ЕЛЕНА ВАРФОЛОМЕЕВА
Конспект и самоанализ индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление правильного произношения звука [Р. ] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять умение находить место звука в слове;
- формировать навыки слогового анализа;
- закреплять навык согласования существительного с числительными;
- закреплять навык подбора рифмующихся слов, проговаривания чистоговорок;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- закреплять навык чтения двухсложных слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать фонематический слух и восприятие;
Публикация «Конспект и самоанализ индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Самоанализ
- Темочки
- развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность в работе, инициативность, ответственность.
Оборудование: презентация, зеркало, интерактивная доска, ноутбук.
Ход занятия:
1. Мотивация
Логопед : Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Нас попросил о помощи один мальчик, которого зовут Рома. Он отправляется в морское путешествие, но ему нужны помощники. Что будем делать? Поможет Роме или нет?
Ребенок: Будем помогать Роме.
Логопед : Чтобы отправиться в путешествие нужно быть сильным, выносливым. Давай немного разомнёмся.
2. Упражнение на развитие общей моторики
По морю плыл корабль (ладони лодочкой).
Волны плавно качали его на волнах (кисти рук сцепить в замок, волнообразные движения руками).
В небе летали чайки (имитирующие движения).
Капитан вышел на мостик и посмотрел в бинокль (имитирующие движения).
Впереди он увидел остров.
На острове росла пальма (руки вверх, пальцы врозь).
Корни пальмы уходили глубоко в песок (наклониться вниз, руки вниз).
На пальме сидела обезьяна,
И дразнила капитана (большой палец правой руки к носу)
Капитан рассердился,
И ответил обезьяне (большой палец левой руки к носу).
Так они и дразнили друг друга –
Капитан – обезьяну, обезьяна – капитана (чередование положения рук).
Ещё он на острове увидел, чернокожих туземцев.
Они танцевали Чунга – Чангу (имитирующие движения).
Сейчас мы будем тренировать язычок.
3. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
«Чьи зубы чище?» :
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
«Маляр» :
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед – назад.
«Кто дальше загонит мяч?» :
Улыбнутся, показать зубы, открыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположенный край стола.
«Пощелкать кончиком языка» :
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Нижняя челюсть не должна двигаться: работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.
«Вкусное варенье» :
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.
«Индюк» :
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ – БЛ (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
«Барабанщики» :
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «Д – Д – Д». Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
4. Изолированное произношение звука [ Р ].
К причалу мы поедем на машине, заведи мотор «Р-Р-Р-Р-Р». При произнесении звука Р губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует. (Слайд 3)
5. Проговаривание прямых и обратных слогов.
Чтобы парусник отплыл от причала нужно покрутить штурвал вправо и влево, произнести или прочитать слоги РА, РО, РУ, РЫ. РЭ, АР, ОР, УР, ЫР, ЭР, чётко поговаривая звук [ Р ] (Слайд 4).
6. Проговаривание слов со звуком [Р].
В путешествие нам необходимо взять с собой вещи, но выбрать только те, в названии которых есть звук [ Р ] (карта, штурвал, подзорная труба, фотоаппарат, спасательный круг, бескозырка) (Слайд 5).
7. Определение звука в словах
Мы забыли в путешествие взять продукты, помоги морскому повару – коку, разложить продукты в корзины. Проговори слова и определи, где слышится звук [ Р ] в словах : в начале, в середине или в конце слова (макароны, виноград, сыр, сахар, рыба, торт, помидор) (Слайд 6).
8. Упражнение на дыхание.
На море штиль, наш парусник стоит на месте. Давай подуем на паруса и поможем паруснику отправиться в путь (Слайд 7).
9. Зрительная гимнастика.
Смотри за предметами, которые передвигаются по морю, не поворачивая головы, следи за ними только глазами (Слайд 7).
10. Мы продолжаем наше путешествие.
Рома смотрит в подзорную трубу. Называй, что он увидел и сколько, не забывай чётко проговаривать звук [ P ] в словосочетаниях (две ракеты, три рыбы, две русалки, четыре ракушки) (Слайд 8).
11. Физминутка.
Давай вспомним, как мы готовились к путешествию.
Налили бензину (имитирующие движения)
Сели в машину (сгибают колени)
На машине ехали (крутит руль)
До моря доехали (выпрямляют колени)
На корабле по океану (ладони лодочкой)
Плывём с отважным капитаном (руку под козырёк)
Вот впереди видна земля (смотрим вдаль)
Приплыли в Африку друзья (хлопки).
12. Деление слов на слоги.
Мы приплыли на остров, посмотри на животных и скажи, как все они называются (животные жарких стран). Помоги им найти свои дома. Раздели слова зебра, жираф, крокодил, кобра, тигр, кенгуру на слоги и скажи, в каком доме живёт животное - одноэтажном, двухэтажном или трёхэтажном (Слайд 9).
13. Проговаривание рифмующих слов.
Ещё на острове можно встретить пирата, которому тоже нужна твоя помощь. Он не может открыть свой сундук, и если ты подберёшь ключи к замкам, сундук откроется. Для этого нужно подобрать рифмы (похожие слова) (перо-ведро, гармошка-картошка, ромашка-рубашка, забор – топор) (Слайд 10).
14. Проговаривание чистоговорок.
Пирату понравилось подбирать рифмы, и он предлагает тебе сыграть с ним в игру «Доскажи словечко». Проговори чистоговорку целиком, четко проговаривая звук [Р] (Слайд 11).
Ра – ра – ра - высокая гора.
Ро – ро- ро – потерял петух перо.
Ры – ры – ры- у ребят в руках разноцветные шары.
Ор – ор – ор - красный спелый помидор.
Ыр – ыр – ыр – на столе ароматный сыр.
15. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
Две ладошки прижму – (две ладошки соединить лодочкой)
И по морю поплыву - (выполнять волнообразные движения).
Две ладошки, друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву – (поднять выпрямленные ладони вверх).
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. – (имитировать движения волн и рыбок).
16. Составление и чтение слов из слогов. Роме и тебе пора возвращаться, прочитай слоги на частях карт, собери из слогов слова, прочитай их, и мы можем отправляться в обратную дорогу. (Педагог щёлкает мышкой по частям карты и с ребёнком прочитывает слоги, а затем ребёнок, начиная со слога РО, составляет слова и читает их РО-ЗА, РА-МА, РЫ-БА, РУ-КА) (Слайд 12).
17. Рефлексия. Где мы сегодня побывали? (В морском путешествии) Кому мы сегодня помогли? (Мальчику Роме). Тебе понравилось путешествие? (Да, понравилось) Какой звук мы учились правильно произносить? (Звук Р) Какое задание было самым сложным для тебя? Самым легким? (Ответы ребенка) Ты молодец, правильно выполнил все задания, чётко произносил звук [Р]. К тебе приплыла «Золотая рыбка» и ты можешь загадать своё заветное желание (Слайд 13).
Самоанализ индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звука [Р] «Морское путешествие с Ромой».
Занятие было проведено с ребенком подготовительной логопедической группы (ОНР III уровень) и соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.
Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие и ИКТ – технологии. Во время занятия были использована презентация, что повысило внутреннюю мотивацию воспитанника к коррекционно - образовательному процессу.
На занятии были поставлена следующая цель: закрепление правильного произношения звука [Р] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять умение находить место звука в слове;
- формировать навыки слогового анализа;
- закреплять навык согласования существительного с числительными;
- закреплять навык подбора рифмующихся слов, проговаривания чистоговорок;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- закреплять навык чтения двухсложных слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность в работе, инициативность, ответственность Цель занятия была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали его возрасту и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор (слайдов презентации). Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика. Для общего расслабления я провела упражнение на развитие общей моторики «По морю плыл корабль…». Для развития мелкой моторики рук была проведена пальчиковая гимнастика «Лодочка». Для автоматизации звука [Р] были выполнены задания на: проговаривание прямых и обратных слогов, проговаривание слов со звуком [Р], определение звука в словах, согласование существительных с числительными, деление слов на слоги, проговаривание рифмующих слов, проговаривание чистоговорок, составление и чтение слов из слогов. В целях предупреждения утомления были проведены зрительная гимнастика и физкультурная пауза.
На протяжении всего занятия у мальчика поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, появление на экране интерактивной доски новых заданий. Все задания способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Мальчик проявил положительный эмоциональный настрой и достиг поставленных целей. Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.