Елена Второва
Конспект индивидуального фонетического логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в слогах, словах и фразовой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Автоматизация звука [с] в фразовой речи, повтор в слогах и словах.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
-обучать детей правильному произношению звука [с];
- расширять и систематизировать знания о предметном мире;
-совершенствовать лексико-грамматический строй языка;
- автоматизировать правильное произношение свистящего звука [с];
- совершенствовать навык звукового анализа слов, развивать мелкую моторику ;
Коррекционно-развивающие:
-развивать связную речь;
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
-развивать звуко-слоговой анализ слов, речевой слух,все виды восприятия;
-развивать память, внимание, мышление, творческое воображение;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать самоконтроль за речью.
-воспитывать активность, навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к предметам, усидчивость и аккуратность;
Виды детской деятельности, лежащей в основе организации занятия : коммуникативная
Форма организации: индивидуальная.
Материал и оборудование: два изображения снеговика на листе формата А4, предметные картинки со звуком [с] и без него (сумка, автобус, посуда, солнце, коза, пуговица, жук, картинка самолёта для раскрашивания, лес, каменистая дорога, дом с забором, крыша с сосулькой, волк, карта, сделанная на листе формата А4, снежинка;
Предварительная деятельность с ребё нком: постановка звука [с]; автоматизация изолированного звука [с]; автоматизация звука [с] в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных, автоматизация звука [с] в начале, в конце, середине слова.
Планируемый результат: соблюдают правильную артикуляцию звука [с]; формируются функции контроля за речью; выделяют из ряда слов слово с заданным звуком.
Этапы занятия Деятельность учителя -логопеда Деятельность детей
1 часть вводная Цель: Создать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность
Организационный момент. Приход гостя и сообщение темы занятия. Сегодня к нам в гости пришёл Снеговик. Но почему-то он расстроен, посмотри на его лицо. Как ты думаешь, почему?
Ребёнок садится за логопедический стол.
У него нет носа!
Мотивация детей на предстоящую деятельность Верно! Он потерял свой нос-морковку. Сейчас зима, и морковку в лесу нигде не найдёшь, а без носа снеговик не может. Чем же можно её заменить? Отгадай загадку: Дети сели на карниз
И растут все время вниз.
Правильно! Его нос можно заменить сосулькой. А какой звук стоит на первом месте в слогах сосулька и снеговик?
Да! Это любимый звук Снеговика! Сегодня мы будем продолжать изучать звук [с]. Наш ответ на загадку помог Снеговику, но один он сосульку не найдёт. Он просит нас о помощи. Давай поможем снеговику.
Сосулька
Звук [с]
Давайте!
2 часть основная Цель: Закрепить умение произносить звук [с] в слогах и словах
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми. Упражнение «Снежинка» на развитие дыхания. - Для начала вместе потренируемся вместе со Снеговиком сдувать снежинки.
-Молодец!
Ребенок берёт снежинку, держит за ниточку и дует на неё так, чтобы она «летала», следя за тем, чтобы щеки не надувались.
Развитие подвижности артикуляционного аппарата; совершенствование артикуляционной моторики Чтобы помогать Снеговику, тебе нужно будет поработать языком, поэтому мы сейчас разомнём его.
Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику. «Лопаточка»-рот открыт. Язык спокойно лежит на нижней губе.
«Улыбка»-растянуть губы в улыбке, зубы не видны. Удерживать в течение 4-5 секунд.
«Заборчик»-растянуть губы в улыбке так, чтобы зубы были видны. Удерживать артикуляционную позу.
«Часики»-рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком тонкого языка тянуться под счёт 1-4 попеременно к уголкам губ.
«Почистим зубы»-рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.
«Трубочка»-рот открыт. Боковые бока языка загнуты вверх.
«Катушка»-рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику.
Артикуляция звука [с]
-Теперь давай вспомним, какой звук [с]. Он согласный, глухой, твёрдый, при произнесении звука [c] губы улыбаются, между зубами небольшое расстояние, язычок прячется за нижними зубами, воздушная струя сильная и холодная, горлышко молчит.
Изолированное произношение звука [c].
-Молодец! Ну что ж теперь давай подумаем, где нам можно найти сосульки? С чего они свисают?
-Да! Давай посмотрим на карту (я достаю карту, по которой Снеговик должен будет пройти до дома лесника). Тебе нужно провести пальцем по линии от начала пути до дома лесника, проговаривая звук [с]. Далее я прошу произнести изолированно звук [с] .
-Молодец! Теперь мы знаем, где мы найдём сосульку. Нам нужно отправляться в путь. С крыши домов.
-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с
Проговаривание слогов и слоговых рядов. Для того, чтобы нам пройти к домику лесника, нам нужно пройти через болото и перепрыгнуть болотистые кочки. Для этого нужно правильно произносить все слоги, которые я тебе скажу.
Са
Со
Су
Сы
Са-су-сы
Со-са-су
Ребёнок повторяет слоги.
Развитие фонематического слуха. -Молодец! А теперь Снеговик проходит через этот густой лес, но вдруг он увидел позади себя волка, который погнался за ним. Давайте поможем убежать снеговику. Для этого тебе нужно будет хлопнуть в ладоши, когда ты услышишь звук [с]. Понятно?
-Слушай внимательно!
П,С. Ш. Ж. З,С,Р,Л,Ш,С,Х,Ф,С.
-Молодец!
Снеговику удалось убежать от злого волка.
-Понятно
Ребёнок хлопает в ладоши только тогда, когда слышит звук [с]
Динамическая пауза Снеговик запыхался и устал, да и ты, наверное, тоже. Пойдём немного отдохнём.
Раз-согнуться, разогнуться (наклон вперёд, выпрямиться)
Два-высоко потянуться (подняться на носках)
Три- в ладоши три хлопка (три хлопка в ладоши)
Головой три кивка (три наклона головой вперёд)
На четыре- руки шире (руки в стороны)
Пять,шесть- тихо сесть (присесть на корточки) Я произношу и показываю ребёнку движения. Затем это повторяется ещё раз.
-Ну что, отдохнул немного?
-Теперь пойдём дальше помогать Снеговику. Ребёнок и я делают физкультминутку.
Да!
Проговаривание чистоговорок -Снеговик вышел из леса и попал на каменистую дорогу. По ней очень тяжело передвигаться. Чтобы Снеговику было легче, тебе нужно повторить за мной чистоговорки. -Понятно?
Далее я произношу чистоговорки, а ребёнок повторяет.
Да!
Са-са-са на носу сидит оса
Со-со-со у машины колесо
Сы-сы-сы улетели две осы
Су-су-су сумку маме я несу
Закрепление звука в словах. Звуковой анализ слов. -Посмотри, Снеговик прошёл каменистую дорогу и перед ним наконец-то появился дом лесника, но дом огражден забором. Чтобы Снеговик попал к дому, тебе нужно будет правильно выбрать из этих картинок только те, в которых есть звук [с], и сказать, где он находится- в начале или в середине слова. Я кладу перед ребё нком картинки: сумка, автобус, посуда, солнце, коза, пуговица, жук. -Молодец! Снеговик прошёл через забор. Ребёнок произносит все названия картинок и отбирает картинки (сумка, автобус, посуда, солнце) и называет место, на котором стоит звук [с]
Развитие мелкой моторики -А пока Снеговик идёт дальше, мы карандашом разомнём наши пальчики.
-«Добывание огня» Прокатываем карандаш между двумя ладонями от кончиков пальцев до запястья.
Сначала медленно, потом быстро.
-«Горка»Скатываем карандаш по тыльной поверхности ладони, с легким нажимом.
«Волчок» Вращаем большим и указательным пальцами карандаш на столе. Двумя руками по очереди. Ребёнок выполняет упражнения с шестигранным карандашом.
Составление предложения с одной из картинок. -Подошёл к дому Снеговик и увидел, что с крыши свисает сосулька, но она так высоко. Давай поможем подпрыгнуть Снеговику. Для этого тебе нужно составить предложение с этой картинкой. Я даю ребёнку картинку с изображением автобуса. Молодец!
-Посмотри, Снеговик достал Сосульку и вставил её на то место, где раньше была морковь. Теперь у него есть нос. Ребёнок составляет предложение. По дороге едет автобус.
Прощание с гостем. Домашнее задание. Снеговик благодарит тебя за помощь и дарит тебе детскую сосульку, которую можно есть. Я даю ребёнку леденец. Снеговик хочет пойти и побыстрее показать своим друзьям свой новый нос. Давай попрощаемся со Снеговиком. Твоё домашнее задание будет таким- раскрасить что? Правильно (рёбенку даётся картинка с изображением самолёта для раскрашивания.) Ребёнок прощается со Снеговиком.
Самолёт
3 часть – заключительная. Цель: выход из деятельности, уход ребёнка в группу.
Анализ выполнения заданий -Так чем же мы сегодня с тобой занимались?
-Что тебе больше всего понравилось?
-Верно! Сегодня мы продолжали изучать звук [с] учились проговаривать его в словах и предложениях. Ты справился со всеми заданиями и помог Снеговику. Изучали звук [с] помогали Снеговику.
Ребёнок отвечает, делится своими впечатлениями.
Создание у ребёнка ситуации успеха, поддержание интереса к последующим индивидуальным занятиям. На сегодня наше занятие окончено, можешь взять раскраску и идти в группу. Рёбенок берёт раскраску и идёт в группу.