Анастасия Берш
Организация родительских собраний в системе деятельности дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье предоставлены мероприятия эффективной подготовки родительских собраний в условиях дошкольной образовательной организации (далее - ДОО); предлагаются активные формы их проведения.
Ключевые слова: родительское собрание, педагог, воспитанники, родители
(законные представители).
Дошкольное образование является базовым в системе воспитания личности ребенка. Для осуществления полноценного и всестороннего воспитания ребенка необходимо не только развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, но и формирование психоэмоциональной структуры личности, которая выступает центральной задачей всестороннего развития этапа дошкольного детства.
Арсенал форм организации работы педагогов ДОО с родителями (законными представителями) воспитанников в настоящий период широк и разнообразен. Зарекомендовали себя продуктивными такие активные и современные формы работы с родителями детей, как «Час вопросов и ответов» на актуальные темы воспитания ребенка – дошкольника, КВН «Времена года», «Путешествие по сказкам», совместные спортивно- развлекательные досуги – «Веселая эстафета», «Читаем стихи А. Барто», детско – взрослые проекты «Спички- не тронь, в спичках- огонь»; «Я, ты, он, она – вместе мы одна семья», «Мир новых идей развивает детей», семейные клубы «Читай - ка», «Цветоводы», «ЗОЖ и компания».
Вместе с тем, наблюдения показывают, что целенаправленная и систематическая работа с родителями воспитанников невозможна без проведения таких традиционных мероприятий, как родительские собрания, беседа, консультации.
Изучение фактического состояния организации при подготовке родительских собраний, оптимизирующих процесс успешной социализации личности детей дошкольного возраста, показало, что большинство педагогов дошкольной образовательной организации не используют основы технологического подхода к их подготовке и проведению – 55% (из 20 опрошенных педагогов). Так, анализ ответов родителей в анкетном опросе (опрошено 20 родителей) показал, что:
- 50 % родителей не посещают родительские собрания в дошкольной образовательной организации, не считают их эффективной формой взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей воспитанников;
- 75% опрошенных отметили, что посещаемость родительских собраний зависит от актуальности его тематики и интересов сотрудничества педагогов и родителей;
- 43% респондентов отметили ситуативные поводы взаимодействия с педагогами дошкольной образовательной организации без учета посещения родительского собрания;
- 23% опрошенных педагогов обозначили организационные поводы во взаимодействии с родителями.
Таким образом, признание организации и проведения родительских собраний как одной из активных форм работы с родителями требует содержательного изменения и совершенствования на основе современных технологий их организации.
Родительские собрания – это коллективная форма общения родителей и педагогов. [1]
При подготовке родительского собрания педагогам важно сделать его информационно содержательным, чтобы не превратить в лекцию для родителей - пассивных слушателей, заинтересовать их тематикой собрания и обеспечить активную позицию. При планировании родительских собраний в МБДОУ «Детский сад «Огонек» педагоги учитывают рекомендации практиков дошкольного воспитания: при формулировании проблемы или темы, прогнозируют участие родителей в подготовке мероприятия, заинтересовать разумное объединение информации педагога с активным общением, использование примеров из жизни детского коллектива, обмен мнениями по конкретному вопросу, использование анкетирования, интервью, видеозаписей, решение педагогических ситуаций, приглашение специалистов разных сфер деятельности: врача- педиатра, психолога, библиотекаря, логопеда, руководителя секции или кружка.
На каждом родительском собрании мы приветствуем родителей, создавая благоприятный настрой на разговор, общение; привлекаем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу темы собрания, приглашаем поделиться личным опытом, обсудить конкретную ситуацию.
Чтобы организовать активный разговор всех родителей педагоги используют вопросники в форме блокнота: «Вопрос- ответ», «Как вы думаете?», «Ваше мнение?», такой блокнот передается присутствующим родителям по цепочке, каждый перелистывает одну страничку, читает вопрос и предлагает свой вариант ответа.
В обсуждении темы собрания могут принять участие все желающие. Часто такая форма используется для выявления личных интересов и инициатив детей.
На родительском собрании «Дети и компьютер» половина родителей доказывала необходимость компьютера для дошкольника, другая половина – мнение, что компьютер необходим только в школьном возрасте.
В ходе родительских собраний часто используются проблемно- практические ситуации, кроссворды, короткие рубрики новостей из возрастной группы и деятельности детского сада.
Например, при знакомстве с новыми детскими играми предлагаем родителям поиграть.
Если в ходе собрания возникает вопрос, который имеет мнение «за» и «против» организуется работа по группам: каждая команда родителей защищает свою позицию.
Таким образом, формы взаимодействия педагогов ДОО и родителей на родительских собраниях разнообразны, но только их качественное варьирование и разумные сочетания помогут совершенствовать их организации, сделать эти встречи интересными, насыщенными, доброжелательными.
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт практики в должности воспитателя детского сада свидетельствует, что по своей видовой принадлежности родительские собрания в учреждении могут иметь разнообразный характер. Выделим следующие виды родительских собраний, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Виды родительских собраний в дошкольной образовательной организации
Вид Цель Периодичность Характер информации Вспомогательные средства
Ознакомительное Знакомство с родителями, создание доверительных отношений между педагогом и родителями 1 раз в год Презентация личного педагогического опыта, ознакомление родителей с планом работы возрастной группе и ДОО. Анкетирование родителей, интервью, индивидуальные личные встречи.
Планово-тематические Своевременное информирование родителей об успехах и проблемах детей, об изменениях и новых планах 1 раз в 3 месяца Предоставление актуальной информации родителям, касающейся вопросов жизнедеятельности их детей. Знакомство с локацией сайтом ДОО. Ведение протоколов собраний, беседы, поиск информации по теме собрания.
Экстренные Решение актуальной проблемы возникшей в возрастной группе или ДОО. По потребности Поиск путей решения возникших проблем Ознакомление с опытом коллег по решению аналогичных проблем; решение проблемных ситуаций, час вопросов и ответов.
Собрания-консультации Встреча с «узкими» специалистами По инициативе родителей Приглашенный специалист может детально рассказать о потребностях родителей в воспитании детей Рекомендации в виде подборки литературы, беседы, консультации, посещение семей на дому.
Собрания-лекции и собрания-тренинги Повышение родительской грамотности в вопросах воспитания детей, родительских всеобуч. По инициативе педагога Помощь родителям в преодолении трудностей, связанных с воспитанием ребенка Предварительное анкетирование; приглашенные специалисты по отдельным вопросам.
Собрания с участием детей Демонстрация родителям достижений детей и педагога 1 раз в год Дети в разных формах могут делиться своими успехами, демонстрировать навыки, приобретенные на занятиях, мероприятиях. Планирование мероприятий с обсуждением данного плана с детьми, творческие выставки, детско- взрослые проекты.
Анализ содержания таблицы 1 свидетельствует, что видовое разнообразие родительских собраний включает ознакомительные, экстренные, плановые, собрания-консультации, собрания деловые игры, собрания - семинары и т. д. Вспомогательные средства в ходе подготовки родительского собрания реализуются на этапе предварительной его работы: опрос, интервью, анкетирование, беседа, посещение воспитанников на дому, индивидуальные и групповые консультации родителей по теме собрания.
Анализ содержания таблицы 1 свидетельствует, что видовое разнообразие родительских собраний включает ознакомительные, экстренные, плановые, собрания-консультации, собрания деловые игры, собрания - семинары и т. д. Вспомогательные средства в ходе подготовки родительского собрания реализуются на этапе предварительной его работы: опрос, интервью, анкетирование, беседа, посещение воспитанников на дому, индивидуальные и групповые консультации родителей по теме собрания. [2,3]
Библиографический список:
1. Островская П. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : «Просвещение», – 2000.
2. Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – С. 144.
3. Галстян, С. Г Инновационные формы родительского собрания в дошкольной образовательной организации / С. Г. Галстян // Челябинский гуманитарий, 2018. – № 4 (37). – С. 52–63.