Лилия Васильевна Доронина
Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «Уникальная природа Воронежского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети заходят под музыку (звуки природы).
В: Ребята, а как вы думаете, куда мы сегодня попали? (в лес, в зоопарк, на речку).
Сегодня мы оказались в Воронежском Государственном природном заповеднике имени Василия Михайловича Пескова. (на слайде заповедник фото).
Он находится недалеко от нас, на границе Воронежской и Липецкой областей.
Как вы думаете, что такое заповедник? (ответы детей).
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию „Уникальная природа Воронежского края“» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа Воронежской области
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Заповедник – это такое место, где человек не может выстроить дом, вырубить лес, ловить рыбу, охотиться, собирать грибы и ягоды.
Заповедник – это дом для животных и растений. За их охраной следят сотрудники – государственные инспекторы.
На территорий заповедника охраняется уникальная экосистема - Усманский Бор- небольшой природный остров -. (слайд –Усманский Бор, картинка экосистемы).
Здесь можно встретить 300-летний дуб со времен Петра 1. (слайд дуб)
Именно здесь он добывал древесину для строительства Воронежского флота (картинка древесина и корабли Воронежского флота).
Но главная цель создания заповедника - охрана редкого вида животного, который находился на грани исчезновения. Отгадайте какого?
В тихой заводи пруда,
Без особого труда,
Вырос замок из осины,
Из берёзы, ольхи, ивы,
Без единого гвоздя,
И без стука топора,
Подскажите мне друзья,
Кто же эти мастера?
Ответ: Бобры. Правильно, это бобры. Люди стали создавать искусстенные вольеры для того, чтобы бобриные семьи оставляли потомство – бобрят и выпускать их на волю.
На территории заповедника помимо бобров есть редкие и изчезающие виды растений и животных, которые занесены в Красную Книгу (слайд кто занесен).
Следующая загадка:
Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко (олень)- благородный европейский олень.
Воспиттаель: бобр и Олень находятся на эмблеме заповедника. (слайд)
А теперь давайте вместе с вами к столику, выберите себе марки (на столике марки с изображением бобра и оленей) голубого и зеленого цвета.
Ребята, поднимите марки с изображением бобра, какого они цвета? А у кого с изображением оленя? (поднимают зеленого цвета).
Те, кому достались зеленые марки с оленями проходят к объекту заповедника, который называется «Музей природы» (на круглом столе выставлена табличка Музей природы). Присаживайтесь.
Ребята с эмблемой бобра попадают в отдел заповедника, который называется «экспериментальный бобровый питомник» (Табличка на магнитной доске). Проходите, садитесь.
Итак, мы с вами попали в экспериментальную лабораторию.
Что такое лаборатория? (Дети - это место, где с помощью специальных приборов и оборудования проводят опыты)
Напомним правила поведения в лаборатории:
1. Не шуметь, не вертеться, быть внимательными. Ничего не трогать без разрешения. Не пробовать на вкус, не нюхать и не брать в рот предметы.
Ребята, бобры живут семьями и строят себе хатки в непологих берегах, если берег пологий, то бобры строят хатки наподобие возвыщающейся крепости из веток, ила и глины. Входы к хаткам - это длинные лабиринты, входы в которые расположены под водой. Питаются корой и побегами деревьев - осина, ива, тополь, берёза, а также травянистыми растениями - кувшинка, ирис, рогоза).
Бобры – очень трудолюбивые и чистоплотные животные и живут в чистой воде. (картинка с хатками бобров на магнитной доске).
Но в последнее время вода в реках очень грязная? Почему? (ответы - в воду попадают удобрения из почвы, мусор, при перевозке грузов).
Проведем опыт:
Давайте представим ситуацию, что вода в реке, где живут животные, стала грязной.
Перед нами стакан с прозрачной водой. Возьмите ложкой землю и добавьте в стакан. Перемешайте палочкой. Какой стала вода (мутной, грязной).
Как нам очистить воду? (нужно использовать фильтры).
Возьмите схему с изображением фильтрации (очистки воды) и выполните задание по схеме- используя изображенное оборудование:
Какой вывод можно сделать? Вода в стакане после фильтрации стала прозрачной, песок и грунт остались на фильтре.
Физминутка
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два
Звери из реки попили, вправо, влево наклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил с утра, строить хатку им пора.
А как вы думаете, что помогает бобру удерживать равновесие в воде? (это его хвост). Правильно, хвост служит рулём, который помогает удержать равновесие.
Что такое равновесие? (это устойчивое положение тела). А что помогает птицам, насекомым в полете для равновесия? (крылья).
Равновесие включает слово РАВНО. Какой прибор помогает измерить вес предметов и уравнять его. Это весы.
Давайте уравняем с помощью схемы вес предметов. (4 кг и уравнять).
Опыт с весами.
А теперь давайте встанем и прогуляемся по Еловой Аллее (проходят между двух ёлок) к следующему стенду. На стенде вывешены природоохранные знаки.
Давайте подумаем, что они означают. Варианты ответов:
1. Ходить по тропинкам.
2. Не ломать ветки деревьев.
3. Не топтать цветы, травы.
4. Не кричать, не включать громко музыку.
5. Не разорять птичьих гнезд.
6. Не ловит насекомых.
7. Не разрушать грибницы.
8. Не ловить мальков и лягушек.
9. Не ломать паутинки.
10. Не разжигать костров.
11. Не разрушать муравейники.
Как вы думаете, эти правила нужно соблюдать только в заповеднике? Нет, не только. В природе, в лесу, в парке.
Ребята, наша экскурсия закончена. Где мы с вами побывали, что мы узнали о Воронежском заповеднике? А с чего началась история заповедника? (с бобров). Я предлагаю вам в подарок Воронежскому заповеднику изготовить свою эмблему на которой будет изображен бобер.
Художественный труд «Эмблема заповедника». (Коллективная аппликация из кусочков меха).
Стремительно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стройности учился у деревьев,
А ловкости и силе – у зверей,
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб сосредоточенно молчать.
Потому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать.
(П. Сергеев).