Ильмира Басырова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах с открытым слогом»
▼ Скачать
Направление:
- Познавательно-речевое развитие
- Социально-личностное развитие
Ведущая образовательная область:
- коммуникация
Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].
-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
-Развивать фонематическое восприятие.
-Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Ш] в словах с открытым слогом“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
-Упражнять в образовании родственных слов.
-Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие:
-Продолжать развивать память, мышление, внимание.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.
Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.
лото, карточки,
I. Организационный момент.
– Здравствуй! Как настроение? Готов заниматься? Садись поудобней, выпрями спину, поставь ровно ноги. Попробуй отгадать загадку:
Маленькая девочка по лесу ходила,
У медведя девочка немного погостила,
Варила она кашу, а звали ее. (Маша)
Сегодня у нас в гостях Маша. Давай с тобой отправимся с Машей в гости к ее друзьям мишке и мышке, которые приготовили нам много увлекательных игр и заданий. Но перед дальней дорогой нам необходимо с тобой размяться.
II. Основная часть.
– Сейчас мы будем выполнять гимнастику для пальчиков. Наблюдай за мной и повторяй.
1. Пальчиковая гимнастика с помощью массажного шарика Су-Джок.
Куклы Машины сидят:
(ребенок катает Су-Джок между ладоней)
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому пальчику, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Маше
Мы игрушки сосчитать.
(ребенок катает Су-Джок между ладоней)
2. Артикуляционная гимнастика.
Маша научилась играть язычком, давай вместе с Машей сделаем артикуляционную гимнастику.
Упражнения для губ.
«Улыбка»
Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, и перестану
И нисколько не устану.
«Трубочка»
Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнения для языка.
«Накажем непослушный язычок»
Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
«Лопаточка»
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
Язык лопаткой положи
И под счё т его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
«Чашечка»
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).
«Лошадка»
Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой!
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас ждала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
«Грибок»
Улыбнуться (зубы видны, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Я стою на ножке тонкой.
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шляпой
С бархатной подкладкой.
«Гармошка»
Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычком прижму,
Ниже челюсть отведу.
3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи.
– А теперь давай покажем фокус. Кладем кусочек ваты на нос, улыбаемся, приоткрываем рот, широкий передний край языка кладем на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был желобок и сдуваем ватку.
– Молодец! Теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).
Теперь мы готовы отправляться гости. Даша выбрала для нас интересную тропинку. Идем по ней, помогая пальчиком, и произносим длительно звук Ш (игра «Лабиринт»). Вот мы и встретили мышку и мишку (демонстрация игрушек). Они приготовили нам несколько игр.
4. Проговаривание слогов.
Игра «Эхо»
ша – шо – шу – ши
ши – ша – шу – шо
шо – ши – ше – ша
ош – шо
аш – ша
5. Проговаривание слов.
Игра с мячом «Один – много».
Шуба-шубы, шина-шины, шапка-шапки, шея-шеи, шахта-шахты, шутка-шутки, шайба-шайбы, машина-машины.
6. Развитие фонематического слуха.
Игра "Ловишка"
а) Сейчас я буду называть слоги, а ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [ш] :
ТА, МА, ША, ЛУ, ШУ, НО, ТО, ШО,ТЫ, МЫ, ШЫ, БА, ПО.
Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [ш] :
шуба, носы, каша, машина, канава, кошка, укол, камыш, шум, небо, малыш.
б) Игра «Посели жильцов в домик». Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова).
Перед тобой три домика, в которых живут картинки. Поможем найти им свою квартирую (ребенок распределяет картинки по домикам, ориентируясь на позицию заданного звука в названиях картинок).
7. Развитие памяти, внимания, мышления.
Игра «Прятки»
Назови картинки и запомни их. Теперь закрой глаза. (Логопед убирает вначале одну картинку, и просит ребенка сказать чего не стало). А теперь картинки будут меняться местами, запомни кто за кем стоит в очереди. (Логопед меняет местами две картинки, и просит ребенка вернуть их на месть)
III. Итог занятия.
Отгадай загадки:
На квадратиках доски короли свели полки.
Нет для боя у полков ни патронов, ни штыуов (шахматы).
Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошки.
Потому что до темна в норке прячется она (мышь).
Черна, а не земля.
Пушиста, а не снег.
Греет, а не печка (шуба).
На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем как надевать, стали обувь надувать (шины).
Что общего в этих загадках? Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? (звук Ш)
Направление:
- Познавательно-речевое развитие
- Социально-личностное развитие
Ведущая образовательная область:
- коммуникация
Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].
-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
-Развивать фонематическое восприятие.
-Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-Упражнять в образовании родственных слов.
-Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие:
-Продолжать развивать память, мышление, внимание.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.
Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.
лото, карточки,
I. Организационный момент.
– Здравствуй! Как настроение? Готов заниматься? Садись поудобней, выпрями спину, поставь ровно ноги. Попробуй отгадать загадку:
Маленькая девочка по лесу ходила,
У медведя девочка немного погостила,
Варила она кашу, а звали ее. (Маша)
Сегодня у нас в гостях Маша. Давай с тобой отправимся с Машей в гости к ее друзьям мишке и мышке, которые приготовили нам много увлекательных игр и заданий. Но перед дальней дорогой нам необходимо с тобой размяться.
II. Основная часть.
– Сейчас мы будем выполнять гимнастику для пальчиков. Наблюдай за мной и повторяй.
1. Пальчиковая гимнастика с помощью массажного шарика Су-Джок.
Куклы Машины сидят:
(ребенок катает Су-Джок между ладоней)
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому пальчику, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Маше
Мы игрушки сосчитать.
(ребенок катает Су-Джок между ладоней)
2. Артикуляционная гимнастика.
Маша научилась играть язычком, давай вместе с Машей сделаем артикуляционную гимнастику.
Упражнения для губ.
«Улыбка»
Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, и перестану
И нисколько не устану.
«Трубочка»
Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнения для языка.
«Накажем непослушный язычок»
Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
«Лопаточка»
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
Язык лопаткой положи
И под счё т его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
«Чашечка»
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).
«Лошадка»
Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой!
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас ждала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
«Грибок»
Улыбнуться (зубы видны, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Я стою на ножке тонкой.
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шляпой
С бархатной подкладкой.
«Гармошка»
Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычком прижму,
Ниже челюсть отведу.
3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи.
– А теперь давай покажем фокус. Кладем кусочек ваты на нос, улыбаемся, приоткрываем рот, широкий передний край языка кладем на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был желобок и сдуваем ватку.
– Молодец! Теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).
Теперь мы готовы отправляться гости. Даша выбрала для нас интересную тропинку. Идем по ней, помогая пальчиком, и произносим длительно звук Ш (игра «Лабиринт»). Вот мы и встретили мышку и мишку (демонстрация игрушек). Они приготовили нам несколько игр.
4. Проговаривание слогов.
Игра «Эхо»
ша – шо – шу – ши
ши – ша – шу – шо
шо – ши – ше – ша
ош – шо
аш – ша
5. Проговаривание слов.
Игра с мячом «Один – много».
Шуба-шубы, шина-шины, шапка-шапки, шея-шеи, шахта-шахты, шутка-шутки, шайба-шайбы, машина-машины.
6. Развитие фонематического слуха.
Игра "Ловишка"
а) Сейчас я буду называть слоги, а ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [ш] :
ТА, МА, ША, ЛУ, ШУ, НО, ТО, ШО,ТЫ, МЫ, ШЫ, БА, ПО.
Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [ш] :
шуба, носы, каша, машина, канава, кошка, укол, камыш, шум, небо, малыш.
б) Игра «Посели жильцов в домик». Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова).
Перед тобой три домика, в которых живут картинки. Поможем найти им свою квартирую (ребенок распределяет картинки по домикам, ориентируясь на позицию заданного звука в названиях картинок).
7. Развитие памяти, внимания, мышления.
Игра «Прятки»
Назови картинки и запомни их. Теперь закрой глаза. (Логопед убирает вначале одну картинку, и просит ребенка сказать чего не стало). А теперь картинки будут меняться местами, запомни кто за кем стоит в очереди. (Логопед меняет местами две картинки, и просит ребенка вернуть их на месть)
III. Итог занятия.
Отгадай загадки:
На квадратиках доски короли свели полки.
Нет для боя у полков ни патронов, ни штыуов (шахматы).
Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошки.
Потому что до темна в норке прячется она (мышь).
Черна, а не земля.
Пушиста, а не снег.
Греет, а не печка (шуба).
На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем как надевать, стали обувь надувать (шины).
Что общего в этих загадках? Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? (звук Ш)