Наталья Перцевая
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р]
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ
• Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.
• Продолжать формирование длительной направленной воз
душной струи.
• Учить правильно произносить звук [р] с механической по
мощью.
• Продолжать учить выделять звук [р] из ряда слов.
• Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные.
• Упражнять в правильном употреблении падежных форм
имен существительных.
• Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Оборудование: Игрушка «Медвежонок»; зонд с шариком на конце (или закругленная палочка) для постановки звука [р]; предметные картинки с изображением, моторной лодки, дятла, рак, сом, щука, карась, лещ,
ракушки)
сюжетная картинка с изображением животных зайца, белки, лисы, лося, волка); счетные палочки
1. Организационный момент.
Логопед : Сегодня на прогулку в лес тебя приглашает маленький медвежонок. Он учится рычать.
Ты тоже учишься правильно произносить звук [р]. Значит, вы сможете друг другу помочь!
Для начала нужно хорошо размять и подготовить язычок. Покажи медвежонку, какие упражнения для этого нужно выполнить.
2. Артикуляционная гимнастика.
А)Упражнения для выработки напора воздуха.
Набрав в легкие воздух, с силой дуть его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
Б) Упражнения для подвижности кончика языка:
«Маляр»
Красить комнаты пора-
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
«Лошадка»
- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
«Грибок»
- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
«Барабан»
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д-д-д-д!»
Давай немного погуляем вместе с медвежонком.
3. Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.
Медвежонок прислушался и побежал к высокому дереву, а там :
Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д).
Произнеси быстро длинный ряд: «д-д-д-д».
В это время зондом с шариком на конце, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону.
Медвежонок захотел пить и привел нас к реке. Посмотри-ка, по реке плывет моторная лодка и громко-громко тарахтит. Покажи медвежонку, как работает мотор у лодки, а я тебе помогу нашей волшебной палочкой (постановка звука [р] от звука [ж] с механической помощью). Получается рокот, характерный для произношения звука Р.
Ребенок выполняет.
4. Наш мишка смотрит в воду, он хочет узнать, кто живет в реке? Покажи ему только те картинки,
в названии которых слышится звук [р].
Логопед поочередно предлагает ребенку картинки — и проговаривает ряд слов: Ребенок должен взять картинку, которую логопед сопровождает словом со звуком [р]. (рак, сом, щука, карась, лещ,
ракушки)
5. Побежал медвежонок дальше.
Слышит громкое, сердитое рычание (постановка звука [р] с механической помощью).
Помоги ему определить, кто из этих животных так рычит? (сюжетная картинка «волк, заяц, лиса, белка, лось в лесу»)
Покажи пальчиком и назови это животное. Конечно, это волк рычит, потому что ему нужно перейти на другую сторону реки, а мостика нет.
Ребенок выкладывает мостик из счетных палочек.
Перешел волк речку и довольно рычит (постановка звука [р] с механической помощью).
6. Ходит медвежонок по полянке, животных рассматривает. Постоял около. лося, посмотрел на. белку, потрогал. зайца, подумал о. волке, подбежал к. лисе.
Мишку хвосты интересуют. У него хвост медвежий, а у лисы,
зайца, волка, чей хвост?
Ребенок образует притяжательные прилагательные.
7. Тут раздалось в лесу сердитое рычание мамы медвежонка. Как ее зовут? (медведица).
Как рычала медведица? (постановка звука [р] с механической помощью).
И от неожиданности мишка тоже зарычал. Покажи, как он это сделал? (постановка звука [р] с механической помощью).
Ребенок выполняет.
Обрадовался медвежонок, что теперь сам может рычать, и побежал похвастать перед мамой.
8. Итог занятия.
Логопед : И наше занятие подошло к концу. Сегодня ты снова учился произносить звук [р]. Давай еще раз посмотрим, как это у тебя получается (постановка звука [р] с механической помощью).
Ребенок выполняет.