МААМ-картинки

Конспект индивидуального занятия «Звук [Р]». Постановка звука [Р] по Н. С. Жуковой

Наталья Игнаткина
Конспект индивидуального занятия «Звук [Р]». Постановка звука [Р] по Н. С. Жуковой
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука [Р] у детей 4-7 лет.

Тема: «Звук Р» (Постановка звука Р по Н. С. Жуковой

, Часть 2. Выработка фрикативного Р)

( Лексическая тема: «ОВОЩИ, ОГОРОД у ТИГРУШИ»)

Цель: Постановка звука Р

Задачи:

1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;

2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;

Публикация «Конспект индивидуального занятия „Звук [Р]“, Постановка звука [Р] по Н, С, Жуковой» размещена в разделах

4. Развивать фонематический слух;

5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.

6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, игрушка или большая картинка ТИГРЕНОК, макет «Прожорливый тигренок» - для проведения дыхательной гимнастики; пиктограммы –овощи в разных эмоциональных состояниях, предметные картинки ОВОЩИ, лабиринт «Кто из малышей доберется до овощей»,

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Слайд 1

Слайд 2 Речевая деятельность

1. Организационный момент

Логопед: Малыш, сегодня с нами опять занимается ТИГРУША. Он все еще не научился рычать и очень расстраивается из-за этого. Не нужно печалиться, если ты будешь стараться, ТИГРУША, у тебя обязательно все получится. И у тебя, МАЛЫШ, тоже.

Логопед: Послушайте слова:

ПОМИДОР, ОГУРЕЦ, ПЕРЕЦ, КАПУСТА

Как можно называть их одним словом? (ОВОЩИ)

Где растут овощи? (В ОГОРОДЕ)

Сегодня мы вместе с ТИГРУШЕЙ отправимся в ОГОРОД собирать ОВОЩИ.

Слайд 3 Двигательная деятельность

2. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Вспомним пальчиковую игру про огород.

Огород.

Левая рука: Вырос у нас чесночок, (Дети разминают указательный палец)

Перец, томат, кабачок, (средний палец)

Тыква, капуста, картошка, (безымянный палец)

Лук и немного горошка. (мизинец)

Правая рука:

Овощи мы собирали. (разминают мизинец)

Ими друзей угощали, (безымянный палец)

Квасили, ели, солили, (средний палец)

С дачи домой увозили. (указательный палец)

Прощай же на год, Наш друг-огород.

Физическое развитие

Без презентации Двигательная деятельность 3. Упражнения на развитие речевого дыхания

Логопед: Давайте сыграем в игру «ПРОЖОРЛИВЫЙ ТИГРЕНОК» - будем закатывать в ротик тигренку помидорки (из гофрированной бумаги или салфеток) (см. ниже)

Игры для развития сильной воздушной струи.

Слайд 4 Двигательная деятельность

4. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Тигруша, ты помнишь, что нам нужно делать гимнастику для язычка, чтобы научиться громко и правильно рычать (произносить звук Р?

Подготовительные упражнения для правильного удержания языка (при произнесении звука Р)

1. Познакомить ребенка с частями языка, показав их на его ладони: Кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.

2. Перед зеркалом научите ребенка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и присасывать спинку языка к нёбу. Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.

3. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.

4. Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок языком – «шпок».

Просунуть язык между губами, сделать «болтушку».

Артикуляционная гимнастика на звук Р :

Слайд 5 Двигательная деятельность

5. Развитие мимической мускулатуры

Логопед: Давайте сыграем в игру.

Игра «Веселые-печальные овощи» - рассматривание пиктограмм, изображающих овощи в различных эмоциональных состояниях, выразить состояние веселья и печали:

ВЕСЕЛАЯ КАПУСТА

УДИВЛЕННЫЙ ОГУРЕЦ

ГРУСТНЫЙ ПОМИДОР

Слайд 6

Речевая деятельность

6. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи

Логопед: Малыш, а ты любишь овощи?

Скажи фразу: Я ЛЮБЛЮ ОВОЩИ. – быстро, медленно, весело, грустно, громко, тихо, восклицательно, вопросительно, с лаской, со злостью и др.

Речевое развитие, Познавательное развитие

Слайд 7

Познавательная деятельность

7. Постановка звука Р при его отсутствии

Логопед: Ну, а теперь немного потренируемся.

Выработка фрикативного Р.

Методика профессора Ф. Ф. Рау. Суть методики состоит во временном замещении вибранта фрикативным звуком. Этот фрикативный звук имеет общее место своего образования с нормальным звуком Р и отличается от последнего отсутствием вибрации. Ребёнку предлагается за верхними резцами, на «бугорках» (альвеолах) сказать ЗА или З-З-З и послушать, что получается. Полученный фрикативный (проторный) звук сходен по звучанию с английским r в словах dray, drive и т. п.

Фрикативный Р использовать в слогах РА (ЗА, РЫ (ЗЫ) и словах. С поднятым языком проговаривать ЗА, ЗЫ, ЗЫБА, ЗЫБАК, ЗАБОТА, ЗАКЕТА.

Если фрикативный Р хорошо закреплен, можно временно пользоваться им в речи.

Если ребенок долго не может найти нужное «местечко для языка», предложите следующие упражнения:

1. Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает» на бугорках. Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Для лучшего обозрения можно вложить шпатель между коренными зубами.

2. Попеременное повторение с придыханием на бугорках ТДА-ТДА-ТДА, ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ

3. «Барабан» : быстро стучим по нёбу Д-Д-Д, начинаем с нёба «верха» и спускаемся «вниз» к верхним резцам.

4. «ветерок» на бугорках: ДЗА – ДЗЫ (фрикативное Р,

5. «балалайка на бугорках» ТДНЬ-ТДНЬ-ТДНЬ

6. «балалайка с ветерком» ДЗНЬ-ДЗНЬ-ДЗНЬ (фрикативное)

Речевое развитие

Слайд 7, 8 Речевая деятельность

8. Артикуляционный уклад звука Р

Логопед: Малыш, Тигруша, послушайте, как рычит взрослый тигр? РРРРР

Когда мы поем песенку ТИГРА (произносим звук Р)

• Губки улыбаются широко;

• Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит

• Средняя часть спинки языка опущена

• Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

• Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.

Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ ТИГРА» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).

Слайд 9 Речевая деятельность

9. Характеристика звука Р

Логопед: Песенка ТИГРА – это звук Р.

Логопед: Какой звук Р?

Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)

Физическое развитие c мячом

Двигательная деятельность

10. Физкультминутка – игра с мячом

Логопед: Давайте сыграем в мяч. Я бросаю вам мяч и называю какой-либо овощ, а ты, МАЛЫШ, должен вернуть мне мяч и назвать несколько признаков к этому овощу:

МОРКОВЬ - …оранжевая, сладкая, твердая

ОГУРЕЦ - …зеленый, овальный, длинный

ПОМИДОР - …красный, круглый, сочный

СВЕКЛА - … бордовая, крупная, твердая

КАПУСТА - …круглая, хрустящая, зеленая и др.

Слайд 10 Игровая деятельность

11. Игры на развитие ВПФ

Логопед: У меня для вас есть Лабиринт «Кто из малышей доберется до овощей» - давайте его пройдем вместе.

(см. ниже)

Познавательное развитие

На слух, без презентации,

Слайд 11

Слайд 12 Умственная деятельность, игровая деятельность

12. Игры на развитие фонематического слуха.

Логопед: Малыш, Тигруша, давайте сыграем в игру

Игра «Поймай звук» (звуки близкие по акустическим и артикуляционным признакам).

Звуки Ш, Ж, Р, Л, Р, ЛЬ, Р, Л

Слоги: ША, РА, ЖУ, РУ, РА, ЛА

Выкладываются картинки по теме «Овощи». Найди картинки, в названиях которых есть звук Р. Покажи КРАСНЫЙ ПОМИДОР, ОРАНЖЕВУЮ МОРКОВЬ, ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОХ.

Игра «Где звук спрятался - определение позиции звука Р в словах ПОМИДОР, РОСТОК, ГОРОХ.

Слайд 13 Речевая деятельность

13. Итог НОД, оценка работы ребенка

Логопед: Вы молодцы! Скоро вы научитесь рычать, как настоящие большие взрослые ТИГРЫ!

Слайд 14 Речевая деятельность Изо-деятельность

14. Домашнее задание

Раскрасить овощи, в названии которых есть звук Р.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш]»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш]» Задачи: 1. Образовательные: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях и чистоговорках. 2. Коррекционные: • закрепить навыки.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Цель:Коррекционно-образовательные: –уточнение артикуляции звука [ш]; - Автоматизация звука [ш] изолированно, в прямых слогах и словах.

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]»Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]» «Автоматизация звука «Ш». Цель: автоматизация звука «Ш» в предложениях. Задачи. Коррекционно-образовательные: • закреплять умение правильно.

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]»План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]» Цель занятия: автоматизация звука «С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: - закрепление правильного произношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального занятия «Звук [Р]». Постановка звука [Р] по Н. С. Жуковой
Опубликовано: 17 января 2024 в 19:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального занятия «Звук [Р]». Постановка звука [Р] по Н. С. Жуковой» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Игнаткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД