Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию «Природа Северной Осетии» (3 фото)

Юлия Гущина
Конспект НОД по познавательному развитию «Природа Северной Осетии»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить с особенностями Северной Осетии – пещерами, ледниками, горами, альпийскими лугами, лесами.

Задачи:

1. Углубить знания детей об особенностях родного края, гео-графическом положении природы.

2. Развивать способность раскрывать причинно- следственные связи и взаимозависимости природных явлений, совершенствовать монологическую речь и умение формулировать свои мысли.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Природа Северной Осетии“» размещена в разделах

4. Воспитывать в детях желание замечать, ценить и охранять красоту и неповторимость природы родного края.

Методы и приемы:

Словесные: Художественное слово, речевые логические зада-чи, беседа, вопросы к детям, указания, поощрения, анализ.

Практические: Работа с игровизором, рассматривание иллю-страций, работа с картой.

Оборудование и материалы. Демонстрационный материал: иллюстрации природных объектов Северной Осетии –пещеры, ледники, сталагмиты, сталактиты, горная река, альпийские луга, Физиеская карта Северной Осетии, карта гор Северной Осетии. Кар-точки к дидактическим играм, значки экологов, горные породы, галстуки, исследовательский ящик.

Словарная работа: Кавказские горы, хребты: Боковой, Главный, Лесистый, Пастбищный. Ледники, пещеры, сталагмиты, сталактиты. Заповедники, дендрарии, природные парки, заказники.

Горные породы: известняк, каменный уголь, кварц, мрамор, бурый уголь, красный железняк, бурый железняк.

Растительность С. О. : барбарис, облепиха, шиповник, рябина, кали-на, липа, граб, бук, душица, зверобой, альпийские луга.

Цветы альпийских лугов: незабудки, подснежники, примулы, камне-ломки, вероники, колокольчики.

Животные: Лесной кот, куница, ласка, снежный барс;

Копытные: туры, зубры, косули, серна, кабаны, олени;

Птицы: Кавказский тетерев, белоголовый сип, фазан, ястреб- тете-ревятник, журавль красавка, орел.

Предварительная работа: Беседа по теме, сравнение при-родных объектов, сопоставление фактов, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, изучение карты Северной Осетии и обозначения на ней.

Конспект НОД по познавательному развитию «Природа Северной Осетии»
Фото «Природа Северной Осетии»
Конспект НОД по познавательному развитию - фото

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Воспитатель - Здравствуйте ребята! А почему на вас одеты зеленые галстуки?

Дети: (Нам вручили их недавно. Мы стали юными экологами.)

Воспитатль - А кто такие экологи?

Дети: (Это люди, которые охраняют и заботятся о природе.)

Воспитатель - Да, ребята, но чтобы охранять и заботиться о природе, нужно знать природу своей Родины.

Послушайте стихотворение К. Хетагурова. «Всати»

Снег сияет горный:

Манит вышина,

Там – ныхас просторный,

А на нем сосна;

С диких скал свергаясь

Воет водопад,

С двух сторон сверкая

Ледники висят.

Воспитатель - О каком крае говорится в этом стихотворении?

Дети: (О нашей Республике Северной Осетии.)

Воспитатель - Сегодня на занятии мы поговорим о природе Северной Осетии.

2. (вывешивает физическую карту Северной Осетии.)

Воспитатель – Ребята, рассмотрите территорию нашей рес-публики.

(Показ на карте территории Северной Осетии)

- Кого напоминает она по силуэту?

Дети: (Похожа на петушка с гребешком и бородкой, с шеей и туловищем.)

Воспитатель - Дети, а что особенного есть в природе нашего края?

Дети: (Горы, пещеры, ледники, равнины, реки, леса)

Воспитатель - Почти половина территории нашей республики по-крыта горами. Горная часть Осетии состоит из Кавказских гор поде-ленные на 5 хребтов. Назовите их и покажите на карте.

Дети: Боковой, Главный хребет, Скалистый, Лесистый и Паст-бищный хребты.

3. Воспитатель – Ребята, а вы знаете из чего сложены горы?

Дети: (Из горных пород и минералов.)

Воспитатель - Каких?

Дети: (Известняк, каменный уголь, гранит, базальт, мрамор, глина, железная руда.)

Воспитатель: Да, ребята из этих горных пород веками склады-вались Кавказские горы.

4. (полезные ископаемые)

Воспитатель - Как их можно назвать одним словом? (полезные ископаемые)

Воспитатель – Да, полезные ископаемые – огромное бесцен-ное богатство земли.

Игра «Ящик ощущений»

Если вы без труда перечислили полезные ископаемые, то и без труда узнаете горные породы на ощупь.

Вопросы: - это горная порода? Плотная или рыхлая? Имеет колющую поверхность? Шероховатая или гладкая? Какой формы? Как ты думаешь, как она называется? (дети отгадывают породы)

Воспитатель: -Молодцы ребята, вы умеете различать горные породы и называть их признаки.

5. (ледники)

Воспитатель – На горных вершинах, так холодно, что снег там никогда не тает. Он скатывается, скользит вниз по склонам, пока не превращается в некое подобие ледяной реки.

Воспитатель – Как вы, думаете, как называется эта ледяная масса, свисающая с гор?

Дети: (Ледники)

Воспитатель: - Безусловно, это ледники. А как вы думаете, ка-ким значком обозначены ледники на карте? Найдите правильное обозначение. (выставляет обозначения) (дети выбирают из 4 вари-антов картинок, правильный ответ, остальные вспоминают и назы-вают, что они обозначают.)

Воспитатель - Правильно, знают дети обозначение на карте. - А какие названия ледников вы знаете?

Дети: (Караугомский, Цейский, Колка, Майли)

Воспитатель : Да, ребята, эти ледники самые большие и кра-сивые, а вообще их очень много в нашей республики и они нужны для питания горных рек.

6. (реки)

Воспитатель – По территории Северной Осетии протекает много рек, но основной жилой, артерией является какая река?

Дети: (Река Терек) (показ картинки с горной рекой)

Воспитатель: - Правильно, реку Терек еще называют «рекой Дружбы», потому что она протекает по соседним республикам.

Поэтический образ горной реки Кавказа создал М. Ю. Лермонтов, часто бывавший у нас в гостях.

Она коры не знает ледяной.

Цепей зимы и хлада не боится;

Серебряной покрыта пеленой.

Она сама между снегов родится,

И там, где даже серна не промчится.

Дитя, природы с детской простатой.

Она, резвясь, играет и катится!

Воспитатель – Откуда река Терек берет свое начало?

Дети: (Она берет свое начало в ледниках горы Зилга – Хох. (воспитатель показывает на карте.)

Воспитатель - А какие еще реки протекают по территории респуб-лики?

Дети: (Урух. Ардон, Геналдон, Цейлон, Фиагдон, Гизельдон, За-кадон, Урсдон)

Воспитатель: Правильно, и как вы уже сказали, обозначаются реки на карте синей линией.

7. (пещеры)

Воспитатель – Вода великая сила, она точит камень и бежит бурлящимся потоком стремительно вниз, прокладывая себе дорогу в горах. Миллионы лет вода растворяет горные породы, вымывает их и в недрах гор образует пустоту, разнообразной формы. Что это за пустоты?

Дети: (пещеры) (показ картинки)

Воспитатель - Вода и известняк просачиваясь сквозь толщу пород образует… Что вода образует в пещерах?

Дети:(Каменистые сосульки, вверху на потолке – сталактиты, осаженные на полу и в стенах – сталагмиты)

(Выставляются картинки с изображением сосулек)

Воспитатель: -Да ребята, вот такую нерукотворную красоту со-здает сама природа.

8. (альпийские луга)

Воспитатель: Склоны долин вокруг ледников покрыты яркими альпийскими цветами. (Показ иллюстрации альпийских лугов)

Воспитатель: Какие альпийские цветы вы знаете?

Дети: (Незабудки, подснежники, примулы, камнеломки, верони-ки, колокольчики, смолевки)

9. Физминутка: «Цветы на лугу»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивание руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивание руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут. (Потягивание руки в стороны.)

10. Игровизор «Найди и соедини»

Воспитатель: - На игровизоре изображены цветы, найдите по-жалуйста, те которые подходят к горной местности и проведите ли-нию к значку с горами, а другие со значком клумбы.

Воспитатель: - Молодцы ребята справились с заданием. Пе-речислите какие цветы вы соединили с значком гор?

Дети: - Колокольчики, примулы, подснежники, камнеломки.

Воспитатель: А почему тюльпан не соединили с горами?

Дети: Потому, что это садовый цветок.

Воспитатель: - Перечислите какие еще садовые цветы изоб-ражены.

Дети: - Нарцысс, роза, астра.

Воспитатель: - Молодцы ребята справились с заданием. Я ви-жу, что вы можете отличать садовые и горные цветы.

Воспитатель- Ребята, а на альпийских лугах растут деревья?

Дети: (Нет, потому, что там очень холодно, дуют сильные ветры и тепло бывает очень короткое время, поэтому там не могут расти деревья.)

11. Воспитатель: Много стихов написал поэт основоположник осетинской литературы К. Хетагуров.

Мир сказок, мир теней, прохлады.

Волшебных грез. Везде, кругом.

Густым, увенчаны шатром.

Стоят столетние громады.

Вот липа. К ней склонился клен

И шепчет что-то. К груди белой

Чинары тянется несмелой

Рукой орешник--- Он влюблен

В неё давно, но. что за пара!-

Она, красавица чинара,

Царица леса, он пред ней-

Смешной, уродливый пигмей!

Воспитатель: - Леса кладовые даров природы. Какую пользу они приносят людям?

12. Игра «Найди пару» (Нужно найти к растениям леса кар-тинку, для чего мы их используем.)

Дети:

- Ягоды собираем, для того, чтобы заготавливать варенье на зиму: кизилом, барбарисом, облепихой, шиповник, калина, малина, рябина.

- Дерево – это строительный материал, для изготовления ме-бели: бук, граб, дуб, липа, клен, ольха.

- Подорожник – лекарственное растение, для того чтобы за-лечить рану: душицей, ромашкой, зверобоем, одуванчик.

- Грибы собираем для заготовки консервируем на зиму. Упо-требляем в пищу.

- Лес – для того, что бы отдыхать, дышать чистым воздухом, бо-гатым кислородом, слушать пение птиц, любоваться красотой при-роды.

13. (леса)

Воспита тель: -В лесах нашей республики, обитают много жи-вотных и птиц.

14. игра «Кто знает - называет»

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто знает - называет» и будем передавать мяч, перечисляя животных. (дети передают мяч и называют животных).

Дети: (медведь, лесной кот, волк, лиса, куница, ласка, снежный барс.)

Воспитатель: Назовите копытных животных?

Дети: (туры, зубры, кабаны, олени, косули, серна.)

Воспитатель: Назовите птиц?

Дети: (кавказский тетерев, белоголовый сип, ушастая сова, фа-зан, ястреб – тетеревятник, журавль – красавка, орел)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо знаете животных Северной Осетии.

15. Воспитатель: – Ребята, чтобы не исчезли на земле расте-ния и животные, что нужно делать?

Дети: (Охранять природу, заботиться о ней.)

Воспитатель: - Что для этого люди создают и делают?

Дети: (Создают заповедники, заказники, дендрарии, природные парки)

Воспитатель: - В наших горах и лесах обитают животные и растения, которые больше нигде не встречаются. Они занесены в Красную книгу. Вы знаете, что это за Красная книга и для чего ее создали (Показ Красной книги)

Дети: (В нее занесены исчезающие и исчезнувшие виды жи-вотных и растений.)

Воспитатель: А почему красная, а не зеленая, синяя?

Дети: Потому, что красный свет сигнал тревоги по спасению животных и растений.

16. Итог: - Так давайте же встанем на защиту нашей природы! Я вижу. Что наши дети знают природу родного края, и надеюсь будут ее беречь и охранять.

Я хотела бы, закончить наше занятие словами из стихотворения Е. Евтушенко

Берегите земли, эти воды,

даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Воспитатель - И сегодня, мне хочется вручить вам значки настоящих экологов. (вручение значков)

17. Рефлексия (оценивание своих возможностей).

Публикации по теме:

Занятие по систематизации знаний у детей о животных родного края «Дикие животные Северной Осетии»Занятие по систематизации знаний у детей о животных родного края «Дикие животные Северной Осетии» .

Конспект НОД по познавательному развитию «Зимующие птицы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №11 «Теремок» г. Кохма ивановской области Конспект непрерывной.

Конспект НОД по познавательному развитию «Со светлой Пасхой»Конспект НОД по познавательному развитию «Со светлой Пасхой» Конспект НОД по познавательному развитию (мир человека) «Со светлой Пасхой» Тема: «Светлая пасха». Духовно-нравственное воспитание в детском.

Конспект НОД по познавательному развитию «Живая и неживая природа» Цель: Познакомить с понятием «природа», «живая природа», «неживая природа». Задачи:Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зима пришла» Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Зима пришла". Задачи: • закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы;.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Природа зимой» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Природа зимой» Задачи: обучающие: продолжать учить детей составлять короткие.

Лэпбук по познавательному развитию «Святые места Осетии»Лэпбук по познавательному развитию «Святые места Осетии» Одной из годовых задач нашего детского сада является «Формирование нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством.

Конспект НОД по познавательному развитию «Уголь» Непосредственная образовательная деятельность по теме «УГОЛЬ» Цель: создание социальной ситуации развития в познавательной деятельности.

Организованная деятельность по познавательному развитию в старшей группе по теме «Живая — неживая природа»Организованная деятельность по познавательному развитию в старшей группе по теме «Живая — неживая природа» Цель: обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Конспект занятия по познавательному развитию «Природа родного края» (подготовительная группа) Программное содержание: Систематизировать знания детей о природе родного края, о её животном и растительном мире: - Учить детей рассказывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Природа Северной Осетии»
Опубликовано: 29 мая 2018 в 00:17
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию «Природа Северной Осетии»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Гущина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД