Алсу Гайфутдинова
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
закреплять правильное произношение звука [Р] в словах и предложениях;
закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [Р] в словах;
обогащать и расширять словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
развивать общую и артикуляционную моторику;
развивать физиологическое и речевое (фонационное) дыхание;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе „Автоматизация звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
развивать фонематический слух и восприятие;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;
воспитывать контроль за собственной речью.
Ход занятия
1. Введение в занятие.
Массаж биологически активных зон (приводит организм к достаточно высокой степени мобилизации, настраивает на занятие).
Выполняются движения, соответствующие строчкам стихотворения.
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
(Раздвинутые пальцы рук растирают лоб от середины к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки.
2. Организационный момент.
Логопед обращается к ребенку:
- Здравствуй, Саша, я очень рада тебя видеть у себя на занятии. Сегодня я получила сообщение, а кто написал мне его, ты узнаешь из загадки.
Ворон — главный наш артист,
Весельчак и оптимист,
Достоин дружбы и любви.
Его имя назови… (Кар Карыч)
- Молодец, правильно отгадал. Кар-Карыч пишет, что не умеет красиво произносить звук [Р]. И просит ему помочь. Поможем?
- Но Кар-Карыч еще в пути, его самолет задерживается. Пока мы его ждем нам нужно укрепить наш непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог правильно выговаривать этот трудный звук.
3. Артикуляционная гимнастика (с картинками)
«Лягушка»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.
«Слоник»
Буду подражать слону
Губы «хоботом» тяну,
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
«Лягушка - Слоник» А теперь под счет «раз» выполняем упражнение «Лягушка», подсчет «два» - упражнение «Слоник».
«Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
«Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать
Ротик нужно облизать.
«Лошадка»
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко-
Стук копыт услышишь звонкий.
«Маляр»
Я сегодня утром встал
И поселок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен моляром
Если хочешь жить как в сказке
Позови на помощь краски.
«Чашечка»
Взялся язычок за дело,
«Чашечку» он сделал смело
Ловко вверх подняться смог
Наш широкий язычок.
«Грибок»
Под березой, у дорожки
Гриб растет на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем.
Гриб в лукошко мы положим.
- Язычок укрепили. Что-то долго нет нашего друга. Я предлагаю помочь самолету лететь быстрее. Но сначала вспомним, как нужно правильно дышать.
4. Дыхательная гимнастика
1. Упражнение «Поиграем животиками»
Цель: развитие диафрагмального дыхания.
Вариант 1. В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.
Вариант 2. В положении стоя ребенок выполняет глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3 или музыкальные звуки до-ре-ми – вдох, ми-ре-до – выдох.
2. Упражнение «Бабочка»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела (бабочка на ниточке прикреплена к прямоугольной рамке с ручкой). Нужно следить, чтобы ребенок не поднимал плечи, работал животом.
3. Упражнение «Футбол»
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота.
- Ура, вот и Кар-Карыч прилетел. Можно приступать к работе.
5. Автоматизация звука [Р] в словах
Дидактическая игра «Назови картинки».
-Посмотри, Кар-Карыч очень любит фотографировать. Давай посмотрим, что он нафотографировал. Назови картинки, в которых есть звук [Р].
Картинный материал: руки, рыба, дом, окно, горох, баран, диван, комар, мухомор, веер, самолет и т. д.
- Молодец, ты очень хорошо справился с этим заданием.
6. Развитие фонематического восприятия
Дидактическая игра «Поймай звук [Р]».
- Хлопни, когда услышишь звук [Р].
Дом, рак, рот, кот, собака, мороз, топор, волосы, игра, чемодан.
7. Формирование навыка звукового анализа
Дидактическая игра «Где спрятался звук [Р]?»
- Кар-Карыч приготовил для тебя еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука [Р] в словах : в начале, в середине или в конце слова?
(мороженое, ракета, повар, ковер, тигр, кукуруза, ракушка и т. д.)
8. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных
Дидактическая игра «Большой-маленький».
-Кар-Карыч предлагает тебе выполнить еще одно задание. Он будет называть большой предмет, а ты – маленький.
Рамка-
Роза-
Морковь-
Гора –
Гитара –
Баранка –
Коробка –
9. Физкультминутка
- Кар-Карыч немного утомился, сейчас мы немного отдохнем.
Раз – присели, два – привстали,
Три – согнулись и достали:
Ручкой правою - носок,
Ручкой левой – потолок,
А теперь давай мы вместе и попрыгаем на месте.
10. Автоматизация звука [Р] в предложениях
1. Игра «Повтори за мной».
- Кар-Карыч приготовил для тебя предложения, повтори их за ним, четко выговаривая звук [Р].
1. В огороде растёт кукуруза.
2. Вера ест мороженое.
3. Роман рыбачит.
4. Рая собирает помидоры.
5. Роме купили гитару.
6. Буратино идёт на урок.
7. У барана крутые рога.
2. Игра «Исправь предложение».
- Кар-Карыч запутал предложения. Помоги ему сказать их правильно.
1. Дома строят бобров (Бобры строят дома).
2. Ветка сидит на сороке и громко стрекочет (Сорока сидит на ветке и громко трещит).
3. Зоопарк живёт в рыси (Рысь живёт в зоопарке).
4. Травинка забралась на муравья (Муравей забрался на травинку).
11. Итог занятия
- Вот и подошло к концу наше занятие. Ты сегодня хорошо поработал, ясно и четко произносил звук [Р]. Наш гость Кар-Карыч очень доволен, что ты ему помог научиться говорить звук [Р].