Елена Ладыгина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук [ч].
Цель: автоматизировать изолированный звук [ч].
Основные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении изолированного звука [ч];
- активизировать словарный запас по теме: «Транспорт».
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать фонематические процессы;
- развивать речевое дыхание;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация изолированного звука [ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- совершенствовать пространственные ориентировки.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;
- воспитывать усидчивость.
Тип занятия : закрепление.
Этап работы: автоматизация звука.
Организационная форма проведения: индивидуальная.
Возраст ребё нка: 6 лет.
Оборудование: индивидуальное зеркало, картинки на тему: «Транспорт» (самолёт, поезд, машина, автобус, трамвай, метро), небольшой макет «Качели» (для дыхательной гимнастики), карточки с цифрами от 1 до 10, мяч.
Лингвистический материал: звук [ч].
План проведения занятия :
1. Организационный момент. Объявление темы занятия.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа :
1) Артикуляционная гимнастика.
2) Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
3) Дыхательная гимнастика «Весёлые качели».
4) Игра «Весёлый мяч».
3. Динамическая пауза «Листочек».
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы :
1) Игра «Изобрази транспорт».
2) Игра «Хлопни, если услышишь в слове звук [ч]».
5. Итог занятия.
6. Использованная литература.
Ход проведения занятия:
1. Организационный момент.
На столе учителя-логопеда разложены картинки на тему: «Транспорт» (самолёт, лодка, поезд, машина, автобус, трамвай, метро).
Учитель-логопед :
- Посмотри на картинки. Подумай и назови тему сегодняшнего занятия.
Объявление темы занятия.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа :
1) Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед :
- Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие, во время которого узнаем много нового и интересного. Поедем мы с тобой на поезде. Поехали! (Учитель-логопед и ребёнок изображают поезд и произносят звук [ч] : «ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч, ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч …»).
- Первый город, в котором мы оказались, - это город Буквоежек. Называется он так потому, что все его жители невнятно разговаривают, «проглатывают» окончания слов, а иногда и середину слов. Знаешь, почему у них невнятная речь? Потому что они очень ленивые: они никогда не выполняют артикуляционную гимнастику. Покажем буквоежкам, как нужно выполнять артикуляционную гимнастику.
- Выполним артикуляционную гимнастику.
Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Улыбка», «Хоботок», «Вкусное варенье», «Грибок», «Чашечка» перед зеркалом.
2) Пальчиковая гимнастика «Лодочка» (развитие мелкой моторики).
Учитель-логопед :
- А теперь пересаживаемся в лодку и плывём по реке.
Выполнение пальчиковой гимнастики «Лодочка».
Две ладони я прижму
И по речке поплыву.
(Ладони соединить лодочкой)
Две ладони, друзья, -
Это лодочка моя.
(Выполнять волнообразные движения руками)
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
(Поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)
А со мною по волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)
3) Дыхательная гимнастика «Весёлые качели».
Учитель-логопед :
- Пересаживаемся в поезд. Поехали дальше. (Учитель-логопед и ребёнок изображают поезд и произносят звук [ч] : «ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч, ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч …»). Приехали мы с тобой на летнюю полянку, на которой стоят качели (учитель-логопед выставляет на стол макет качелей). Покатаемся на качелях! Чтобы на них покататься, нужно на них подуть сильной воздушной струёй.
Выполнение дыхательной гимнастики «Весёлые качели».
Качели находятся напротив губ ребёнка (учитель-логопед держит их на нужной высоте и нужном расстоянии). Между губами и качелями – 10-15 см. Дуть на качели сильной направленной воздушной струёй так, чтобы качели раскачивались. Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.
4) Игра «Весёлый мяч».
Учитель-логопед :
- Посмотри, я нашла на этой замечательной полянке мяч. Поиграем в игру «Весёлый мяч».
- Послушай правила игры. Я показываю тебе карточку с цифрой, ты, ударяя мячом об пол столько раз, сколько указано, столько же раз произносишь звук [ч]. Начинаем игру.
- Молодец! Ты всё правильно выполнил.
3. Динамическая пауза «Листочек».
Учитель-логопед выполняет движения и произносит слова, ребёнок повторяет за педагогом и движения, и слова:
Подул на листочек ветерок,
(Ребёнок делает продолжительный выдох, произнося на выдохе длительно: «чччччч»; поднятые вверх руки медленно опускает вниз.)
Задрожал листочек,
( Произносит: «ч-ч-ч-ч», потряхивая кистями рук.)
Оторвался от веточки и полетел …
( Поднятые вверх руки плавно опускает вниз и произносит: «ч…ч…ч».)
Закружился в воздухе
(Руки поднимает вверх, кружится и произносит при этом: «чччч».)
И упал листочек в лужицу.
( Резко опускает руки вниз и произносит: «ч».)
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.
1) Игра «Изобрази транспорт».
Учитель-логопед :
- Посмотри, что это. Это картинки. Назови, что на них изображено (самолёт, поезд, машина, автобус, трамвай, метро). Назови это одним словом (транспорт). Молодец!
- А теперь поиграем в игру «Изобрази транспорт».
Правила игры. Я тебе показываю картинку с изображением какого-то вида транспорта, а ты его изображаешь голосом (одним звуком). Начали игру!
- Самолёт (ллллл)
- Поезд (чч-чч-чч)
- Машина (шшшшш)
- Автобус (ссссс)
- Трамвай (т-т,т-т,т-т,т-т,т-т)
- Метро (ммммм)
- Молодец! Ты всё правильно выполнил!
2) Игра «Хлопни, если услышишь в слове звук [ч]».
Учитель-логопед :
- Поиграем в игру «Хлопни, если услышишь в слове звук [ч]». Я буду произносить звуки, а ты слушай внимательно. Если услышишь звук [ч], хлопай в ладоши.
- [ч], [с], [щ,], [з], [ч], [ш], [с,], [ц], [ч], [з,], [ж], [ш], [ч], [с], [щ,].
- Молодец. Ты справился с заданием.
5. Итог занятия.
Учитель-логопед :
- Назови звук, который часто встречался на занятии? (звук [ч])
- Нам пора возвращаться домой. Поехали! (Учитель-логопед и ребёнок изображают поезд и произносят звук [ч] : «ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч, ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч …»).
Использованная литература:
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.
2. Жукова Н. С. Уроки логопеда : исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.
3. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии : артикуляционные превращения. – Ростов н/ Д: Феникс, 2013.
4. Кирий Анна. Логопедические игры для малышей. – Ростов н/ Д: Феникс, 2014.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.
6. Лапп Е. А. Коррекция звуков [Щ] и [Ч] : индивидуальные занятия с детьми 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011.