Получи документы

Характеристика средств и методов ознакомления дошкольников с книжной культурой и детской литературой

Дедюхина Яна
Характеристика средств и методов ознакомления дошкольников с книжной культурой и детской литературой
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство дошкольников с книжной культурой и детской литературой, формирование интереса к чтению - актуальные задачи дошкольного образования.

Анализ рекомендаций, содержащихся в методическом сопровождении образовательных программ последнего поколения, выявил преобладание классических методов в работе с книгой и художественным текстом. К относительно новым можно отнести моделирование и метод проектов.

Все методы можно разделить на три группы:

Словесный :

• Чтение произведений;

• Рассказывание произведений;

Публикация «Характеристика средств и методов ознакомления дошкольников с книжной культурой и детской литературой» размещена в разделах

• Вопросы по содержанию произведений;

• Заучивание наизусть;

• Беседа по произведению;

• Прослушивание аудиозаписей

Практический

• Элементы инсценировки;

• Игры- драматизации;

• Дидактические игры;

• Театрализованные игры;

• Использование различных видов театров

Наглядный:

• Показ иллюстраций, картин, игрушек;

• Элементы инсценировки;

• Схемы;

• Просмотр видеофильмов;

• Оформление выставок

Основным методом организации работы было и остаётся чтение. Сложившаяся с лёгкой руки К. Д. Ушинского технология чтения детям за последние полтора века принципиально не изменилась. Она предполагает предварительную подготовку ребёнка к восприятию литературного текста, его смысла, непосредственно само чтение художественного произведения и последующую беседу, призванную помочь более глубоко осмыслить его содержание. Главное, чтобы стремление педагога помочь детям понять произведение, не убило эмоциональную сторону его восприятия.

О. В. Чиндилова выделяет три обязательных этапа занятия по чтению, построенного «с опорой на природосообразную технологию продуктивного чтения».

1. Рассматривание книги с детьми с целью вызвать у детей желание прочитать книгу. Обсуждение с ними названия текста, иллюстраций к нему и пр.

2. Чтение текста взрослым в режиме «диалогового» чтения, позволяющем взрослому уже на этапе первичного чтения читать текст с возможными остановками (что-то комментируя, задавая упреждающие вопросы, фиксируя читательскую «эстетизированную» эмоцию, включая читательское воображение, задача которых - помочь маленьким читателям «войти» в текст, установить коммуникацию с автором. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция самих детей на чтение взрослого.

3. Работа с текстом после чтения (беседа - обсуждение, эмоциональное проживание прочитанного и пр.».

При слушании художественного текста происходит не воздействие взрослого на ребёнка, а их взаимодействие, так как источник действия исходит и от взрослого и от ребёнка. Это позволяет превратить слушание из «неполноценной», временной (пока ребёнок не умеет читать сам) в полноценную деятельность, субъектом которой он является. В данном случае можно говорить о чтении - общении взрослого и ребёнка через книгу. Позицию ребёнка в таком взаимодействии можно обозначить как позицию значимого и влиятельного участника, а позицию взрослого как двойственную позицию организатора и участника образовательной деятельности.

Читая литературное произведение необходимо учитывать возраст детей.

Для ребёнка младшего дошкольного возраста предпочтительным будет утрированно выразительное рассказывание, при котором воспитатель голосом «рисует» образы и картины происходящего.

В средней группе детского сада своим искренним интересом, выразительностью речи, умелым владением голоса и мимическими средствами педагог должен увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение, вызвать на дальнейшее его обсуждение.

При чтении детям 5-7 лет педагог сдержанно выразителен в целях предоставления ребёнку большей свободы фантазирования и формирования «видений» событий и героев литературного текста.

При повторном рассказывании в работе с детьми 3-5 лет эффективно инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол.

Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, на которых мастера художественного слова, чтецы и артисты исполняют тексты, участвуют в постановках, становится целесообразным в старшем дошкольном возрасте.

Беседа является основным методом целенаправленного литературного развития. Обсуждение после чтения помогает детям глубже воспринять произведение. Для этого в беседу включатся разные группы вопросов (на выявление эмоционального отношения к содержанию произведения и его героям, вопросы проблемного характера о мотивах поступков персонажей. О логике следования событий, вопросы и задания, обращающие внимание на наиболее традиционные средства языковой выразительности).

В беседе с детьми 3-5 лет важно активизировать их желание эмоционально откликаться на воображаемые события литературного текста, «содействуя» и сопереживая героям. Малышу необходимо помочь наводящими вопросами, обращёнными к личному опыту, понять основное содержание произведения, установить последовательность событий в тексте, вычленить и назвать наиболее яркие поступки и действия героев, дать им элементарную обобщённую характеристику (добрый, хитрая).

Организуя беседы с детьми 5-7 лет для активизации процесса восприятия, воспитатель должен помочь выразить своё отношение к содержанию произведения, его событиям и героям, красоте некоторых художественных средств; установить причинные связи, воспринять логику следования завязки, кульминации и развязки истории; представить в воображении героев, их внешний вид, некоторые черты характера, их поступки и дать им элементарную оценку, опираясь на представления о правилах поведения и взаимоотношений людей, объяснить явные мотивы поступков; обратить внимание и осознать значение в художественном тексте некоторых средств языковой и интонационной выразительности рассказчика.

Следующим методом является рассматривание иллюстраций. Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение следует отдавать книжкам - картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев. Рассматривание книжных иллюстраций с детьми 3-5 лет решает несколько задач: они ориентируют детей в последовательной связи событий, напоминают содержание текста в процессе его пересказывания, помогают представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания смысла произведения. Детей 5-7 лет педагог побуждает рассматривать иллюстрации разных художников к одному тексту, предлагает им высказываться о своём отношении к рисунку.

Театрализованные игры (игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театра) обеспечивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений, дают возможность «выплеснуть» эмоции от услышанного.

Литературные игры - эффективный метод развития речевых и литературных способностей детей.

Одним из относительно новых методов знакомства дошкольников с детской литературой является метод моделирования. Чаще всего этот метод используется как «опорная схема», наглядный план для запоминания последовательности событий произведений при их пересказе. То, что этот метод помогает осмыслить литературный текст, выделить в нём узловые моменты, не вызывает сомнений. Однако насколько он эффективен при формировании интереса к чтению, этот вопрос остаётся открытым.

Что касается метода проектов, то при правильной организации проектной деятельности он действительно вызывает у детей интерес к книге и чтению и способствует воспитанию читателя. Метод проектов целесообразен в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Различные темы проектной деятельности могут быть объединены вокруг трё х крупных идей:

- детское книгоиздательство- изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами о произведениях, пересказами и творческими рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями (например, «Сказка- ложь, да в ней намёк», «Как писатель помог мне понять…», «Что узнали мы из книг» и пр.);

- детская библиотека (организация библиотеки из самодельных книжек, а также оформление и систематизация книг детской библиотеки в группе);

- выставка книг- подготовка тематических выставок для детей разных возрастных групп ( возможные темы: «Сказки нашего детства», «Любимые литературные герои», «Поэты и художники о природе») .

Проектная деятельность старших дошкольников по созданию рукотворной книги побуждает детей более внимательно слушать чтение литературных произведений и вдумываться в их содержание, анализировать структуру текста и средства художественной выразительности, более пристально рассматривать книги, замечать особенности их оформления, шрифта, иллюстраций.

В ходе проектной деятельности по созданию тематической книжной выставки у детей закрепляются элементарные представления о фольклорных и литературных жанрах, видах книг, формируется уважительное отношение к книге.

К проектной деятельности можно отнести и создание аудиокниг, содержащих как пересказы литературных произведений детьми (в том числе по ролям, так и записи собственных сочинений. Прослушивание таких аудиозаписей вызывает у детей искренний интерес, активизирует дальнейшее словесное творчество и стремление к воспроизведению литературных текстов.

Ещё одним из эффективных средств приобщения детей дошкольного возраста к литературному чтению является организация творческих недель, посвящённых творчеству детских писателей и поэтов, литературным жанрам и ведущим темам детской литературы.

В рамках творческой недели всё учреждение работает над одной темой, которая раскрывается в каждой возрастной группе через разнообразные виды и формы организации деятельности детей с учётом их возраста и индивидуальных особенностей.

Планирование творческой недели осуществляется командой педагогов и предполагает:

1. Сбор информационного материала по теме

2. Определение цели, образовательных задач творческой недели и содержания работы на каждый день.

3. Составления перечня возможных видов и форм организации деятельности детей, как в учреждении, так и за его пределами

4. Определение форм взаимодействия детей разного возраста между собой, а также способов участия родителей и социальных партнёров в творческой недели.

Темы творческих недель предлагаются педагогами на итоговом педсовете и утверждаются на установочном педсовете накануне нового учебного года. В течении года оптимально проведение четырёх творческих недель, поскольку подготовка к ним занимает довольно продолжительное время.

Творческие недели погружают дошкольников в мир детской литературы, создают условия для организации разнообразной совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей на материале литературных произведений, стимулируют развитие интереса к книге и чтению.

Важную роль в формировании у дошкольников книжной культуры играет организация книжных выставок, книжных уголков.

Книжный уголок - особое место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает ее, «перечитывает». Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не у взрослого в руках, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам.

В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель удовлетворять читательские интересы детей.

Рассмотренные средства и методы ознакомления дошкольников с художественной культурой и детской литературой расширяют и углубляют читательские интересы детей, способствуют активному использованию литературных текстов в различных видах творческой деятельности, формируют будущего талантливого читателя.

Публикации по теме:

Проект по ознакомлению с книжной культурой «Путешествие по сказкам В. Сутеева»Проект по ознакомлению с книжной культурой «Путешествие по сказкам В. Сутеева» «Путешествие по сказкам В. Сутеева» (проект по ознакомлению с книжной культурой) Вид проекта: литературный, социально-коммуникативный,.

Использование методов игрового проектирования в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миромИспользование методов игрового проектирования в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром Познавательная деятельаность детей старшего дошкольаного возраста приобреатает сложные формы, заметно возрастаают возможнаости интеллеактуальной.

Использование мультимедийных средств для ознакомления дошкольников с явлениями природы Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы.

Консультация для воспитателей «Методика работы с книгой в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой» Современные дети стали мало читать. Для получения информации, чтобы «быть в курсе» они прибегают к телевизору, компьютеру, интернету. Из.

Теоретические основы патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с культурой мордовского народа Курсовая работа Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой.

Классификация методов и средств обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой МБДОУ «Ивушка» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» Подготовила:.

План работы по самообразованию «Нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой» План работы по самообразованию. Воспитатель Семерикова О. П. гр. №1 МАДОУ «ЦРР-д/с№49» Тема: Нравственное воспитание дошкольников посредством.

Опыт работы «Приобщение детей младшей группы к книжной культуре и детской литературе» Представляем вашему вниманию отчет из опыта работы по приобщению дошкольников к книжной культуре и детской литературе. Цель – формирование.

Программа ознакомления с национальной культурой Республики Саха (Якутия) Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности-актуальная задача современного образования. Народная культура является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика средств и методов ознакомления дошкольников с книжной культурой и детской литературой
Опубликовано: 12 июня 2018 в 18:43
+42Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика средств и методов ознакомления дошкольников с книжной культурой и детской литературой» (включая файлы) размещена пользователем Дедюхина Яна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД