Надежда Желобаева
Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: нарушение речи достаточно распространенное явление среди старших дошкольников. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, то в дальнейшем они могут осложнить обучение в школе и общение с окружающими. Поэтому очень важно вовремя провести коррекционную работу по постановки, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков.
Цель: преодоление нарушений произношения звука [р] у детей старшего дошкольного возраста, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях
Задачи:
Воспитательные:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Путешествие в школу“» размещена в разделах
- воспитать положительное отношение к логопедическим занятиям
-воспитать желание правильно говорить
Коррекционно-развивающие:
-развить артикуляционную моторику
-развить фонематический слух ребенка
-развить координации речи с движением
-автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях
Образовательные:
-расширить активный словарь по теме «Школа»
-закрепить навыки словоизменения существительных
Оборудование:
-картинки-изображения героев (Лиза, Малыш, папа Барбоскин)
-предметные картинки по теме «Школа» :
• общий вид школы,
• школьные принадлежности со звуком [р]- портфель, тетрадь, ручка, карандаш, пропись
• школьные принадлежности без звука [р]- ластик, учебник, пенал
-картинки предметов для игры «Посчитай»
-Картинки ребят (Ира, Рома, Руслан и т. д.)
Продолжительность занятия : 20 минут
Ход занятия
1. Организационный момент. Установка на занятие.
Здравствуй, посмотри, кто это пришел к нам в гости? (ребенок отвечает - Так это же Лиза Барбоскина) Она очень грустит, потому что не умеет говорить звук [р], но мы то с тобой уже научились его произносить и обязательно поможем Лизе!
2. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы отправится на поиски звука [р] для Лизы, нам нужно набраться сил, давайте сделаем зарядку для нашего язычка.
Упражнения:
1) «Маляр» (рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба)
2) «Чистим зубки» (языком "чистим зубы" изнутри влево-вправо)
3) «Вкусное варенье» (рот приоткрыт, языком облизать верхнюю губу выполняя движения сверху вниз)
4) «Лошадка» (присосать язык к небу, щелкнуть языком)
5) «Барабанщики» (язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д)
3. Уточнение артикуляции звука [р].
Давай вспомним, как правильно мы учились произносить звук [Р] : ротик приоткрыт, губы в улыбке, зубки разомкнуты, широкий кончик языка поднят за верхние зубы, напряжен. Под воздействием сильной струи воздуха кончик языка вибрирует. Голос работает.
Покажите, как рычит папа Барбоскин (громко) :
-Р-р-р-р-р
А как рычит Малыш (тихо) :
-Р-р-р-р-р
4. Автоматизация звука в слогах.
А чтобы нам было веселей помогать, мы будем рассказывать чистоговорки. Сейчас я буду произносить фразу, а ты повторяй первые слоги:
Ру-ру-ру! Спешим мы поутру.
Ра-ра-ра! Учится нам пора.
Ро-ро-ро! В чернильнице перо.
Ры-ры-ры! Сейчас не до игры.
5. Развитие фонематического слуха, выделение звука [р] в словах.
А теперь отправимся на поиски звука [р] для Лизы. Но где мы его найдем? Отгадай загадку:
Стоит веселый, светлый дом.
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
(школа)
Правильно! Мы с тобой проводим Лизу в школу, там много разных звуков.
Давай соберем волшебный портфель - нужно назвать и положить в него только те предметы, в названии которых есть звук [р] :
Тетрадь
Ручка
Ластик
Карандаш
Учебник
Пропись
Пенал
Молодец, а теперь перечисли все предметы, которые мы положили в портфель, не забываем правильно произносить звук [р].
6. Физкультминутка.
Ох, и трудное это занятие - собирать портфель. Пора немножко отдохнуть и сделать зарядку:
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий,
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Будто ты солдатик смелый.
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
7. Согласование существительных с числительными. Игра «Посчитай».
Вот мы приехали в школу, давай посчитаем и назовем, сколько на картинках парт, карандашей и тетрадей
Одна парта Три парты Шесть парт
Один карандаш Три карандаша Шесть карандашей
Одна тетрадь Три тетради Шесть тетрадей
8. Автоматизация звука во фразе.
Посмотри как много ребят в классе. Но этот класс необычный, в именах у всех детей есть звук [р] – вспомни такие имена! (Ира, Юра, Рома, Рая, Роза, Руслан, Ярослав и т. д.)
И все ребята, конечно же, хорошо учатся - давай поставим всем пятерки! (Строим фразу «Я поставлю что? Кому?»)
Я поставлю пятерку Ире
Я поставлю пятерку Роме
Я поставлю пятерку Руслану
Я поставлю пятерку Розе
Я поставлю пятерку Рае
Я поставлю пятерку Юре
9. Подведение итогов.
Ну вот, мы проводили Лизу Барбоскину в школу. Здесь она обязательно всему научится.
А ты уже научился произносить звук [р]! Следи за своей речью и всегда говори правильно и красиво!