Валентина Ершова
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению дошкольников с книжной графикой «Кто и как создает рисунки в книжках»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Учить детей понимать содержание книги, узнавать персонажи, выделять особенности внешнего вида героев, определять их характер настроение.
2. Узнавать некоторых художников иллюстраторов по манере рисунка, особенностям создания образа. Упражнять детей в выделении особенностей художественного языка иллюстраторов: В. Васнецова, И Билибина, Н Орловой.
3. Развивать художественное видение, зрительную память детей.
4. Активизировать словарный запас, совершенствовать навыки монологической речи, развивать умение доказательно высказывать собственные суждения, отношение к увиденному.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению дошкольников с книжной графикой „Кто и как создает рисунки в книжках“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование красками
- Рисование. Конспекты
- Темочки
5. Познакомить с нетрадиционным способом рисования осенних листьев.
Предварительная работа:
1. Рассматривание, чтение книг.
2. Беседы о творчестве художников-иллюстраторов: В. М. Васнецова, И. Я. Билибина, Н. В. Орловой.
3. Рассматривание книг с иллюстрациями данных художников.
4. Изобразительная деятельность на темы прочитанных сказок, потешек, рассказов.
5. Дидактические игры: «Узнай, какой художник меня нарисовал», «Угадай, какие звери в этом домике живут»
Материалы и оборудование:
1. Портреты художников иллюстраторов.
2. Иллюстрации В. Васнецова, И Билибина, Н Орловой.
3. Заготовки для выполнения рисунков : бумажный лист, краски, пена.
Ход занятия.
1. Организационный момент
В: Дети, вы любите сказки?
В: Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Иван-царевич».
(Педагог называет часть имени сказочного персонажа или часть названия волшебного предмета, а дети должны продолжить – назвать имя или предмет полностью)
Игра «Иван-царевич» проводится с мячом.
Например: мышка- норушка
лягушка – квакушка,
зайчик – побегайчик,
лисичка – сестричка,
мишка – топтыжка,
сестрица -Алёнушка,
братец -Иванушка,
Конёк –горбунок, Жар – птица,
Серый - волк, Елена - Прекрасная,
Василиса - Премудрая,
Царевна - лягушка,
шапка – невидимка, ковёр – самолёт,
меч – кладенец, скатерть – самобранка.
2. Дети, что находится на этой выставке?
Д: (Это выставка книг)
В: Что больше привлекает вас в книгах?
Д: (В книгах нам нравятся картинки)
В: Как называют картинки в книжках?
Д: (Картинки в книжках называют иллюстрации)
В: Кто создает иллюстрации к книгам?
Д: (Иллюстрации к книгам делают художники-иллюстраторы)
В: Для чего нужна иллюстрация в книге?
Д: (Иллюстрации нужны для того, чтобы помочь понять нам содержание книги. Рисунки наглядно рассказывают о героях: какие они, нравятся
они художнику, как поступают герои)
В: К какому виду искусства относится книжная иллюстрация?
Д: (Книжная иллюстрация относится к графике).
В: Чем рисуют художники-иллюстраторы?
Д: (Художники рисуют цветными карандашами, углём, сангиной, фломастерами, пастелью, тушью, акварельными, гуашевыми и масляными красками,
В: Дети, а каких художников-иллюстраторов вы знаете?
Д: (Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, Е. М. Рачев, В. Г. Сутеев, И. Я. Билибин. В. М. Васнецов, Н. В. Орлова.)
В. Молодцы, много вспомнили художников иллюстраторов, а сейчас отдохнем.
Физ. Минута «Царь Горох» (Дети повторяют движения) Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.
На мольбертах выставляются портреты художников, их иллюстрации «Аленушки».
В: Ребята чьи это портреты?
Д: Это: В. М. Васнецов, И. Я Билибин, Н. В Орлова.
Рассказ воспитателя: Каждый из этих художников рисовал Аленушку рассмотрим их рисунки.
- У Васнецова Аленушка как живая девушка, так и кажется, что подует ветерок и на пруду побежит легкая рябь воды, зашелестит листва. Рисунок как фотография, реалистичен. Краски сочные, яркие, колоритные.
Аленушка у Билибина обычная крестьянка из старины, в народном костюме. В рисунках используются яркие краски, четкие тонкие, черные контурные линии. Сам рисунок обрамлен орнаментом, который несет в себе определенный смысл- здесь мы видим стадо коров и мухоморы, которые выражают зло.
Аленушка у Н. Орловой похожа на героиню из мультфильма. Художница использует мягкие, светлые тона красок в своих рисунках. Посмотрите у неё тоже присутствует контурная линия, но она не точная: где-то широкая, где-то тонкая, размытая. В её рисунках много желтого солнечного цвет, и тем они понятнее и ближе к детским рисункам.
В: Ребята, а вы сможете определить где чьи иллюстрации. Давайте распределим все эти иллюстрации по художникам.
Дети берут иллюстрации, и ставят их к тому художнику, который их нарисовал. Затем дети рассказывают, почему они поставили тот или иной рисунок к определённому портрету.
В: Дети, посмотрите, на нашей выставке есть необычная страница на ней написано стихотворение. Как вы думаете, о чем оно?
- Правильно не знаете, к нему нет никакого рисунка. Тогда я вам его прочту.
«Листопад»
Ещё недавно на вершине клена
С другими листьями он дружно шелестел,
Но час пришел, и бывший лист зеленый,
Опору потеряв, с вершины вниз слетел.
Вот он лежит, опору потерявший
Сухой кленовый лист,
В ненастный день опавший,
А лес еще живет – шуршит его листва
Хоть осень с каждым днем
Берет свой права
И наступает время листопада.
Не сокрушайся друг! Смирится с этим надо.
При всем желании судьбу не обвести.
Придет и твой черед, и ты в свой срок увянешь,
При всем старании-природу не обманешь.
Но ты пока живёшь! Живи! И шелести!
Сергей Михалков.
В. О чем говорится в этом стихотворении?
Д: Это стихотворение об осени, кленовом листе.
Пальчиковая. «Осень»
Осень, осень, (Трем ладошки друг о друга)
Приходи! (Зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (Трем ладошки друг о друга)
Погляди! (Ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (Плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. (Ладонями поглаживаем колени)
Солнце нас уже не греет, (Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее, (Синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, («Птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится (Барабанить пальцами поочередно по ладоням)
Шапки, куртки надеваем (Имитируем по тексту)
И трудится продолжаем.
В. Давайте нарисуем к этой странице осенние листья и обрамим ими текст.
Проходим к столам.
- Рисовать будем необычным способом. На столе у нас пена. А вот чтобы она нам отпечатала рисунок, нужно набрать жидкой краски и аккуратно на пену накапать. Затем палочкой нарисовать на пене несколько штрихов в одном направлении: слева-направо или сверху-вниз, или же зигзагом. Следом мы берем заготовки наших листьев и прикладываем их на пену, затем ножиками соскребаем всю пену в одном направлении и наш мраморный осенний листок готов.
По окончании работы дети рассматривают готовые листья. И оформляют страницу- стихотворения С. Михалкова.
В. Ребята какая получилась яркая, красочная, осенняя страничка и сразу стало понятно, о чем это стихотворение. Вы большие молодцы!