Юлия Гущина
Конспект НОД по познавательному развитию «Природа Северной Осетии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с особенностями Северной Осетии – пещерами, ледниками, горами, альпийскими лугами, лесами.
Задачи:
1. Углубить знания детей об особенностях родного края, гео-графическом положении природы.
2. Развивать способность раскрывать причинно- следственные связи и взаимозависимости природных явлений, совершенствовать монологическую речь и умение формулировать свои мысли.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Природа Северной Осетии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа Северной Осетии
- Республика Северная Осетия - Алания
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
4. Воспитывать в детях желание замечать, ценить и охранять красоту и неповторимость природы родного края.
Методы и приемы:
Словесные: Художественное слово, речевые логические зада-чи, беседа, вопросы к детям, указания, поощрения, анализ.
Практические: Работа с игровизором, рассматривание иллю-страций, работа с картой.
Оборудование и материалы. Демонстрационный материал: иллюстрации природных объектов Северной Осетии –пещеры, ледники, сталагмиты, сталактиты, горная река, альпийские луга, Физиеская карта Северной Осетии, карта гор Северной Осетии. Кар-точки к дидактическим играм, значки экологов, горные породы, галстуки, исследовательский ящик.
Словарная работа: Кавказские горы, хребты: Боковой, Главный, Лесистый, Пастбищный. Ледники, пещеры, сталагмиты, сталактиты. Заповедники, дендрарии, природные парки, заказники.
Горные породы: известняк, каменный уголь, кварц, мрамор, бурый уголь, красный железняк, бурый железняк.
Растительность С. О. : барбарис, облепиха, шиповник, рябина, кали-на, липа, граб, бук, душица, зверобой, альпийские луга.
Цветы альпийских лугов: незабудки, подснежники, примулы, камне-ломки, вероники, колокольчики.
Животные: Лесной кот, куница, ласка, снежный барс;
Копытные: туры, зубры, косули, серна, кабаны, олени;
Птицы: Кавказский тетерев, белоголовый сип, фазан, ястреб- тете-ревятник, журавль красавка, орел.
Предварительная работа: Беседа по теме, сравнение при-родных объектов, сопоставление фактов, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, изучение карты Северной Осетии и обозначения на ней.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Воспитатель - Здравствуйте ребята! А почему на вас одеты зеленые галстуки?
Дети: (Нам вручили их недавно. Мы стали юными экологами.)
Воспитатль - А кто такие экологи?
Дети: (Это люди, которые охраняют и заботятся о природе.)
Воспитатель - Да, ребята, но чтобы охранять и заботиться о природе, нужно знать природу своей Родины.
Послушайте стихотворение К. Хетагурова. «Всати»
Снег сияет горный:
Манит вышина,
Там – ныхас просторный,
А на нем сосна;
С диких скал свергаясь
Воет водопад,
С двух сторон сверкая
Ледники висят.
Воспитатель - О каком крае говорится в этом стихотворении?
Дети: (О нашей Республике Северной Осетии.)
Воспитатель - Сегодня на занятии мы поговорим о природе Северной Осетии.
2. (вывешивает физическую карту Северной Осетии.)
Воспитатель – Ребята, рассмотрите территорию нашей рес-публики.
(Показ на карте территории Северной Осетии)
- Кого напоминает она по силуэту?
Дети: (Похожа на петушка с гребешком и бородкой, с шеей и туловищем.)
Воспитатель - Дети, а что особенного есть в природе нашего края?
Дети: (Горы, пещеры, ледники, равнины, реки, леса)
Воспитатель - Почти половина территории нашей республики по-крыта горами. Горная часть Осетии состоит из Кавказских гор поде-ленные на 5 хребтов. Назовите их и покажите на карте.
Дети: Боковой, Главный хребет, Скалистый, Лесистый и Паст-бищный хребты.
3. Воспитатель – Ребята, а вы знаете из чего сложены горы?
Дети: (Из горных пород и минералов.)
Воспитатель - Каких?
Дети: (Известняк, каменный уголь, гранит, базальт, мрамор, глина, железная руда.)
Воспитатель: Да, ребята из этих горных пород веками склады-вались Кавказские горы.
4. (полезные ископаемые)
Воспитатель - Как их можно назвать одним словом? (полезные ископаемые)
Воспитатель – Да, полезные ископаемые – огромное бесцен-ное богатство земли.
Игра «Ящик ощущений»
Если вы без труда перечислили полезные ископаемые, то и без труда узнаете горные породы на ощупь.
Вопросы: - это горная порода? Плотная или рыхлая? Имеет колющую поверхность? Шероховатая или гладкая? Какой формы? Как ты думаешь, как она называется? (дети отгадывают породы)
Воспитатель: -Молодцы ребята, вы умеете различать горные породы и называть их признаки.
5. (ледники)
Воспитатель – На горных вершинах, так холодно, что снег там никогда не тает. Он скатывается, скользит вниз по склонам, пока не превращается в некое подобие ледяной реки.
Воспитатель – Как вы, думаете, как называется эта ледяная масса, свисающая с гор?
Дети: (Ледники)
Воспитатель: - Безусловно, это ледники. А как вы думаете, ка-ким значком обозначены ледники на карте? Найдите правильное обозначение. (выставляет обозначения) (дети выбирают из 4 вари-антов картинок, правильный ответ, остальные вспоминают и назы-вают, что они обозначают.)
Воспитатель - Правильно, знают дети обозначение на карте. - А какие названия ледников вы знаете?
Дети: (Караугомский, Цейский, Колка, Майли)
Воспитатель : Да, ребята, эти ледники самые большие и кра-сивые, а вообще их очень много в нашей республики и они нужны для питания горных рек.
6. (реки)
Воспитатель – По территории Северной Осетии протекает много рек, но основной жилой, артерией является какая река?
Дети: (Река Терек) (показ картинки с горной рекой)
Воспитатель: - Правильно, реку Терек еще называют «рекой Дружбы», потому что она протекает по соседним республикам.
Поэтический образ горной реки Кавказа создал М. Ю. Лермонтов, часто бывавший у нас в гостях.
Она коры не знает ледяной.
Цепей зимы и хлада не боится;
Серебряной покрыта пеленой.
Она сама между снегов родится,
И там, где даже серна не промчится.
Дитя, природы с детской простатой.
Она, резвясь, играет и катится!
Воспитатель – Откуда река Терек берет свое начало?
Дети: (Она берет свое начало в ледниках горы Зилга – Хох. (воспитатель показывает на карте.)
Воспитатель - А какие еще реки протекают по территории респуб-лики?
Дети: (Урух. Ардон, Геналдон, Цейлон, Фиагдон, Гизельдон, За-кадон, Урсдон)
Воспитатель: Правильно, и как вы уже сказали, обозначаются реки на карте синей линией.
7. (пещеры)
Воспитатель – Вода великая сила, она точит камень и бежит бурлящимся потоком стремительно вниз, прокладывая себе дорогу в горах. Миллионы лет вода растворяет горные породы, вымывает их и в недрах гор образует пустоту, разнообразной формы. Что это за пустоты?
Дети: (пещеры) (показ картинки)
Воспитатель - Вода и известняк просачиваясь сквозь толщу пород образует… Что вода образует в пещерах?
Дети:(Каменистые сосульки, вверху на потолке – сталактиты, осаженные на полу и в стенах – сталагмиты)
(Выставляются картинки с изображением сосулек)
Воспитатель: -Да ребята, вот такую нерукотворную красоту со-здает сама природа.
8. (альпийские луга)
Воспитатель: Склоны долин вокруг ледников покрыты яркими альпийскими цветами. (Показ иллюстрации альпийских лугов)
Воспитатель: Какие альпийские цветы вы знаете?
Дети: (Незабудки, подснежники, примулы, камнеломки, верони-ки, колокольчики, смолевки)
9. Физминутка: «Цветы на лугу»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивание руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивание руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут. (Потягивание руки в стороны.)
10. Игровизор «Найди и соедини»
Воспитатель: - На игровизоре изображены цветы, найдите по-жалуйста, те которые подходят к горной местности и проведите ли-нию к значку с горами, а другие со значком клумбы.
Воспитатель: - Молодцы ребята справились с заданием. Пе-речислите какие цветы вы соединили с значком гор?
Дети: - Колокольчики, примулы, подснежники, камнеломки.
Воспитатель: А почему тюльпан не соединили с горами?
Дети: Потому, что это садовый цветок.
Воспитатель: - Перечислите какие еще садовые цветы изоб-ражены.
Дети: - Нарцысс, роза, астра.
Воспитатель: - Молодцы ребята справились с заданием. Я ви-жу, что вы можете отличать садовые и горные цветы.
Воспитатель- Ребята, а на альпийских лугах растут деревья?
Дети: (Нет, потому, что там очень холодно, дуют сильные ветры и тепло бывает очень короткое время, поэтому там не могут расти деревья.)
11. Воспитатель: Много стихов написал поэт основоположник осетинской литературы К. Хетагуров.
Мир сказок, мир теней, прохлады.
Волшебных грез. Везде, кругом.
Густым, увенчаны шатром.
Стоят столетние громады.
Вот липа. К ней склонился клен
И шепчет что-то. К груди белой
Чинары тянется несмелой
Рукой орешник--- Он влюблен
В неё давно, но. что за пара!-
Она, красавица чинара,
Царица леса, он пред ней-
Смешной, уродливый пигмей!
Воспитатель: - Леса кладовые даров природы. Какую пользу они приносят людям?
12. Игра «Найди пару» (Нужно найти к растениям леса кар-тинку, для чего мы их используем.)
Дети:
- Ягоды собираем, для того, чтобы заготавливать варенье на зиму: кизилом, барбарисом, облепихой, шиповник, калина, малина, рябина.
- Дерево – это строительный материал, для изготовления ме-бели: бук, граб, дуб, липа, клен, ольха.
- Подорожник – лекарственное растение, для того чтобы за-лечить рану: душицей, ромашкой, зверобоем, одуванчик.
- Грибы собираем для заготовки консервируем на зиму. Упо-требляем в пищу.
- Лес – для того, что бы отдыхать, дышать чистым воздухом, бо-гатым кислородом, слушать пение птиц, любоваться красотой при-роды.
13. (леса)
Воспита тель: -В лесах нашей республики, обитают много жи-вотных и птиц.
14. игра «Кто знает - называет»
Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто знает - называет» и будем передавать мяч, перечисляя животных. (дети передают мяч и называют животных).
Дети: (медведь, лесной кот, волк, лиса, куница, ласка, снежный барс.)
Воспитатель: Назовите копытных животных?
Дети: (туры, зубры, кабаны, олени, косули, серна.)
Воспитатель: Назовите птиц?
Дети: (кавказский тетерев, белоголовый сип, ушастая сова, фа-зан, ястреб – тетеревятник, журавль – красавка, орел)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо знаете животных Северной Осетии.
15. Воспитатель: – Ребята, чтобы не исчезли на земле расте-ния и животные, что нужно делать?
Дети: (Охранять природу, заботиться о ней.)
Воспитатель: - Что для этого люди создают и делают?
Дети: (Создают заповедники, заказники, дендрарии, природные парки)
Воспитатель: - В наших горах и лесах обитают животные и растения, которые больше нигде не встречаются. Они занесены в Красную книгу. Вы знаете, что это за Красная книга и для чего ее создали (Показ Красной книги)
Дети: (В нее занесены исчезающие и исчезнувшие виды жи-вотных и растений.)
Воспитатель: А почему красная, а не зеленая, синяя?
Дети: Потому, что красный свет сигнал тревоги по спасению животных и растений.
16. Итог: - Так давайте же встанем на защиту нашей природы! Я вижу. Что наши дети знают природу родного края, и надеюсь будут ее беречь и охранять.
Я хотела бы, закончить наше занятие словами из стихотворения Е. Евтушенко
Берегите земли, эти воды,
даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Воспитатель - И сегодня, мне хочется вручить вам значки настоящих экологов. (вручение значков)
17. Рефлексия (оценивание своих возможностей).