Елена Демченко
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию восприятия формы у детей с амблиопией и косоглазием 6-го года
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать формировать представление о геометрических телах.
Задачи:
- учить анализировать сложную геометрическую форму, выделяя в её конфигурации простые составные части;
- закреплять объемную фигуру - куб;
- уточнять знания о том, что у куба много углов и сторон квадратной формы через зрительное и тактильное восприятие;
- продолжать формировать умение обследовать предметы;
- развивать зрительное внимание;
- обогащать речь ребенка (куб, призма, стороны, углы, уточнить значение слова - грань;
Публикация «Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию восприятия формы у детей с амблиопией и косоглазием 6-го года» размещена в разделах
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- тренировать амблиопичный глаз;
- развивать зрительно-моторную координацию.
Используемый материал: «Чудесный мешочек», игрушки малого размера – 3 поросенка, геометрические тела – 2 кубика с разными геометрическими фигурами на каждой стороне и 3 призмы («крыши») разного цвета; карточки с рисунками домов для каждого поросенка; карточки-задания с изображениями геометрических фигур как на сторонах куба; заготовка куба в развороте для склеивания; салфетка, клей-карандаш.
Предварительная работа: чтение английской народной сказки «Три поросенка (перевод и обработка С. В. Михалкова, игры со строительным материалом.
Ход занятия
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» : «Угадай на ощупь и назови предмет»
Ребенок на ощупь определяет предмет, называет его. Затем достает из
мешочка, называет цвет и форму.
- Какой предмет ты нашел?
- Какой он формы?
- Какого цвета призма?
Игра повторяется, пока все предметы не окажутся на столе.
2. Введение в игровую ситуацию.
Педагог задает детям вопросы:
- Из какой сказки эти поросята?
- Как ты думаешь, что мы будем делать с предметами, которые ты достал из мешочка?
- Что в сказке строили поросята?
- Правильно, домики. Давай и мы построим домики для наших поросят из геометрических тел. Какие это геометрические тела?
Ребенок называет геометрические тела.
- Правильно, кубики и призмы.
- А у поросят были одинаковые дома в сказке?
- Значит и мы будем для каждого поросенка строить свой домик и помогут нам в этом вот эти рисунки.
Педагог показывает ребенку рисунки с домиками для поросят.
- Посмотри, здесь на кубиках есть геометрические фигуры – это чтобы не перепутать кому из поросят какой домик нужно построить.
Покажу тебе я куб
Вот какой огромный!
С ровными краями,
Он – равносторонний!
- Возьми его в руки и внимательно рассмотри.
- Назови геометрические фигуры нарисованные на кубике.
- Что есть у куба? (стороны)
- Покажи эти стороны – проведи по ним ладошкой правой руки.
- Какой формы эти стороны? (квадратной).
- Правильно, эти стороны все квадратной формы, т. е. куб состоит из квадратов. Ты поворачиваешь куб к себе разными квадратными сторонами.
- Проведи пальчиком по черным линиям куба. Эти черные линии у куба называются гранями. Повтори – грань.
- Что еще есть у куба, когда проводишь пальчиком по граням до конца?
(углы).
3. Дидактическая игра «На карточке как на кубике».
Педагог берет с края стола карточки-задания с изображением геометрических фигур идентичных с фигурами на сторонах куба и предлагает ребенку поиграть:
- Давай поиграем с нашим кубиком. Вот карточки-задания с изображением этих же рисунков, что и на кубе.
Ребенку дается в руки куб.
- Я буду показывать тебе карточку, а ты на кубе найдешь этот рисунок и покажешь мне.
- Молодец, нашел и показал правильно.
- А теперь давай поменяемся с тобой, я тебе отдаю карточки, а мне куб.
- Найди на карточке такую же фигуру, как я показываю на кубе.
Педагог показывает стороны куба, а ребенок показывает соответствующую карточку-задание.
Педагог хвалит ребенка.
4. Физминутка (упражнение на снятие напряжения с глаз)
Перевод взгляда с близкого расстояния на дальний: «Найди в комнате предметы квадратной формы».
5. Практическое задание «В стране геометрических фигур»
- Ну вот, куб мы рассмотрели, поиграли, а теперь пора строить домики для наших поросят. Смотри внимательно на рисунки и строй точно такие же домики.
Ребенок начинает строить и замечает, что не хватает одного кубика.
- Как ты думаешь, как можно помочь поросёнку, ведь ему негде жить?
Ребенок предлагает свои варианты выхода из ситуации.
-Давай склеим такой же кубик из плотной бумаги. Вот заготовка куба в развороте. Это куб развернули и разложили на столе. Посмотри внимательно на эту заготовку.
- Что ты видишь? (квадраты)
- Сколько квадратов в этом развороте? Давай посчитаем. (шесть)
- Значит сколько квадратов складываются в куб? (шесть)
- А сколько сторон?
- Правильно, у куба шесть квадратов – шесть сторон.
Квадрат – четыре стороны
Все стороны его равны,
И скрепляются углами.
Если мы согнем по черным линиям – граням все квадраты внутрь, то получится снова куб. Давай согнем квадраты по черным линиям - граням. Я буду тебе помогать.
- Эти маленькие белые полоски для того, чтобы мы могли склеить между собой квадраты. Их тоже нужно согнуть по линиям –граням во внутрь. Вот так.
Педагог показывает как нужно сгибать полоски и вместе с ребенком выполняют сгибание строго по черной линии. Затем предлагает склеить куб.
- Давай теперь соберем куб по согнутым граням. Получается?
- Теперь намазываем маленькие белые прямоугольники клеем и прячем во внутрь куба, а сверху накладываем квадрат.
- Смотри, что получилось? Нравится? Ты сам его склеил.
Педагог хвалит ребенка и восхищается его поделкой.
6. Итог занятия
- Ну, вот теперь можно построить домик и для третьего поросенка.
Ребенок достраивает дом по карточке-рисунку.
Педагог просит ответить на вопросы:
- Что ты склеил из заготовки-разворота?
- Какой формы куб?
- Из чего состоит куб?
- Сколько сторон у куба?
- Молодец!