Ольга Гребенникова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] с использованием песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»» Октябрьского района Курской области
Конспект
индивидуального логопедического занятия на тему : «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях с использованием песка» с ребенком 5 лет
Гребенникова О. В. –учитель-логопед
Дата проведения: 11.02.2020г.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Р] с использованием песка“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Цель — автоматизация звука [р]
Задачи:
1. уточнение артикуляционного уклада звука [р];
2. развивать артикуляционную моторику при выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;
3. закреплять правильное произношение звука (Р) изолированно, а также на уровне слога, слова, предложения;
4. развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, формируя умение слышать звук на фоне слова,;
5. обогащать словарный запас через формирование представлений о составных частях парусниках и называние их;
6. тренировать навык правильного согласования существительных с числительными «два» и «пять»;
7. развивать мелкую моторику рук;
8. развивать внимание, воображение, мышление, пространственную ориентацию.
Методы и приемы:
1. Методы активизации практической деятельности детей: игровые задания, подбор предметных картинок;
2. Методы стимулирования поведения (поощрение, сюрпризный момент);
3. Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности).
4. Методы здоровьесбережения (чередование различных видов деятельности).
Интеграция образовательных областей: социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Подготовка и организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности: стол для песка «Остров в океане»; зеркало; игрушечный парусник; магнитная удочка и рыбки-картинки для игры «Рыбалка» картинками: ракета, радуга, робот, карандаш, карзинка, горох, забор, топор, помидор);»; набор картинок «Угощение» : пирожок, два пирожка, пять пирожков, груша (две груши, пять груш, ватрушка (две ватрушки, пять ватрушек); набор картинок для игры «Составим предложения».
Планируемые результаты:
Личностные: откликается на эмоции педагога. Принимает активное участие в деятельности. Умеет самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.
Интеллектуальные: умеет работать по правилу, по инструкции. Развитие восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Физические: сформированы двигательные навыки мелкой моторики.
Работа над словарем: уточнение и закрепление словаря.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с тобой отправляемся на поиски сокровищ. А помогать нам в поисках будет звук, который слышится в словах Рыба, матРос, моРской, штоРм, коРабль. Ты догадался, что это за звук?
Ребенок. Р-р-р.
-Когда произносим звук р, губы округлены, а язык много раз ударяет за верхними зубами, горлышко работает.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Звук (Р) сложный для язычка, поэтому перед тем как отправиться в путь нужно сделать гимнастику, для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный и произносил все звуки красиво и правильно.
Ребёнок выполняет упражнения «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Чашечка».
- Теперь поднимем якорь и заведём «Моторчик» : д-р-р-р. Ребенок, повторяя за логопедом, произносит изолированный звук (Р). Вот мы уже плывем. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта (рассматривают карту «Острова в океане»).
3. Автоматизация в слогах.
- Берем курс на первый остров! Нарисуй на карте наш путь.
(Ребенок пальцем ведет линию на песке к первому острову — прокладывает курс).
- Волны плещутся за бортом, раскачивают наш корабль, и издают вот такие звуки :
РА-РО-РУ РЫ АР-ОР-УР-ИР-ЕР ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ
БРА-БРО-БРУ-БРЫ КРА-КРО-КРУ-КРЫ ФРА-ФРО-ФРУ-ФРЫ
(Ребёнок отражённо проговаривает за логопедом звуковые цепочки со звуком Р).
4. Фонематический слух
-На первом острове живут животные, в названии которых есть звук р
(Ребёнок выбирает игрушки, в названии которых есть звук Р)
- Молодец, а теперь плывем дальше.
5. Автоматизация звука [Р] в словах. (Игра «Рыбалка»).
- Посмотри, второй остров оказался необитаемым, но около острова водятся очень красивые рыбки. Сейчас мы их будем ловить для своего аквариума.
Картинки: Радуга, Ракета, Робот, каРандаш, коРзинка, гоРох, забоР, топоР, помидоР.
(Ребенок берёт удочку и ловит рыбки-картинки. Поймав «рыбку» ребенок называет картинку, изображенную на ней.)
- Молодец рыбак, много рыбы поймал. А теперь плывем дальше.
6. Согласование существительных с числительными «два», «пять» (Игра «Угости крокодила»).
- А на этом острове живет зубастый, голодный крокодил. Давай накормим его из наших запасов. Угощай крокодила — дай ему один пирожок, два пирожка, пять пирожков. А теперь накорми его грушами, ватрушками.
7. Пальчиковая гимнастика
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка
Рыбка, рыбка, озорница,
Грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать
Медленно сжимают ладони
Рыбка спину изогнула
Снова изображают, как плывёт рыбка
Крошку хлебную взяла
Делают хватательное движение обеими руками
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
Снова «плывут».
8. Автоматизация звука «Р» в предложениях.
- Отправляемся к четвертому острову. Этот остров захватили пираты. Пираты нам скажут, где находятся сокровища, если мы выиграем в игру, Повторим предложения по картинкам.
Рыбак поймал рыбу
Катер везет груз.
По морю плывет пароход.
Матросы тянут трос.
Ветер раздувал паруса.
Пароходом управляет капитан
Морской конек живет в море.
- А вот и сундук. Что нужно с ним сделать? (Открыть.)
Что же там за сокровище?
Ребенок открывает сундучок — в нем конфеты.
- Наверное, это проделки пиратов. Решил, что конфеты — настоящее сокровище.
10. Итог занятия.
Рефлексия, самоанализ деятельности ребенка.
-Чем мы сегодня занимались?
-Что делали?
-Какое задание было для тебя сложным?
-Какое задание показалось легким?
-Что тебе понравилось больше всего?
Д/З
Отгадай и выучи загадку. Нарисуй отгадку цветными карандашами.
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?
- Пора возвращаться домой, наш путь был долгим и трудным. Конфетами угостишь друзей и расскажешь им о своем приключении. А какой звук помогал тебе сегодня в поисках сокровищ?
Самоанализ логопедического занятия «Автоматизация твердого звука [Р] в словах и предложениях»
Анализирующий – учитель – логопед
Цель посещения – самоанализ занятия
Этап работы – автоматизация звука «Р»
Форма занятия – индивидуальная
Возраст ребенка – 5 лет
Тема: «Автоматизация твердого звука [Р] в слогах, словах и предложениях».
Занятие входит в систему коррекционно – развивающих занятий по программе преодоления ФФНР у детей первого года обучения.
Тематика занятия соответствует периоду, возрасту, и индивидуальным возможностям ребенка на данном этапе развития.
Подготовленность данного занятия обеспечена предшествующей работой по коррекции и автоматизации шипящих звуков, сонорных звуков [Л, Л]. Работа ведется по цикличной схеме с постепенным усложнением программного материала по мере освоения ребенком определенных навыков речевого и звукового развития.
При подборе методического материала учитывались знания ребенка, приобретенные на предыдущих занятиях, активно использовался наработанный словарь.
Цель: Представить основные направления коррекционно-развивающей работы логопеда с детьми с ФФНР на первом году обучения.
Цели и задачи занятия поставлены правильно, обоснованно, обусловлены выраженным звуковым дефектом сонорного звука [Р] у ребенка и возрастной необходимостью коррекции звука. Содержание занятия соответствует задачам и цели.
При планировании и проведении занятия было достигнуто единство и взаимосвязь коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. При проведении занятия использовались различные способы, методы и приемы на выполнение поставленных задач, что способствовало достижению результатов. Логопед активно стимулировала и развивала четкое произношение звука [Р] в различных позициях слова (начальной, средней и конечной, с различными звукосочетаниями. В ходе занятия логопед развивала фразовую речь, умение ребенка строить различные типы предложений, логически размышлять и выстраивать свои ответы согласно поставленным задачам. Логопед давала четкие инструкции к выполнению заданий, предлагала повторить ответ при его неточности, что позволяло ребенку еще раз обдумать свой ответ. В занятии четко выражены основные этапы, их последовательность и взаимосвязь, наблюдается четкость перехода от одного этапа занятия к другому. Временное распределение между этапами занятиями было выдержано. В этапах занятия отражена работа по формированию фонетико- фонематических представлений, закрепление лексико- грамматических категорий, формирование связной речи, формирование понятий о слоге, как кратчайшей части слова, формирование звукового анализа. В ходе занятия показана работа логопеда по развитию пальчиковой моторики, коррекционная деятельность по развитию слухового восприятия. У логопеда имелся четкий план – конспект занятия, что обеспечивало планомерное его проведение. Занятие проведено с постепенным усложнением программного материала.
Продолжительность занятия в целом и отдельных его этапов в основном соответствовала требованиям. Значительных отступлений от конспекта занятия не было.
Содержание этапов занятия, как и все занятие в целом было направлено на реализацию запланированной цели и задачам, поставленным на занятии.
В переходе от одного занятия к другому отмечалась плавность, речевая закономерность. В занятии использовались основные дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, постепенность, наглядность и индивидуальный подход.
Степень усвоения программного материала ребенком хорошая. Наглядные пособия и дидактический материал был доступным, оригинальным, соответствовал основным требованиям, стимулировал мальчика на выполнение заданий.
На занятии применялись здоровьесберегающие технологии. На протяжении всего занятия осуществлялась смена видов деятельности. Своевременно была проведена физкультурная пауза, проведена артикуляционная гимнастика. Осуществлялось разнообразие, взаимосвязь и обоснованность выбора методов и приемов обучения. При выполнении заданий были задействованы различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный и др. Использовались упражнения на развитие общей и тонкой моторики.
Работоспособность, мотивационная готовность ребенка, и темп выполнения заданий на занятии были достаточно высокие. На протяжении всего занятия у воспитанника отмечалось устойчивость внимания, она проявляла интерес к предложенным видам заданий. Спокойно и эффективно принимал помощь логопеда в процессе занятия. Речевая активность на занятии была высокой. Продемонстрировал умение говорить по порядку, выслушивать инструкцию логопеда и действовать по ней. Старался отвечать на вопросы полным ответом, использовал при ответах разные речевые средства. В процессе занятия формировались, развивались и закреплялись речевые и неречевые навыки (графические, коммуникативные и др.) Мальчик выполнял задания аккуратно.
В целом, цели и задачи занятия были выполнены. Логопед применял оптимальные действия, направленные на достижение положительного результата. В речевом развитии ребенка намечается положительная тенденция в качественном освоении и употреблении поставленных, скорректированных и автоматизированных в речи звуков.
Материал и оборудование подобраны правильно, в соответствии с темой занятия, размещены рационально.
Выполнены санитарно-гигиенические требование: проветривание перед занятием, смена поз ребенка, двигательная активность, длительность.
Мотивация: игровой прием – путешествие.
Таким образом, следует признать, что занятие проведено методически правильно, на занятии использовался демократический стиль руководства с элементами дидактики.
Результатами занятия логопед удовлетворена.
Рекомендации логопеду в работе : внедрять в коррекционно- развивающую работу новые методики и технологии, отвечающие современным требованиям.