Галина Вяткина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’]»
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: «Автоматизация звука [Рь]»
Цель: автоматизировать звук [Рь] в словах и предложениях.
Задачи:
образовательные: закрепить умение давать характеристику звука [Рь]; закрепить навык определения места звука в слове; закрепить навык составления предложений; закрепить навык произношения звука [Рь] в словах и предложениях.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную, мелкую моторику; развивать внимание, мышление, память; развивать фонематический слух.
воспитательные: воспитывать навык самоконтроля; воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
Зеркала; бумажные платочки; картинки для проведения артикуляционной гимнастики; предметные картинки; картинки, в названиях которых находится звук [Рь]; схемы и фишки зелёного цвета для обозначения места звука в слове; медаль с тигрёнком; Су-Джок кольца.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуй, (имя ребёнка). У нас сегодня интересное занятие. У нас в гостях маленький тигрёнок, который научился «рычать», как и ты и хочет с нами поиграть и красиво произносить звук Рь. Покажем всё тигрёнку.
-Ребёнок. Да.
1. Артикуляционная гимнастика.
- Учитель-логопед : Смотри на себя в зеркало, давай вместе выполним упражнения:
1) Общие упражнения:
• «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
• «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
• «Качели»
• «Болтушка»
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [Рь] :
• «Чистим зубки» : широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаем верхние зубки изнутри (под счёт до 10 по 3 - 5 подходов).
• «Маляр» : широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «потолок» как кисточкой (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «потолку» было щекотно (6-8 раз по 3 - 5 подходов). Молодец.
• «Грибок» : оскал, присасываем кончик и спинку широкого языка к твердому небу и удерживаем в этом положении (под счет до 10).
• «Чашечка» : язык в виде чашечки удерживаем, потом заносим за верхние зубы (под счет до 10).
- Учитель-логопед : Молодец, отдохни, проглоти слюну.
II. Основная часть. Сообщение темы занятия.
2. - Учитель-логопед : Отгадай загадки:
Бабка, старый дед и внучка,
Мышка, кот, собака Жучка -
Вместе все меня смогли
Вытянуть из-под земли. (Репа)
Вдоль дороги- Чудаки
Носят шляпы-огоньки.
Свет расходится кругами,
Что-то ищут под ногами.
Чудаки те ищут день,
Разгоняя ночи темь. (Фонари.)
Тихо, между берегами
Широка и глубока,
Наполняясь родниками
Вдаль бежит, течёт. (Река)
В нём учебники и краски,
Интереснейшие сказки,
Ну а если умудриться,
Может форма поместиться. (Рюкзак)
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёзка)
- Какой звук чаще всего встречается в этих словах? (Звук [Рь])
3) Характеристика звука.
-губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за верхние зубы, а боковые края прижаты к коренным зубам, кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки, выдыхаемый воздух теплый.
4) Задание на развитие фонематического слуха «Ловушки»
- Если услышишь звук [Рь] среди других звуков, хлопни в ладоши:
• А, З, Рь, Ш, У, Л, Д, Рь, С, Рь, К, Рь и т. д.
5) Место звука в слове
- Назови слова, в которых звук [Рь] стоит :
- в начале слова;
- в середине слова;
- в конце слова.
Где слышится звук Рь в слове репа? (разобрать с ребёнком, что звук Рь здесь встречается -в начале) и т. д. по всем словам.
- Сегодня мы будем работать со звуком [Рь] и стараться всегда правильно произносить его.
6) Развитие мелкой моторики. Гимнастика, с использованием массажора Су-Джок «Пальчики»
Этот пальчик — в лес пошёл, (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)
Этот пальчик — гриб нашёл, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
Этот пальчик — занял место, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Этот пальчик — ляжет тесно, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел. (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
7) Автоматизация звука [Рь] в чистоговорках.
- Повтори за мной:
Чистоговорки:
Ря ря ря-синие моря
Ре ре ре-деревня на горе
Ри ри ри-купим сухари
Ре-ре-ре – стоит домик на горе
Ри-ри-ри – на ветках снегири
Ри ри ри- горели фонари
Рю рю рю-я грибы варю
8) Автоматизация звука [Рь] в словах и предложениях:
- Посмотри на картинки, назови их:
Ремень, гребешок, брюки, сережки, черешня, пузыри, сухари, гриб, веревка, матрешка, пряник, богатырь, карета, дверь.
- Составь с каждой картинкой предложение (помогаю ребёнку) :
У Риты новые брюки. (синие брюки)
У Марины новые сережки. (красивые сережки)
Ирина варит грибы. (варит в кастрюле)
У Арины пряники и сухари. (вкусные пряники, медовые сухари)
Сережа ест черешню. (спелая черешня) и т. д.
III. Итог занятия.
- Учитель-логопед : С каким звуком мы сегодня работали?
-Со звуком [Рь]
- Учитель-логопед : Что мы знаем о звуке [Рь]?
-Ответ ребёнка.
Отмечается работа ребёнка на занятии.
- Учитель-логопед : Ты сегодня хорошо занимался! Нам с тигрёнком понравилось, как ты произносишь звук Рь. А тебе понравилось занятие?
-Ответ ребёнка. Да.
- Учитель-логопед : Вручение ребёнку медали с тигрёнком. До свидания.