Мария Солодова
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в начале слова
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»».
Цель: формирование навыка правильного произношения звука [Р] в начале слова.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять правильный артикуляционный уклад.
2. Учить четко произносить звук [Р] в начале слова.
3. Обогащать словарь.
4. Продолжать учить разгадывать загадки в технологии ТРИЗ.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
2. Развивать фонематический слух.
3. Развивать внимание, слуховую память, зрительное восприятие.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в начале слова» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
4. Развитие связей межполушарного взаимодействия.
5. Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
1. Формировать положительную мотивацию на занятии.
2. Прививать навык самоконтроля за речью.
Оборудование: рукавички-языки для взрослого и ребенка, зеркало, игрушка уж, деревья, картинки с изображением леса и лесной поляны, пальчиковая дорожка, 2 змеи на резиночках на пальцы, колобки с изображением предметов со звуком [Ш], игрушки: лисы, зайца, медведя, мяч, компьютер с игрой "Парные картинки", картинка с изображением цветов на лесной поляне, дощечки с изображением предметных картинок со звуком [Ш], синяя ткань для "речки", смайлики с разным настроением.
Ход занятия.
Орг. момент.
Логопед : Доброе утро! Сегодня я тебя приглашаю отправиться в сказку. Как называется эта сказка ты узнаешь, когда соберешь разрезную картинку.
(Ребенок собирает разрезную картинку с фрагментом из сказки «Заюшкина избушка»)
Логопед : Как же называется эта сказка?
Ребенок: «Заюшкина избушка».
Логопед : Правильно! Но для того, чтобы туда попасть, нам надо постараться правильно и красиво говорить.
Основная часть.
1. Сказка о язычке.
Логопед : Давай выполним артикуляционную гимнастику, а мой волшебный сундучок тебе подскажет, какие упражнения надо будет выполнить. (Логопед по очереди достает картинки с артикуляционной гимнастикой из сундучка и кладет их перед ребенком).
Молодец, мы подготовили наш язычок. Теперь можно отправляться в сказку, ты готов?
Ребенок: Да.
Логопед : Если мы глаза закроем,
И подглядывть не будем,
Сказку мы с тобой откроем,
О которой не забудем.
2. Упражнение "Испугать лису".
Логопед : Вот мы и очутились в сказке на лесной опушке рядом с заюшкиной избушкой. А вот и первый герой нашей сказки. Кто это?
Ребенок: Заяц.
Логопед : Правильно. Посмотри какой он грустный. Лиса опять обманула зайца и выгнала его из своей избушки. Давай поможем зайцу выгнать лису из избушки. Зарычим на нее громко – громко, чтобы она испугалась. Для этого тебе надо глубоко вдохнуть носиком, а потом громко и долго произносить звук [Р].
(Ребенок изолированно произносит звук [Р].)
После этого раздается голос лисы «Как выскачу, как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!
Логопед : Не получилось нам напугать лису. Давай пойдем по лесной дорожки и поищем там других героев сказки. А чтобы нам было веселее идти, пой песенку.
3. Речевая разминка «Дорожка в лес».
Логопед : Иди по желтой дорожке и пой песенку ра.
Логопед : Молодец! Теперь иди по синей дорожке и пой песенку ры.
Логопед : Молодец! Иди по зеленой дорожке, пой ру.
Логопед : Молодец! Теперь иди по красной дорожке, пой ро.
4. Игра: "Разноцветный коврик".
Логопед : Молодец! И кто же первый встретился нам на пути?
Ребенок: Собака.
Логопед : Правильно. Посмотри, какой красивый коврик у собаки. Но этот коврик необычный, в каждом лоскутке, из которых он сшит, спрятано слово! Если ты правильно назовешь все слова, тогда собака поможет тебе выгнать лису из домика. А вот тебе подсказка.
По коврику прыгай и не зевай,
Слова со звуком [Р] правильно ты называй.
(Ребенок прыгает с квадратика на квадратик, смотрит на листок - подсказку и называет слова : рога, ранец, розетка, ромб, рот, руль, рука, рклон, ручей, рулетка, рыбак).
Логопед : Молодец! Ты правильно произнес все слова. Давай посмотрим, получилось ли у собаки прогнать лису!
Опять раздается голос лисы «Как выскачу, как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!
5. Игра "Звук потерялся".
Логопед : Не получилось у собаки выгнать лису. Придется нам опять идти и звать кого-то на подмогу.
Логопед : А вот еще один герой сказки. Кто это?
Ребенок: Волк.
Логопед : Волк любит играть в мяч. Он поможет тебе выгнать лису из избушки, если ты поиграешь с ним в игру «Звук потерялся». В слове пропал звук, добавь звук [Р] в начало слова и назови его правильно.
Логопед : В мячик с волком мы играем,
Слова со звуком [Р] мы называем.
(.ана – рана; .ама – рама; .акетка – ракетка; .одина – родина; .оща – роща; .одинка – родинка; .убин – рубин; .усалка – русалка; .усский – русский; .ынок – рынок; .ыжик – рыжик; .ыцарь - рыцарь).
Логопед : Молодец! Ты все слова назвал правильно. Давай посмотрим, получилось ли у волка прогнать лису!
Опять раздается голос лисы «Как выскачу, как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!
6. Дидактическая игра "Раскрась картинки".
Логопед : Не получилось у волка выгнать лису. Придется нам искать помощи.
Логопед : Посмотри, кто это к нам еще идет?
Ребенок: Медведь.
Логопед : Медведь любит раскрашивать картинки на компьютере. Но он так устал, что просит тебя ему помочь. Если ты раскрасишь все картинки и угадаешь его любимый цвет, тогда он попробует помочь выгнать лису из избушки.
Ребенок: Хорошо.
Логопед : Садись. Посмотри, сколько у медведя картинок. Раскрашивай картинку и называй, каким цветом ты ее раскрасил.
( Ребенок раскрашивает картинки и называет цвет: розовая роза, розовый рот, розовая рубашка, розовый рукав, розовый ранец, розовая рука, розовая ручка, розовая раковина, розовый ромб).
Логопед : Ты догадался, какой любимый цвет у медведя?
Ребенок: Розовый.
7. Гимнастика для глаз.
Логопед : Молодец! Давай встанем и немножко отдохнем. Мы с тобой занимались за компьютером, глазки наши немножко устали. Давай сделаем гимнастику для наших глаз.
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной! (моргают глазами).
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись! (делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца там найду. (отводят глаза влево).
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик, я найду (смотрят взгляд вправо).
Логопед : Давай посмотри, получилось ли у медведя прогнать лису!
Опять раздается голос лисы «Как выскачу, как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!
Дидактическая игра "Построй дом".
Логопед : Вот и у медведя не получилось выгнать лису из избушки. Давай вспомним, кто выгнал лису из заюшкиной избушки?
Ребенок:Петух.
Логопед : Посмотри вокруг внимательно, нет ли здесь Петушка?
Логопед : Наш Петушок сидит на кирпичах. Он предлагает тебе построить домик для лисы, чтобы она больше никогда не выгоняла зайчика из его избушки. Чтобы домик получился крепким и красивым, ты должен брать кирпичи, на которых изображены картинки со звуком [Р].
(Радуга, рак, радио, робот, ракета, расческа, ромашка, рысь, яблоко, чайник, кошелек, шапка, капюшон, ошейник).
Ребенок выбирает кирпичи и строит дом для лисы.
Логопед : Молодец! Ты построил красивый и крепкий дом для лисы. Давай поможем лисе перебраться в новый дом, а зайчика вернем в свою избушку. (Ребенок сажает лису в новый дом, а зайчика в свою избушку.)
Логопед : Молодец! Вот ты и помог зайцу опять вернуться в свою избушку. Да к тому же построил лисе новый дом, теперь она больше не выгонит зайца на улицу.
Снова глазки мы закроем
И подсматривать не будем,
В детский садик мы вернемся,
Сказку эту не забудем.
Итог.
Логопед : Вот из сказки мы вернулись в детский сад. Какой звук ты учился произносить? Во всех словах ты произносил его правильно? Ты справился со всеми заданиями? А какое задание тебе понравилось больше всего?
Логопед : А сейчас я тебе предлагаю выбрать смайлик, который соответствует твоему настроению. Какой ты взял смайлик? Какое у тебя настроение? Тебе понравилось наше занятие? Ты сегодня молодец!