как они называются? (скворечники).
Слайд 4
А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками»,
(слайд 5) все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника (слайд6); другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию (слайд7). Наверное, это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
А вы хорошо знаете птиц?
Загадывание загадок
Солнце греет у порога,
Тают снежные сугробы,
И бегут рекой ручьи,
С юга к нам летят. (грачи) слайд 8
- Грач - большая птица. Она похожа на ворону. У него толстый большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Он ходит по пашне и поедает жуков, червяков, личинок. Своё гнездо грач делает из тонких прутиков и соломы на самой верхушке дерева.
Тук-тук-тук - с утра весь день
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
-Тук-тук-тук - в ответ нам. (дятел) слайд 9
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
(кукушка) слайд 10
Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Серый маленький комочек:
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? (Воробей) слайд 11
Отступили снега и метели,
Птицы с юга домой прилетели.
Кружат, трели разводят певцы.
Кто весну прославляет? (Скворцы) слайд 12
И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку. (синица) слайд 13
Хоть и две ноги у птицы,
Удобней на одной стоится.
Из речки лягушат, как капли,
Кто ловит клювом? (Цапля) слайд 14
Беленькая с живота. Хвост раздвинет в два хвоста.
(Ласточка) слайд 15
Ласточка лепит свое гнездо из травы и глины около жилья человека под крышами домов.
Воспитатель : все ли птицы – перелетные? Назовите их. слайд16
Физкультминутка
Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной - полетели. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля, трясогузка, кукушка.
Практическая часть.
Воспитатель: проходите на стулья. Перед вами на столе лежат листочки с изображением птенцов. Но художник забыл дорисовать, я предлагаю вам посмотреть внимательно и исправить ошибки. Перед работой предлагаю размять пальчики.
Пальчиковая игра
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Самостоятельная деятельность детей.
Анализ занятия :
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!