МААМ-картинки

Конспект интегрированного музыкального занятия «Ярмарка»

Людмила Горинова
Конспект интегрированного музыкального занятия «Ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированного музыкального занятия

«Ярмарка»

Вид - музыкальное занятие

Тип – интегрированное (занятие-путешествие)

Форма – групповое

Группа – подготовительная (6-7 лет)

Тема – «Ярмарка»

Публикация «Конспект интегрированного музыкального занятия „Ярмарка“» размещена в разделах

Цель - формирование у детей целостного представления о ярмарочных гуляниях на Руси средствами музыки, фольклора, живописи.

Задачи:

образовательные

расширить представления детей о традициях, обычаях русского народа;

закрепить знания детей о предметах декоративно – прикладного искусства;

развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения; при анализе музыкального и художественно-изобразительного произведения учить ясно излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие и ощущения.

упражнять в ритмическом исполнении игры на ложках;

побуждать детей петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него; петь легким звуком в подвижном темпе, выполняя динамические оттенки.

способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, выразительно и ритмично двигаться, передавать в танце эмоционально-образное содержание;

развивающие

обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при целостном восприятии классической музыки, живописи и фольклора;

развивать музыкальную память, слух, фантазию, мышление;

воспитательные

прививать любовь к русскому народному искусству, музыке, живописи;

развивать умение сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности;

воспитывать в детях доброжелательное, уважительное отношение друг к другу.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приемы:

наглядные (рассматривание репродукции, предметов народного промысла - презентация);

наглядно-слуховые (музыкальный репертуар, подобранный в соответствии с программными требованиями; слушание музыкального произведения, сопровождающее просмотром слайдов - репродукций картин по теме);

словесный (беседа, использование малых форм русского народного фольклора (загадки, потешки);

практические (исполнение песенных, танцевальных, инструментальных композиций; музыкально-ритмические упражнения; народная игра).

Оборудование:

фонограммы (русская народная песня «У нас нынче Субботея» (+, (-); Музыкальная картинка «На ярмарке», Н. П. Будашкин); проектор, презентация с показом репродукций картин Б. М. Кустодиева; предметов домашнего обихода - народных промыслов, декорация «Карусель»; русские народные инструменты – деревянные ложки.

Предварительная работа:

слушание фольклорной музыки : «Барыня», «Светит месяц» в исполнении оркестра народных инструментов; «Камаринская» в обработке П. И. Чайковского, М. И. Глинки;

знакомство с русскими народными пословицами, потешками, играми, хороводами и другими образцами народного творчества;

обучение игре на ложках;

рассматривание с детьми предметов декоративно – прикладного искусства (дымковских игрушек, хохломских и гжельских изделий);

беседы о культуре и быте русского народа;

рассматривание репродукций картин с изображением русской ярмарки.

Ход:

Действия музыкального руководителя Действия детей

Здравствуйте. Ребята, мы сегодня оказались на ярмарке, как в старые времена… Вам не показалась знакомой (знакома) музыка, под которую вы вошли в музыкальный зал?

Правильно.

Перед вами репродукции картин художника Бориса Михайловича Кустодиева «Ярмарка».

Для чего же устраивали ярмарки? Как вы думаете? Вам в помощь картина: что изображено на ней?

На Руси несколько раз в год проводились ярмарки. На ярмарку приезжали, чтобы продать свой урожай, продавали то, что смастерили своими руками: деревянные ложки, глиняные горшки, расшитые рубахи и сарафаны, торговали сладостями и игрушками.

Ярмарка - это не только купить и продать товар, это прийти повеселиться, поэтому на ярмарке всегда были гулянья, которым был рад и стар и мал. Ярмарка русская - это очень пестрая и незабываемая картина. На ярмарке играли в народные игры, веселили народ скоморохи, разыгрывались театрализованные представления с Петрушкой, звучали русские народные инструменты, крутилась карусель. Да чего только не встретишь на русской ярмарке!

Вот такую же живую, пеструю музыкальную картину создал композитор Николай Будашкин, называется она «На ярмарке».

Слушание фрагмента Музыкальной картинки «На ярмарке» Н. П. Будашкина.

Дети, вам понравилась музыка?

Вы слышали один инструмент или оркестр?

Какой характер у этой музыки?

(Фонограмма «Звук метели»)

Ой, ребята, вы слышите? Что это за звук?

Да, похоже разыгрывается метель. Даже холодно стало… Но мы же собрались на ярмарку!

Не боимся мы метели!

Звонко песню мы запели.

Р. н. песня «Метелица» (разучивание)

Какие яркие краски были на картине, такие же яркие звуки мы слышим в музыке.

Сегодня мы можем сами поучаствовать в веселой ярмарке с танцами, песнями, шутками, прибаутками так, как раньше было на Руси. Хотите? Тогда в добрый час! Ну, что ж, поехали!

Ставится «карусель» (шест с ленточками, дети берутся за ленточки и под музыку передвигаются по кругу.

1. Бег на носочках

2. Подскоки

3. Топотушки

(звучит фонограмма (-) русской народной песни «Ай, люли, люли…») флеш. Н. Г. Роот ---4р. №6

Вот и приехали.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

(М/м ПРЕЗЕНТАЦИЯ прилавок с ложками)

Продавец (м/м – презентация)

Кому нужны резные,

Ложки расписные?

Посмотрите, какова

Золотая хохлома!

Мы пришли без денег к вам

Подарите ложки нам!

А мы ложечки возьмем

И играть на них начнем!

(Дети выполняют упражнение ритмической игры на ложках (обучение игре на деревянных ложках; фонограмма исп. С. Тимофеев – сопровождение м\м - ПРЕЗЕНТАЦИЯ).

Игра на ложках «Ложкари» (фонограмма н. м. «Слышен, слышен глухой звук…»

Раз, два, три, четыре, пять,

Пора нам, дети, поиграть!

Р. н. игра «Золотые Ворота»

(М/м ПРЕЗЕНТАЦИЯ, фонограмма (-) Р. н. мелодия «Во кузнеце» флеш. Н. Г. Роот --№14, объяснение правил музыкальной игры : 2 детей – ворота (воспользоваться детской считалочкой, остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами», хоровод нельзя разрывать. Все хором произносят слова: (пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один)

Золотые ворота, приходите, господа:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х чел., можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра идет до 2-х последних не пойманных игроков).

Тут и ярмарке конец.

А кто был здесь – молодец!

Надо бы каждому молодцу

С огорода по огурцу!

Коль не вышло с огурцами,

Угостим вас леденцами!

(Раздаёт леденцы)

(звучит фонограмма (-) русской народной песни «Ярмарка»)

Дети под музыку выходят из зала.

Дети входят в зал под веселую музыку.

Это р. н. мелодия «У нас нынче Субботея»

Дети рассматривают репродукцию картины «Ярмарка».

Люди покупают и продают разные товары: вёдра, валенки, грабли, корзины, игрушки. Все разговаривают, торгуются, ходят, рассматривают товар.

Звучал оркестр

Весёлый, яркий, радостный, танцевальный.

Это дует ветер. Метель начинается.

Ход занятия

Дети входят в зал под веселую музыку.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте. Дети, вам знакома музыка, под которую вы вошли в музыкальный зал?

Ответы детей. Это мелодия песни «Балалайка».

Музыкальный руководитель. Правильно. Послушайте внимательно, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.

У неё есть три струны,

Их рукой щипать должны,

Можно под неё плясать

И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен, чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент.

Как называется музыкант, который играет на балалайке?

Про балалайку сочинили и песни, и загадки, и стихи.

Ребенок. С балалайкой веселее

И в жару и в холод.

Тот, кто любит балалайку,

Тот душою молод.

Музыкальный руководитель.

Название этого инструмента похоже на слово «балагур», «балагурить». О каком человеке говорят, что он «балагур»? (весельчак, шутник)

Я вам предлагаю спеть веселую песню «Балалайка». Чтобы передать задорный характер песни, исполним ее легким звуком в подвижном темпе.

(сначала дети распеваются, затем исполняют песню «Балалайка»

сл. и муз. З. Роот)

Воспитатель.

Балалайка- главная героиня ярмарочных гуляний. А вы знаете, что такое ярмарка?

Дети. Ярмарка – это рынок, базар, где все продается и покупается.

Воспитатель. Давайте рассмотрим с вами репродукцию картины художника Бориса Михайловича Кустодиева «Ярмарка».

Дети рассматривают репродукцию картины «Ярмарка».

Воспитатель. Что же изображено на этой картине?

Дети. Люди покупают и продают разные товары: вёдра, валенки, грабли, корзины, игрушки. Все разговаривают, торгуются, ходят, рассматривают товар.

Воспитатель.

Каждую осень на Руси проводилась ярмарка. На ярмарку приезжали, чтобы продать свой урожай: овощи, фрукты. Продавали то, что смастерили своими руками: деревянные ложки, глиняные горшки, расшитые рубахи и сарафаны. Торговали сладостями и игрушками.

Ярмарка- это не только купить и продать товар, это прийти повеселиться, поэтому на ярмарке всегда были гулянья, которым был рад и стар и мал. Ярмарка русская- это очень пестрая и незабываемая картина. На ярмарке играли в народные игры, веселили народ скоморохи, разыгрывались театрализованные представления с Петрушкой, звучали русские народные инструменты, крутилась карусель. Да чего только не встретишь на русской ярмарке!

Музыкальный руководитель.

Вот такую же живую, пеструю музыкальную картину создал композитор Николай Будашкин, называется она «На ярмарке».

Слушание фрагмента Музыкальной картинки «На ярмарке» Н. П. Будашкина.

Музыкальный руководитель.

Дети, вам понравилась музыка?

Вы слышали один инструмент или оркестр?

Какой характер у этой музыки?

Дети. Весёлый, яркий, радостный, танцевальный.

Музыкальный руководитель. А что вам хочется делать под эту музыку?

Дети. Плясать, танцевать, веселиться.

Музыкальный руководитель. Какому жанру принадлежит прослушанное произведение (танец)

Музыкальный руководитель. Какие яркие краски были на картине, такие же яркие звуки мы слышим в музыке.

Сегодня мы попробуем разыграть веселую ярмарку с танцами, песнями, шутками, прибаутками так, как раньше было на Руси. Хотите? Тогда в добрый час! Ну, что ж, поехали!

Ставится «карусель» (шест с ленточками, дети берутся за ленточки и под музыку передвигаются по кругу.

4. Бег на носочках

5. Прямой галоп

6. Топотушки

(звучит фонограмма (+) русской народной песни «Ярмарка»)

Воспитатель. Вот и приехали.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

Что за праздник? Что случилось?

Просто ярмарка открылась!

(Открывается ярмарка, за столами стоят продавцы. Дети рассматривают керамические, деревянные и другие изделия на прилавках)

Воспитатель. Какие замечательные товары. Есть ли на ярмарке посуда из Хохломы? Какие изделия из бересты находятся на прилавке? (корзиночки, туески, коробы). Покажите, пожалуйста, на каком прилавке находятся изделия гжельских мастеров? Как вы догадались?

1 Продавец

Мы предлагаем вам товары:

Чайники и самовары,

Пряники и сушки,

Отличные игрушки!

Овощи и фрукты-

Полезные продукты!

2 Продавец

Игрушки - диво!

Изящны и красивы!

Вот - Машка! Дуняшка, Агашка -

Три штучки в одной кучке!

(показывает матрешку).

А вот Петя-Петушок,

Голосистый наш дружок.

Петушок не простой-

Красный, белый, золотой!

(показывает петушка)

3 Продавец

Зонтик грибком, руки крендельком,

Ходят красны девицы по улице пешком.

Кофточки цветные, юбки расписные,

Шляпы трехэтажные - статные и важные.

На таких посмотреть и самим интересно,

Пляшут они, ну просто, прелестно.

Под наши веселые русские пляски

Они оживают, как-будто бы в сказке.

Воспитатель.

Детям тоже не сидится,

Хотят они повеселиться!

Танец «Кадриль»

Воспитатель. Молодцы, детишки, курносые носишки. Мешок семечек хотите? Песню спойте и берите!

Дети исполняют песню «Семечки» (рус. народ. мелодия)

4 Продавец

Кому нужны резные,

Ложки расписные?

Посмотрите, какова

Золотая хохлома!

Так сверкает, так искрится,

Будто в зале здесь жар-птица!

Воспитатель.

Мы пришли без денег к вам

Подарите ложки нам!

А за это мы для вас

Пустимся в веселый пляс!

Ребенок

От зари и до зари

Веселятся ложкари!

Будем весело плясать,

Звонко ложками стучать!

(Дети выполняют упражнение ритмической игры на ложках, затем исполняют танец).

Танец с ложками Игра на ложках «ложкари»

Воспитатель.

Раз, два, три, четыре, пять,

Пора нам, дети, поиграть!

Ребята, я была на одной ярмарке и там видела интересную игру. Давайте, я вас научу в нее играть (объясняет правила игры).

Игра – шутка «Маланья»

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (руки складываются углом)

Семь сыновей,

Все без бровей (очертить брови пальцами,

С такими глазами (показывают глаза,

С такими ушами (ладони поднести к ушам,

С такой головой (очертить круг вокруг головы,

С такой бородой! (показывают большую бороду).

Ничего они не ели, на нее они глядели, делали вот так!

(Ведущий изображает выразительное движение, дети угадывают, что делает персонаж и повторяют его движения).

5 Продавец.

Посидеть за самоваром

Рады вы наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Дарим вам еще пирог,

Пышки и ватрушки,

Да пропойте вы для нас чайные частушки!

«Частушки»

Очень вкусный чай у нас,

Вкусные ватрушки,

Ну, а мы споем сейчас

Чайные частушки.

Если вдруг у друга праздник,

Среди угощений разных

Непременно за столом

Вас побалуют чайком!

Чай с вареньем и печеньем,

Чай с хорошим настроеньем,

Чай с малиновым листом

Соберет всех за столом!

Если вы тоске-печали

Вас утешит чашка чая.

С крепким чаем, с калачом

Огорченья нипочем!

Славится везде недаром

Русский чай из самовара.

Крепкий чая аромат

Восхищает всех подряд!

Мы пропели под чаек

Чайные частушки,

А теперь, давайте-ка,

Спляшем топотушки.

Музыкальный руководитель.

Тут и ярмарке конец. А кто был здесь – молодец!

Надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу!

А пока вы ярмарку смотрели,

Огурцы на огороде зайцы съели.

Коль не вышло с огурцами,

Угостим вас леденцами!

(Раздаёт леденцы)

(звучит фонограмма (-) русской народной песни «Ярмарка»)

Дети под музыку выходят из зала.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного музыкального занятия для детей младшей группы «Папины помощники» Папины помощники Задачи: 1. Уточнить знания детей о профессии военный. 2. Создать представление у детей о том, чем можно помочь папе 3.

Конспект интегрированного музыкального занятия для старших дошкольников «Приключение Буратино, или Золотой ключик» Цель: способствовать развитию речевого аппарата, для дальнейшего становления певческих навыков. Задачи: 1. Совершенствовать навык слушания.

Конспект интегрированного музыкального занятия с элементами исследовательской деятельности «Звук-волшебник» «Звук- волшебник» Цель. Формировать у детей стремление к активному участию в совместном коллективном музицировании; интуитивные представления.

Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе «Зимние забавы» Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе «Зимние Забавы». Цель: -создание положительного эмоционального фона, развитие.

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Ярмарка» Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Ярмарка игрушки»Возраст детей:6-7 лет.

Конспект интегрированного занятия воспитателя по изобразительной деятельности и музыкального руководителя «Белый урок» «Белый урок» (интеграция образовательных областей «Художественное- эстетическое развитие» направление – изобразительная деятельность и.

Конспект музыкального интегрированного занятия «Мы ласковые кошки»Конспект музыкального интегрированного занятия «Мы ласковые кошки» Авторы: муз. рук. Комарова Г. В. и воспитатель Купрякова Т. А. Цель - формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.

Конспект музыкального интегрированного занятия познавательной направленности в подгот. гр. с ИКТ «Миром правит доброта» Конспект музыкального интегрированного занятия познавательной направленности с ИКТ в подготовительной группе «Миром правит доброта»Музыкальный.

Конспект занятия по лепке «Кубанская ярмарка» Модель образовательной деятельности Художественно-эстетическое развитие – лепка Тема: «Кубанская ярмарка» Целевые ориентиры: умеет лепить.

«Веселая ярмарка». Конспект занятия-развлечения в средней группе Тема: «Веселая ярмарка». Программное содержание: Продолжать закреплять знания детей о числе три и о величине предметов. Побуждать детей,.

Автор публикации:
Конспект интегрированного музыкального занятия «Ярмарка»
Опубликовано: 29 марта 2017 в 07:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного музыкального занятия «Ярмарка»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Горинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД