Наталья Ефремова
Конспект индивидуального интегрированного коррекционно-развивающего занятия с ребенком ОВЗ младенческого возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального интегрированного коррекционно-развивающего занятия с ребенком ОВЗ младенческого возраста
Тема: «Весело общаемся - развлекаемся и развиваемся».
Форма проведения занятия - индивидуальная.
Продолжительность 7-10 минут.
Девочка 6-ти месяцев. Уровень её актуального развития - 2 месяца.
У ребёнка множественные сочетанные нарушения развития.
Цель занятия :
Публикация «Конспект индивидуального интегрированного коррекционно-развивающего занятия с ребенком ОВЗ младенческого возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• активизация деятельности ребёнка на основе эмоционально-личностного, тактильного взаимодействия с ним взрослого.
Коррекционно-развивающие задачи :
1. Социально-коммуникативное развитие. Содействовать появлению быстрой ответной улыбки и голосовых реакций в ответ на эмоциональное общение со взрослым.
2. Физическое развитие. Содействовать развитию упора ног о твердую поверхность, укреплению мышц шейного отдела. Содействовать развитию моторики рук, тактильных ощущений. Тренировать вестибулярный аппарат.
3. Познавательное развитие. Содействовать развитию зрительных ориентировочных реакций: длительно следить за движущимся предметом; длительно концентрировать взгляд на лице взрослого, на неподвижном предмете. Содействовать развитию слуховых ориентировочных реакций: побуждать прислушиваться к звукам разной громкости и поворачивать голову в ту сторону, от куда исходит звук.
4. Художественно-эстетическое развитие. Содействовать развитию слухового восприятия – учить прислушиваться к ритмичному, мелодичному звучанию потешек, песенок.
5. Речевое развитие. Содействовать появлению ответных голосовых реакций в ответ на эмоционально-речевое общение со взрослым.
Ожидаемые результаты:
ребёнок получит удовольствие от взаимодействия со взрослым. У него активизируются все функции организма, как физические, так и психические. Внешне – это будет проявляться положительным эмоциональным состоянием, малыш с удовольствием переключится на самостоятельную деятельность.
Атрибуты к занятию :
2 яркие лё гкие погремушки: одна звонкая, другая - с тихим звучанием, с удобными ручками для удержания в ладошке; неваляшка h-30 см.
Ход занятия.
1. Приветствие – установление эмоционально-личностного контакта, доверительных отношений.
Воспитатель подходит к малышке, присаживается рядом с нею ненавязчиво инициирует общение, называя ребё нка по имени с различной громкостью и интонацией:
- Влаада! Влаада! Где наша Влада?
Тууут! Вот Влада! Девочка наша!
Здравствуй, Влада хорошая!
Здравствуй, Влада пригожая!
Воспитатель осторожно дотрагивается до одной руки ребёнка – здоровается, до другой руки…старается, чтобы ребёнок сконцентрировал взгляд на его лице, начал улыбаться в ответ, издавать ответные звуки.
Когда контакт установлен.
2. Стимулируем развитие слуховых и зрительных ориентировочных реакций в положении лёжа на спине.
Воспитатель, внимательно наблюдая за реакциями ребёнка, начинает извлекать звук из погремушки, примерно в 40-50 см от уха ребёнка вне его поля зрения (10-15с., добиваясь, чтобы малышка отреагировала на звучание поворотом головы в сторону источника звука. Если пока этого не происходит, то воспитатель, не прекращая звона погремушки – приближает погремушку к полю зрения малышки. Когда ребёнок заметит погремушку, сконцентрирует взгляд – звук прекращается и, далее, педагог побуждает малышку следить за движущейся игрушкой. Воспитатель передвигает погремушку то влево, то вправо – примерно на 20 см от центра, на высоте от глаз ребёнка 40 см. Следит за тем, чтобы малышка не отрывала взгляд от игрушки(10-15с.).
Аналогично проводится ига/упражнение – со стороны другого уха, но траектория движения погремушки меняет направление – верх и вниз(10-15с.) – начало движения всегда от центра. Повторяем по 2 раза.
Второй раз – с погремушкой – более тихого звучания.
Наблюдали, наблюдали
погремушку мы поймали – Воспитатель вкладывает игрушки в одну ладошку, затем в другую, аккуратно потряхивает, привлекая внимание ребёнка к звучащей игрушке.
3. Тренируем шейные мышцы.
Воспитатель вкладывает свои большие пальцы в ладошки малышки, захватывая ладонями его кисти и, медленно подтягивает к себе (не более чем под углом на 45 градусов). Ребёнок должен сгруппироваться и подтянуть голову вместе с туловищем. Повторить 2-3 раза.
4. Стимулируем развитие упора ног.
4.1. Воспитатель охватывает ребёнка левой рукой, а правой рукой фиксирует две ступни: выполняет пассивную «пружинку» - путём надавливания, на стопы сгибая-разгибая ноги в коленях. Действия сопровождаются словами:
Ножки, ножки:
Топ-топ-топ.
Побежали ножки:
Топ-топ-топ.
Прямо по дорожке:
Топ-топ-топ.
4.2. Воспитатель берёт ребёнка под мышки лицом к себе и опускает ногами на твёрдую поверхность, стимулируя упор ног в вертикальном положении. Ребёнок при этом должен крепко упираться в течение 45-60 с. Действия сопровождаются словами:
- Владочка на ножки встала!
И на ножках постояла!
Вот так! Вот как!
И на ножках постояла!
5. Стимулируем развитие вестибулярного аппарата и зрительной концентрации на неподвижном предмете.
Воспитатель берёт девочку на руки, таким образом, чтобы она лежала на животе на левой руке взрослого, а правая рука, аккуратно фиксировала его в районе грудной клетки: выполняем лёгкие покачивающие движения вперёд-назад. Заранее располагаем на столе большую неваляшку. При выполнении покачиваний – ребёнка то приближаем к неваляшке, то удаляем… (30-60с.)
Малышка с интересом фиксирует взгляд на яркой неваляшке.
В ритм покачиваний можно проговаривать:
Кач-кач, кач-кач,
Я пеку тебе калач.
Кач-кач, кач-кач.
6. Тренируем дыхание, вызываем непроизвольные вокализации.
Воспитатель аккуратно укладывает девочку на ковёр, берет её кисти и, слегка потряхивая ими, разводит руки в стороны и вверх, слегка приподнимая при этом грудную клетку – вдох, затем, прижимая руки к туловищу, легко надавливая на грудную клетку – выдох (3-4 раза). Выполняя упражнение, проговаривает:
С ручками играем –
Высоко их поднимаем!
И песни распеваем: а-а-а!
С ручками играли –
Высоко их поднимали!
Песни распевали: а-а-а!
7. Расслабляющий массаж лица
Воспитатель лёгкими движениями, медленно производит поглаживания в следующей последовательности, повторяет поглаживания по 4-5 раз, по ходу выполнения – комментирует свои действия: «Глажу, глажу Владин лобик: вот так, вот как. Глажу, глажу щёчки….» При этом внимательно наблюдает за реакцией ребенка – она должна быть положительной.
• лоб - от середины лба к вискам;
• от бровей к волосистой части головы;
• вниз от линии лба через все лицо к шее;
• от мочек уха по щекам к крыльям носа;
• по верхней губе от угла рта к середине;
• по нижней губе от угла рта к середине.
8. Упражнение на вызов голосовой реакции
- А-гууу, А-гуу, А-гуу!
Владе песенку пою.
- А-гууу, А-гуу, А-гуу!
Воспитатель, пропевая песенку - побуждает ребёнка к ответным звукам.
9. Развиваем тактильные ощущения.
Играем с ладошками. Игра «Привет, ладошка» - на коленях взрослого – лицом к лицу.
Педагог, играя с пальчиками девочки, прижимает подушечки своих пальцев к кончикам пальцев малыша, поглаживая и разминая пальчики ребенка :
Настало утро. Солнышко встало.
Эй, братец Федя, Разбуди соседей!
Вставай, Большак! Вставай, Указка!
Вставай, Середка! Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка! Привет, Ладошка!
Игру повторяем с другой ладошкой.
11. Заключительная часть:
Вот играли мы, играли
И изрядно подустали.
Чтобы сил ещё набрать.
Надо Владе погулять!
По окончании занятия девочку собирают на прогулку.