ВИКТОРИЯ СМИРНОВА
Конспект игры-путешествия в подготовительной к школе группе «Поможем звездочке» (ФЭМП)
Конспект игры-путешествия
в подготовительной к школе группе
«Поможем звездочке» (ФЭМП)
Подготовила и провела воспитатель Смирнова Виктория
Цель: создать условия для закрепления детьми подготовительной к школе группы математических знаний и умений посредством игры – путешествия.
Задачи:
Образовательные:
- обеспечить применение на практике знаний о составе числа;
- добиться усвоения умений находить соседей заданного числа;
Публикация «Конспект игры-путешествия в подготовительной к школе группе „Поможем звездочке“ (ФЭМП)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- способствовать расширению и закреплению навыков вычислительной деятельности: решение примеров, задач;
- способствовать закреплению умений группировать геометрические фигуры по заданным признакам;
- систематизировать знания детей о структуре арифметических задач;
- обобщить и систематизировать знания о времени (месяц, год, неделя, время года); о часах (циферблат, часовая, минутная стрелки, виды часов).
Развивающие:
- обеспечить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи при выполнении заданий;
- способствовать развитию у детей заинтересованности к освоению математических знаний;
- обеспечить благоприятные условия для развития познавательных психических процессов: памяти, логического мышления, внимания, воображения, фантазии.
- обеспечить развитие творческих умений и способностей.
Воспитательные:
- способствовать развитию умений понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- вызвать желание оказывать помощь; воспитывать дружеские отношения;
- воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга, работать в команде.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, продуктивная, коммуникативная.
Формы реализации детских видов деятельности: создание проблемной ситуации, содержание игры в речевом сопровождении, игры с правилами, продуктивная деятельность, общение, решение проблемной ситуации.
Методы и приемы: игровой момент, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Технологии:
ИКТ;
игровая; здоровьесберегающая (создание психологического комфорта путём рационального сочетания разных видов детской деятельности, снятие физического напряжения посредством двигательной активности; физминутка);
личностно-ориентированная (индивидуальный подход к каждому ребенку).
Предварительная работа:
- беседы с детьми: «Зачем человеку математика», «Математические знаки», «Все о геометрических фигурах»;
- чтение художественной литературы: Э. Александрова, В. Левшин «В лабиринте чисел», «Великий треугольник», Г. Остер «38 попугаев».
- разгадывание математических загадок и решение логических задач:
И. Мальцева «Математика для дошкольников», Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи»;
- дидактические игры: «Математические домики», «Какой знак?», «Математическая рыбалка», «Веселый счет», «Найди соседей числа»; - настольно-печатная игра на закрепление знаний времён года «Что когда бывает», дней недели «Мишкина неделя»; - конструирование «Космическая ракета»; - рисование ««Веселые человечки»; аппликация «Цифроград».
Демонстрационный и раздаточный материал : аудиозапись, (В. Я. Шаинский «Вместе весело шагать по просторам», Барбарики «Дружба это не работа», «Что такое доброта»); планеты – 7 шт. ; звезды – 2 шт. большие, с буквами – 6 шт. маленькие;; цифры – 10 шт. (от 1 до 10); клей-карандаш; блоки Дьенеша – 10 комплектов; наборы счетного материала – 10 шт. ; карточки с числовыми домиками – 10 шт. ; карандаши – 7 шт. (желтые - 4 шт., зеленые - 5 шт. ; коробка-сюрприз: карточка № 1 – 10 шт. ; карточка № 2 – 10 шт. ; карточка № 3 – 10 шт. ; карточка № 4 – 10 шт. ; лист в клетку – 10 шт.
Ход:
Организованный момент.
(Дети под музыку В. Я. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам» входят в групповое помещение).
Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята! Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ждут нас много приключений
И веселых развлечений!
В мир волшебный попадем
И друзей мы там найдем.
Будем крепко мы дружить
Дружбой будем дорожить!
Дети садятся за столы.
Воспитатель: - Ребята, когда я сегодня пришла утром в детский сад, то на окне я обнаружила вот эту звездочку (показывает детям звезду, которая грустит) и она мне рассказала свою печальную историю, вот послушайте: «Прилетела я к Вам с далекой планеты. У меня много братьев, сестер и верных друзей. И вот два дня назад, когда мы с подружками веселились и танцевали, налетел ураган. Сильный поток ветра меня и моих подружек закружил и отнес далеко от нашей чудесной планеты. Так, я оказалась на Вашей планете, а мои подружки, наверное, оказались на других планетах. Ваша планета очень красивая и яркая, но мне одиноко и я очень хочу вернуться к себе домой, к моим родным. Помоги, пожалуйста!». Вот такая печальная история. Ребята, мы поможем звездочке вернуться на свою планету?
Ответы детей.
Воспитатель: - Звездочка помогла составить карту-схему маршрута (на доске картинки с семью планетами) по которой, мы должны пролететь, продвигаясь от планеты к планете. На каждой планете мы должны отыскать подружек звездочки. Нас с Вами ждет много интересных заданий и испытаний. Ребята, звездочка сказала, что она живет очень далеко, как Вы думаете, где находится ее планета?
Ответы детей.
Воспитатель: - А на чем мы с Вами можем полететь в космос?
Ответы детей (на космической ракете).
Воспитатель: - Космические ракеты у нас с Вами готовы, только необходимо каждой ракете присвоить номер. Как Вы думаете, зачем нужен номер?
Ответы детей (чтобы в космосе не потеряться).
Воспитатель: - Ребята, возьмите карточку № 1, что на ней изображено?
Карточка № 1 (каждому ребенку выдается карточка с примером)
6 – 2
10 - 5
8 - 5
5 + 3
7 + 2
4 + 2
7 - 6
9 + 1
6 + 1
5 - 3
Ответы детей.
Воспитатель: - Решив этот пример у Вас получится число – это и будет номер Вашей ракеты. Возьмите нужную цифру на этом столе (воспитатель показывает, где лежат цифры), а за этим столом, при помощи клея-карандаша, наклейте цифру на свою ракету. У Вас получится своя собственная ракета с номером.
Дети берут нужную цифру и наклеивают ее на ракету.
Воспитатель: - Молодцы! Все ли готово к полету в космос?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, чтобы быть настоящими космонавтами, мы не надели космические костюмы и скафандры. Давайте их наденем.
Дети имитируют надевание космических костюмов.
Воспитатель: - Теперь мы можем отправляться. Но как же мы узнаем, на какой именно планете живет звездочка и как она называется, ведь названия она не сказала? Ребята, посмотрите, на обратной стороне звездочки какие-то цифры и знаки (3+4), как Вы думаете, что это, может быть код ее планеты?
Ответы детей (это пример).
Воспитатель: - Правильно, и решив пример, мы узнаем номер планеты, а название узнаем в конце нашего путешествия, когда прилетим на нужную планету. Вы, сосчитали, сколько у Вас получилось?
Ответы детей.
Воспитатель: - Теперь мы точно знаем, что она живет на 7 по счету планете от нашей планеты Земля (воспитатель показывает на схеме). Закрываем глаза, сосчитаем 1,2,3 и полетели! Ребята, на нашем пути под номером 1 «Планета Важных цифр». Как Вы думаете, почему она так называется?
Ответы детей.
Воспитатель: - Все ракеты встаньте в ряд по порядку. Давайте поиграем. Я буду задавать вопросы, а тот ребенок, у кого в руках ракета с цифрой, соответствующая ответу, должен сделать шаг вперед и назвать цифру.
- назови число, которое находится после 6? (7)
- назови число, которое стоит перед числом 5? (4)
- назови число, которое больше на 1 числа 9? (10)
- назови число, которое меньше на 1числа 8? (7)
- назови число, которое находится слева от числа 4? (3)
- назови число, которое находится справа от числа 7? (8)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: - Молодцы ребята, вы ответили на все вопросы правильно, и мы можем забрать подружку нашей звездочки. А теперь нам нужно лететь на следующую планету. Закрываем глаза, сосчитаем 1,2,3 и полетели! Ребята, на нашем пути под номером 2 «Планета Времени». Как Вы думаете, почему она так называется?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, а как мы можем узнать время?
Ответы детей.
Воспитатель: - А какие Вы знаете виды часов?
Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте покажем звездочке, что Вы тоже умеете определять время. Возьмите карточку № 2, посмотрите, что на ней нарисовано?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы видите, что это не совсем часы, на них чего - то не хватает.
КАРТОЧКА № 2
Ответы детей (нет цифр и нет стрелок).
Воспитатель: - Возьмите простой карандаш и проставьте, пожалуйста, цифры.
Дети проставляют цифры.
Воспитатель: - Как называется на часах круг с цифрами?
Ответы детей (циферблат).
Воспитатель: - Возьмите из пенала 3 карандаша разного цвета и отметьте на своих часах 3 часа, 5 часов, 9 часов. Как должны располагаться стрелки часов?
Ответы детей.
Дети отмечают на часах время.
Воспитатель:- Как называются стрелки часов?
Ответы детей (часовая и минутная).
Воспитатель: - Молодцы! Ребята, скажите, а откуда человек может узнать какой сегодня день, месяц, год?
Ответы детей (из календаря).
Воспитатель: - Возьмите, пожалуйста, карточку № 3, рассмотрите ее внимательно, что на ней изображено?
Ответы детей.
Воспитатель: - На картинке мы видим пустые геометрические фигуры, их надо заполнить, выполняя задания. Сколько овалов на картинке и почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, простым карандашом проставьте в овалах по порядку времена года.
Дети проставляют времена года цифрами по порядку.
Воспитатель: - А теперь, возьмите карандаш зеленого цвета и закрасьте овал, соответствующий времени года, которое у нас сейчас. Красным карандашом – время года, которое будет следующим. Синим карандашом – самое холодное время года. Желтым карандашом – дождливое время года.
Дети выполняют задания.
Воспитатель: - Ребята, сколько месяцев в каждом времени года?
Ответы детей.
Воспитатель: - Сколько всего месяцев в году?
Ответы детей.
Воспитатель: - В пустых прямоугольниках, под картинками, Вам нужно проставить по порядку цифрами все месяцы.
Дети проставляют цифры.
Воспитатель:- Закрасьте зеленым карандашом цифру, соответствующую месяцу, который у нас сейчас. Желтым карандашом - первый месяц лета. Красным карандашом – последний месяц осени. Синим карандашом – второй месяц зимы.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:- Я знаю, что до планеты, где живет звездочка, нам нужно лететь 7 дней. Как можно назвать период 7 дней?
Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте, вспомним по порядку все дни недели.
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, что изображено на картинке?
Ответы детей.
Воспитатель: - В квадратиках над вагончиками проставьте по порядку цифры, соответствующие дням недели.
Дети проставляют цифры.
Воспитатель: - Скажите, какой сегодня день недели? Закрасьте квадратик, соответствующий этому дню, красным карандашом. Вспомните, что сказала звездочка, сколько дней назад налетел ураган?
Ответы детей (два дня назад).
Воспитатель: - А какой это был день недели? Закрасьте соответствующий квадратик синим карандашом. Зеленым карандашом закрасьте день недели, с которого начинается неделя. Оранжевым карандашом – выходные дни. Желтым карандашом – день, который наступит завтра.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Для чего каждому человеку необходимо следить за временем?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, Вы справились и с этим испытанием и можете забрать подружку нашей звездочки. Теперь можно немного отдохнуть и набраться сил для дальнейшего путешествия.
Физминутка «Весёлый отдых»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Воспитатель: - Нам пора отправляться на следующую планету. Закрываем глаза, сосчитаем 1,2,3 и полетели! Ребята, на нашем пути под номером 3 «Планета Загадок». Как Вы думаете, что нам предстоит выполнить на этой планете?
Ответы детей.
Воспитатель: - Слушайте внимательно, это не простые, а математические загадки:
1. Мышь несет кусочек сыра,
К ней бегут еще четыре.
Нам не трудно сосчитать,
Стало мышек ровно…(пять)
2. Три зеленые лягушки
Загорают кверху брюшком.
Три решили муху съесть,
А всего лягушек … (шесть)
3. Ой! Беда, беда, беда!
Птенчик выпал из гнезда.
Было восемь, а теперь
Всех птенцов осталось…(семь)
4. Десять сереньких мышат
Корку поделить спешат.
Убежал один, что делать?
Всех мышат осталось …(девять)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Забираем подружку и отправляемся в полет. Закрываем глаза, считаем 1,2,3 и полетели! Мы приближаемся к планете 4 «Геометрическая». Как Вы думаете, кто живет на этой планете?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, эта планета не простая, на ней живут геометрические фигуры. Давайте вспомним, какие геометрические фигуры Вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель:- Мы пролетели половину пути и чтобы отправиться дальше, нам необходимо заправить наши ракеты. А геометрические фигуры нам в этом помогут. Возьмите карточку № 4. Что на ней изображено?
Ответы детей (на карточке изображена ракета и символы).
Воспитатель: - Как Вы думаете, для чего нам нужны эти символы?
Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте вспомним значение символов.
Дети называют значение символов.
Воспитатель: - Что обозначают эти символы?
Ответы детей (свойства предметов).
Воспитатель: - Посмотрите, на каждой ракете 4 кружка с цифрами. Каждый кружок - это место для определенной геометрической фигуры, а на карточке изображены 4 ряда символов (каждой цифре соответствует один ряд символов). Это код, который Вам нужно разгадать. Если Вы его разгадаете правильно, то Ваша ракета сможет отправиться в путь дальше. Будьте очень внимательными.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Почему выбрал именно эту геометрическую фигуру? Какие свойства геометрических фигур Вы знаете?
Ответы детей (цвет, форма, толщина, размер).
Воспитатель: - Ребята, наши ракеты заправлены, и мы можем отправляться в путь. Забираем подружку звездочки, закрываем глаза, считаем 1,2,3 и полетели! Мы приближаемся к планете под номером 5 «Задачковая». Как Вы думаете, почему эта планета так называется?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, а Вы умеете решать задачи?
Ответы детей.
Воспитатель: - У меня в правой руке 4 карандаша желтого цвета и 5 карандашей зеленого цвета в левой руке. Сколько всего карандашей у меня в руках?
Воспитатель задаёт вопросы:
- Повторите задачу.
- Назовите условие задачи?
- О чём говориться в задаче? (о карандашах)
- Что мы знаем о количестве желтых карандашей? (желтых карандашей 4)
- Что мы знаем о зеленых карандашах? (зеленых карандашей 5)
- Назовите вопрос задачи?
- Что надо найти? (сколько всего карандашей в двух руках)
- Каким действием мы это сделаем? (действием сложения)
- Какой это знак? (знак плюс)
- Как записать математически? (4+5)
Воспитатель: - Выложите, пожалуйста, перед собой на столе из цифр решение задачи и правильно прочитайте его.
Дети выкладывают решение цифрами из набора счетного материала.
- Сколько получилось карандашей? (всего 9 карандашей)
- Ответили на вопрос задачи? (Да)
Воспитатель: - Вы справились и с этим заданием, и теперь мы можем забрать подружку звездочки и отправиться на следующую планету. Закрываем глаза, считаем 1,2,3 и полетели! Мы приближаемся к планете под номером 6 «Строительная». Как Вы думаете, почему эта планета так называется?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, Вы помните, что на планету где живет наша звездочка, обрушился сильнейший ураган. Возможно, что нашей звездочке и ее родственникам и подружкам негде жить. Давайте поможем им и построим для них домики. Это будут непростые, а числовые домики. Посмотрите, номер домика уже есть. Вам нужно пронумеровать квартиры. Даю Вам подсказку: сумма квартир должна быть равна номеру домика. Возьмите каждый себе по домику и можно приступать к «строительству».
Дети заполняют числовые домики.
Воспитатель: - Ребята, Вы большие молодцы, помогли построить дома для звездочек. Забираем последнюю подружку. Закрываем глаза, считаем 1,2,3 и полетели! Мы приближаемся к планете под номером 7.
- Ребята, вот мы и приземлились на планету под номером 7. Посмотрите, как радуется звездочка (воспитатель показывает улыбающуюся звезду). А чему она рада?
Ответы детей (что вернулась к себе домой).
Воспитатель: - Ребята, теперь мы сможем узнать название этой планеты. У меня в руках подружки нашей звездочки, а на обратной стороне на них что-то написано.
Ответы детей (буквы).
Воспитатель: - Из этих букв составьте, пожалуйста, слово.
Дети из букв составляют слово.
Воспитатель: - Эта замечательная планета называется ДРУЖБА. Как Вы думаете, а почему она так называется?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы тоже очень дружные. Вы помогли звездочке вернуться домой, и она приготовила Вам подарок. Чтобы открыть замок на коробке с сюрпризом, Вам надо выполнить задание (графический диктант). Возьмите листок в клетку. Начало диктанта отмечено точкой.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что получилось?
Ответы детей (ключ).
Воспитатель:
Ключ Вы верно подобрали
И замок открылся нам.
Звездочке Вы помогали
От нее подарок Вам.
Воспитатель: - Этим ключом мы откроем подарок, когда вернемся в группу. Давай попрощаемся со звездочкой, а нам пора возвращаться. Закройте глаза. Сосчитаем 1,2,3! Вот мы прилетели из далекого путешествия. Ребята, а куда мы с Вами летами?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Какие задания выполняли? Какие задания вам понравились? Все ли выполняли правильно? Какие задания были трудные?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы все большие молодцы! Выполнили все поручения, прошли все испытания. Вы готовы всегда прийти на помощь тому, кому она нужна. Я желаю Вам быть добрыми, внимательными, дружными.