Анастасия Аверкина
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С – Ш для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель занятия : Совершенствование навыков дифференциации согласных звуков [с] - [ш].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
• Уточнить артикуляцию звуков [с] - [ш], выделяя сходство и различия., продолжать учить акустико-артикуляторной характеристике звуков Ш и С с опорой на различные виды контроля, учить определять наличие данных звуков в словах; произносить данные звуки в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать фонематический слух и восприятие.
• Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений от артикуляционных образов звуков.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Развитие моторики речевого аппарата.
• Закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах, предложениях;
Оборудование: зеркало, пластилин розового цвета, артикуляционные профили звуков С и Ш, 2 картинки с изображением снежинки и змеи, предметные картинки и слова (сок, суп, салат, шуба, шапка, каша, собака, сова, самокат, салют, ананас, санки, шорты, мышка, шоколад, кошка, мяч, игрушки (ананас, собака, лягушка, лошадь, кошка, сыр, груша, слон и т. д, картинки с комплексом артикуляционной гимнастики.
Ход занятия:
- Чтобы правильно произносить все звуки русского языка, необходимо иметь ловкий и послушный язычок. Давай выполним артикуляционные упражнения! Выполняем упражнения: бегемотик (широко открыть рот и подержать на счет до 10, улыбка (растянули губы, держим на счет до 10, заборчик (улыбнулись, показали зубки, держим до 10, часики (язычок из уголка в уголок, качели (язычок за зубки вверх и вниз, мостик (язычок зацепили за нижние зубки и держим до 10, лошадка (цокаем медленно и быстро, чашечка (поднимаем края языка и держим до 10).
- Сегодня будем учиться отличать друг от друга звуки С и Ш. Давай подуем на тыльную сторону ладошки звук Ш. Какой воздух? – теплый! Теперь звук С – воздух прохладный. Будем обозначать звук С – снежинкой, а Ш у нас будет змейкой!
- Давай посмотрим, как получаются эти звуки у нас. Для этого у нас есть помощники – губы, язычок, зубы и ветерок! Посмотрите на артикуляционные профили С и Ш: С – язычок внизу в форме горочки, ш – язычок на верху в форме чашечки. Давайте ладошкой покажем горочку и скажем ССССС, а теперь чашечку и пошипим ШШШШ. А теперь вылепим из розового пластилина горочку и чашечку – это наш язычок так работает!
- Давай потренируем наши ушки, поучимся слышать звуки С и Ш : Слушай слова и поднимай пластилиновую горочку, если в слове звук С пластилиновую чашечку, если Ш (Сначала можно потренировать изолированные звуки и слоги).
- Игры с мячом:
1. Вычленение первого или последнего звука в слове (собака, шуба, суп или нос, душ, лес и т. д.).
2. Выбери лишнее слово (суп, сахар, сын, шут и т. д.)
3. Выбери из трех слов слово со звуком С или со звуком Ш.
- Подвижная игра «Язычок» : Представь, что ты язычок – подпрыгни на слова с Ш и присядь на слова со звуком С.
- Работа за столом: разложи карточки со словами: к снежинке, если в названии есть звук С и к змейке, если в названии есть звук Ш. Придумай предложение с каждой картинкой.
- Работа в домашней логопедической тетради Е. А. Азовой, О. О. Черновой учим звуки С-Ш.
- Играем в логопедическое домино на звуки С-Ш, после игры назовем слова только со звуком С, а затем только с Ш.
- Играем в лото с различными картинками, а потом просим найти слова только со звуком С, а затем только со звуком Ш.
- Подводим итог занятия : Придумай 3 слова, в названии которых есть звук С, а затем 3 слова со звуком Ш.
Можно записать слова на диктофон, а потом вместе с ребенком прослушать и оценить качество речи. Еще раз проговариваем, где находится язычок на звуки С и Ш, какой ветерок дует теплый или прохладный.