Юлия Юрина
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях. Дифференциация звуков [Р]-[Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: формирование звуковой стороны речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
1) формирование практических умений и навыков пользоваться
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически
правильной) речью;
2) формирование кинестетического образа звука Р (ощущение положения
органов артикуляции).
Коррекционно-развивающие
1) устранение дефектного произношения звука Р, автоматизация в словах и
предложениях;
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, Дифференциация звуков [Р]-[Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
2) Дифференциация звуков [Р] - [Л].
3) развитие фонематического слуха и восприятия;
4) развитие грамматического строя речи;
5) развивать подвижность артикуляционного аппарата и мелкой моторики;
6) развитие памяти, слухового внимания.
Коррекционно-воспитательные
1) формировать навыки самоконтроля за речью;
2) повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.
Оборудование:
зеркало, предметные картинки жирафа, тигра, крокодила, коровы, игра
"Говори правильно", сюжетная картинка "Отгадай, что купили".
1. Орг. момент
2. Артикуляционная гимнастика
Язычок-язычок, не ленись, покажись
Расслабляйся спинка: кя-кя-кя,
Серединка: пя-пя-пя,
Кончик: тя-тя-тя,
А теперь спокойно вниз, за зубами удержись 1, 2, 3, 4, 5,
Язык чашечкой сложи, так немножко подержи 1, 2, 3, 4, 5,
Сколько время посмотри 1, 2, 3,
На качелях прокатись 1, 2, 3,
А теперь домой и спать!
3. Сообщение темы урока
- Отгадай, пожалуйста, загадки
В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, будто шкаф,
Жёлтый, в пятнышках … (жираф).
Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный. (тигр)
Живёт он в реках и болотах,
Зубов так много, что не счесть
И у него одна заботаПоймать кого-нибудь и съесть. (Крокодил)
У неё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока. (корова)
Выкладываются картинки жирафа, тигра, крокодила и коровы.
- Найди в отгадках одинаковый звук. (Р)
- Сегодня мы продолжим работать со звуком Р
3. Анализ артикуляции
- Какое положение принимают губы, когда мы произносим звук Р?
- А зубы? Язык?
- Какая воздушная струя?
4. Автоматизация звука Р в предложениях
- Я называю тебе предложение, но в нем допущена ошибка. Внимательно
послушай и исправь ее.
- Арбуз разрезал Аркашу. (Аркаша разрезал арбуз.)
- Теперь ответь мне на вопрос полным предложением.
Кто разрезал арбуз?
Что сделал Аркаша с арбузом?
Что разрезал Аркаша?
Урна собрала Рому в мусор. (Рома собрал мусор в урну.)
- Кто собрал мусор в урну?
- Что сделал Рома с мусором?
- Во что собрал Рома мусор?
- Что собрал Рома в урну?
Красный шар получил меня в подарок от Романа. (Роман получил от меня в
подарок красный шар.)
- Кто получил от меня в подарок красный шар?
- Что получил от меня в подарок Роман?
5. Игра "Домики"
- Посмотри тебе нужно в два домика разложить картинки в один картинки со
звуком Р, а в другом звуком Л, который мы с тобой уже прошли.
Л - лопата, слон, калоши, стол.
Р - робот, кристалл, забор, рука.
Самостоятельная работа ребенка. Проверка.
- Назови картинки, которые с буквой Р, называя место звука в слове - робот,
кристалл, забор, рука.
- Теперь с буквой Л, так же называй место звука в слове - лопата, слон,
калоши, стол.
Физкультминутка
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла, И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в
стороны.
Хвостиком виляла,
Корм себе искала. Прыжки: ноги в стороны, вместе и т. д.
Возле берега червяк
Извивается - вот так,
Рыбка подплывает,
Червяка хватает. Руки на поясе, круговые движения бедрами влево, вправо.
Дернул леску рыбачок,
Да сорвался червячок, И. п. – о. с. Хлопки перед грудью и за спиной.
Рыбка не попалась,
С червяком умчалась. Ладони вместе, руки вперед (имитация движений
рыбки).
6. игра "Что изменилось?"
- Вначале занятия мы отгадывали загадки. Вспомни, пожалуйста, каких
зверей мы отгадывали. (выкладываются перед ребенком).
- Посмотри и запомни их по порядку (картинки убираются)
- Назови мне называя со второго, с третьего, четвертого.
- А теперь играем в игру "Что изменилось?"
7. "Отгадай, что купили" работа по сюжетной картинке
- А сейчас послушай рассказ
Рая и мама ходили на рынок за овощами и фруктами. Когда они пришли
домой, Рома спросил у Раи, что они купили. " А ты отгадай, - ответила она. -
Мы купили такие овощи и фрукты, в названиях которых есть Р. Что же мы
купили? Рома обиделся:" А я знаю, но не скажу".
Рома не хочет отвечать. Назови, пожалуйста, ты овощи и фрукты, в которых
есть звук Р. Старательно выговаривай.
7. Итог
- Ты сегодня была очень внимательна, очень старалась. Молодец!
- Я провожу тебя в группу.