Ирина Старостина
Сценарий развлечения для старших дошкольников «Летит кулик из-за моря, ведёт весну из неволи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Летит кулик из-за моря,
ведёт весну из неволи»
21г.
развлечение для старше-подготовительной группы
Цель: Дать представление о праздновании встречи весны, познакомить с песенками-закличками, обрядами, загадками.
Задачи:
-познакомить с традициями весенних народных праздников — Сороки и Авдотьи Плющихе;
-закреплять уже известный литературный и музыкальный материал;
-развивать социально-коммуникативные навыки детей в играх и хороводах.
Предварительная работа:
-разучивание музыкального и устного материала;
-беседа о праздниках, традициях, назначениях;
-изготовление птичек из бумаги и солёного теста.
Ход мероприятия
Под весеннюю музыку — хоровод «Ракушка» — дети заходят в зал и располагаются по всему залу.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Приятно видеть вас в добром здравии! Сейчас я мы вам поведаем, как в далёкую старину встречали русские люди весну красную. Долго тянутся холода, скорее бы Весна пришла. А вы хотите поскорее встретиться с Весной? Давайте встанем в хоровод и споём весенние песни.
Дети исполняют песенку-закличку «Весна, весна» (1/05 с. 27, исполняют движения из сб. «Муз. развитие детей на основе народной культуры» с. 92, или «Нам весну гукать» («Первоцвет» с. 85,
Хозяйка: Видите, в дали лес виднеется. Может там весна? Но как мы её узнаем?
Под музыку заходит Авдотья Плющиха.
Авдотья: Доброго здоровья!
Хозяйка: Здравствуй, Авдотья Плющиха! Куда путь держишь?
Авдотья: Я для Весны первая помощница: где пройду — снег тает, ручьи бегут. Вот я и пришла посмотреть, как снег в лесу оседает, как дети весну встречают.
Хозяйка: И мы с тобой!
Авдотья: Возьму вас, коли загадку отгадаете.
Кто прочь прогнал метель?
Кто ото льда очистил реки?
Кто разбудил капели звон?
Кто первым почкам дал напиться?
Кто дал земле тепло?
Кто птиц позвал к нам возвратиться?
Дети: Весна красна!
Дети берутся «верёвочкой» и идут за Авдотьей, исполняют песенку «Ой, весна воротилась.» (1/05 с. 22).
Авдотья: А в лесу птички весне радуются, поют на разные голоса. Спешат к нам из-за моря перелётные птички, домой возвращаются.
1. вдоль по пашням мчится вскачь, а зовётся птица… (грач);
2. эта птичка распевает про любимый край родной,
самой первой узнаёт, что весна-красна идёт… (зяблик);
3. эта птичка прилетает, себе домик выбирает
на дереве высоком, с крылечком широким… (скворец);
4. эту птичку мы зовем и заклички ей поём… (жаворонки).
А вы умеете подражать птичьим голосам.
Дети подражают голосам различных птиц: чирикают, каркают, гукают и др. Авдотья и хозяйка играют на свистульках, звучит в записи хоровод «Ракушка».
Раздаётся свист. Появляется Кикимора.
Авдотья: А ты кто такая?
Кикимора: Я? Кикимора-шишимора! (пугает детей шуткой). Да не пугайтесь, я сегодня добрая, смирная.
Авдотья: Да ну?
Кикимора: Так ведь праздник-то сегодня какой — Сороки. День с ночью равняются, сорок птах небесных из дали возвращаются. Польём-ка мы снежицей, водой талой, стены дома вашего, окропим цветы вешние и вас, малых ребятишек, чтобы всё вокруг весной задышало, росло и расцветало. Идите ко мне поближе. А вы помните как птичек надо звать весной? Давайте все вместе позовём.
Раздают детям бумажных птичек, исполняют заклички «Ой, кулики, жаворонушки», «Жаворонушки, прилетите-ка!» (1/05 с. 26,27)
Бумажных птичек дети заранее изготовили на мастер-классе, проведённом в "Горни це"
Кикимора: Молодцы, ребятки, теперь в моём лесу много птичек будет. Очень я люблю, когда в лесу птички поют, веселят меня.
А хотите я научу вас в игры разные играть?
Проводится игра «Чиж» (сб. «Муз. развитие детей на основе народной культуры» с. 93); игра «Летят, летят.» (сб. «Первоцвет» с. 90); игра «Филин и пташки»; игра «В коршуна».
Кикимора: Заигралась я с вами, про тесто совсем забыла А вы помните, что на этот праздник разных птичек из теста пекут, теплом солнышка ясного заряжают?
Дети: Помним, помним!
Авдотья: Давайте и мы весну поторопим, испечём своих жаворонков. У меня и тесто подоспело, и для работы всё готово. Надевайте фартуки, мойте руки и за работу принимайтесь!
Дети, вместе со взрослыми располагаются вокруг столов, где лежит всё необходимое для работы с тестом (1/05 с. 20)
Авдотья: Что за птичка жаворонок! Пение его можно услышать в конце марта за городом — в поле, на лугу. Солнечная песня у жаворонка: она звучит, переливается, журчит так необычно, что сердце радуется. Эта птичка-невеличка искони на Руси почиталась. Каждая хозяйка придумывала свою птичку, которую выпекала. Кто узором хвост и перья украсит, кто вместо глаз изюм приладит, кто больших, кто малых пичуг вылепит… Вот и наша птичка появилась.
Дети укладывают своих птиц на противень.
Авдотья: Ну, что ж! Осталось посадить птах в печь да на жарком огне испечь.
Подносы с птичками уносят. Авдотья и Хозяйка предлагают детям всё убрать и помыть руки.
Авдотья: Собирайся, народ, вас Авдотья зовёт. На весенний праздник, весёлый, с играми, потехами, с хороводами да песнями, с загадками да шутками, с весёлыми прибаутками. Всех приглашаю, всех зазываю. Становись-ка, народ, в весенний хоровод!
Исполняется хоровод-игра «Ходит матушка-весна» (1/05 с. 24)
Хозяйка: Шум весенний затеваем, в игры весело играем!
Проводится игра «Ручеёк».
Хозяйка: Ой, бей, бей, бей, не жалей лаптей. Лапти ходу не дают, от гармошки отстают!
Дети исполняют пляску «Подгорка» или «Кадриль».
Авдотья: Ой, да о зелёном во бору,
Да во высоком терему
Да жило ясно Солнышко — колоколнышко.
Да к Солнцу птицы прилетели,
Свои песенки запели:
Ой, пришла Весна!
Отворяй ворота!
Солнце, солнце, выходи! Птиц с собою приноси!
Появляется Солнце с подносом — на подносе испечённые птички.
Солнце: Попало ваше тесто
В горячее место.
Попало — не пропало!
Жаворонками стало.
Под звуки «пение птиц» Авдотья и Солнышко раздают детям птиц.
Солнце: Весна идёт, весь мир преображая.
Авдотья: Настало время птицам воротиться,
Хозяйка: А счастье — удивительная птица…
Вместе: Пускай у нас живёт не улетая!
Дети держат испечённых птиц на ладошке, исполняют ещё раз песенки-заклички.
Дети съедают птичек, не забывая про запечённый в них сюрприз.
Музыкальный и методический материал взят из сборников:
1. "Музыкальный руководитель" (указаны номер, год и страница в скобках);
2. "Первоцвет" Самара 2001г. издание второе;
3. «Муз. развитие детей на основе народной культуры» О. В. Шубина, И. Г. Чайка, Волгоград