Елена Сулимова
Конспект интегрированного занятия по расширению представлений о народных промыслах «Этой красоте я в плен сдаюсь…»
▼ Скачать + Заказать документы
(по произведениям В. Ф. Бокова)
Цель:
Расширять представление детей о многообразии народных промыслов
через творчество В. Ф. Бокова.
Продолжать знакомить детей с народными помыслами : дымковском, гжельском, городецком, хохломском.
Задачи:
- расширять знания детей о центрах народных промыслов в России на основе творчества В. Ф. Бокова;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по расширению представлений о народных промыслах „Этой красоте я в плен сдаюсь…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
- учить создавать узоры на бумажных шаблонах в форме декоративно-прикладного изделия;
- воспитывать у детей чувство гордости и уважения к народным умельцам, прославляющим Россию своим талантом.
Материал:
Географическая карта России, фланелеграф, иллюстрации изделий народных промыслов,
изделия народных промыслов, краски, кисточки, вода, салфетки, бумага, клей, ножницы.
Магнитола, диск с музыкой, стихи В. Ф. Бокова.
Предварительная работа :
Экскурсия в музей богородской игрушки, в музей «Жили-были».
Рассматривание альбомов, иллюстраций о народных промыслах.
Беседы
Занятия по ознакомлению с изделиями народных промыслов.
Рисовали и делали аппликацию.
Оборудование
- Изделия Хохломы, Гжели, Городца, Дымково, матрешки, картины, иллюстрации.
-Бумага тонированная разных форм.
-Скульптура малых форм – барышни, кони, посуда, покрытая белилами, сделанная руками детей.
-Гуашь, кисти, клеенки, тряпочки, подставки для кистей, банки с водой, палитра.
Актуальность.
Знакомство детей с творчеством мастеров народных промыслов, является эффективным средством развития личности. Включение в эту деятельность приобщает ребенка к духовно- нравственным ценностям русского народа, к национальной культуре, формирует эстетический вкус, воспитывает у детей уважение и интерес к труду народных мастеров.
Ход занятия.
Восп-ль:
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
Вспомните, кто написал эти строки? Что вы знаете о Викторе Федоровиче Бокове? Кого называют земляками?
Покажите на географической карте территорию России. (Дети показывают границу России)
Назовите столицу России. (Москва)
Ребята, как называют людей, живущих в России? (россияне)
Скажите, как по цвету территории на карте, можно определить, где находятся леса, горы, реки, моря?
Виктор Боков пишет: Россия начинается с пристрастья к труду, к терпенью, к доброте! Как вы понимаете эти слова?
Виктор Боков имеет ввиду, что в России живут трудолюбивые, добрые люди. И многие из них прославили Россию своим трудом.
В. Ф. Боков побывал во многих уголках нашей Родины. Я предлагаю вам совершить путешествие по городам, где побывал Боков.
Физминутка (прописать движения)
Раз, два, три, четыре, пять (вращение руками)
Начал самолет взлетать. (руки в стороны)
Над полями, над лесами, над высокими горами. (руки в стороны, руки над головой)
Мы быстрее ветра мчимся (бег по кругу)
Глядь и мигом приземлимся. (сели на стулья)
1. Отгадайте куда мы отправимся сейчас
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
В какой город мы с вами отправляемся. (Городец). Найдите на карте город Городец.
Чем известен этот городок? За что полюбил это местечко Боков?
Расскажите, что изготавливают городецкие мастера.
Какими сюжетами украшали мастера свои изделия?
Возьмем на память городецкое изделие.
Физминутка (прописать движения)
Раз, два, три, четыре, пять (вращение руками)
Начал самолет взлетать. (руки в стороны)
Над полями, над лесами, над высокими горами. (руки в стороны, руки над головой)
Мы быстрее ветра мчимся (бег по кругу)
Глядь и мигом приземлимся. (сели на стулья)
2. Куда лежит наш путь дальше. Послушайте стихотворение В. Ф. Бокова.
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива.
Ты, как и люди служишь Отчизне!
Отправляемся на родину хохломы в город Семенов.
Ребята, за что благодарит Боков кисть хохломскую?
Какие цвета и элементы предпочитают хохломские художники?
(красный, черный, золотой, веточки, травку, цветочки, ягоды)
Назовите изделия расписанные мастерами? (посуда деревянная)
Почему поэт пишет «кисть хохломская служит Отчизне»?
Найдите и покажите изделие хохломских мастеров.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять (вращение руками)
Начал самолет взлетать. (руки в стороны)
Над полями, над лесами, над высокими горами. (руки в стороны, руки над головой)
Мы быстрее ветра мчимся (бег по кругу)
Глядь и мигом приземлимся. (сели на стулья)
3. Послушайте стихотворение Виктора Федоровича.
Кто придумал глиняную вятскую
Этих красок солнцу не затмить.
Как пирог пекли в печи разгарчивой
Вятскую игрушку на поду.
О какой игрушке говорится в стихотворении? (о дымковской)
Назовите родину дымковской игрушки. (г. Киров)
Из чего выполнена игрушка дымковская? Почему игрушку сравнивают с пирогом?
Какие цвета используют мастера для росписи?
(красный, желтый, синий, зеленый, черный)
Назовите элементы узора.
(круги, овал, клетка, полоска)
Возьмем с собой дымку.
Физминутка (прописать движения)
Раз, два, три, четыре, пять (вращение руками)
Начал самолет взлетать. (руки в стороны)
Над полями, над лесами, над высокими горами. (руки в стороны, руки над головой)
Мы быстрее ветра мчимся (бег по кругу)
Глядь и мигом приземлимся. (сели на стулья)
Интересно куда дальше отправимся?
Красит синькою мороз
В окнах незабудки,
И зевает синий пес
Возле синей будки.
О чем говорится в стихотворении? (о гжели)
Где находится гжельский промысел находится (в подмосковье)
Ребята, чем гжель отличается от дымки?
(гжель расписывают краской синего цвета, а дымку разными цветами)
Что общего у гжели и у дымки?
(делают из глины и обжигают в печи).
Восп-ль: Пора возвращаться домой.
Физминутка (прописать движения)
Раз, два, три, четыре, пять (вращение руками)
Начал самолет взлетать. (руки в стороны)
Над полями, над лесами, над высокими горами. (руки в стороны, руки над головой)
Мы быстрее ветра мчимся (бег по кругу)
Глядь и мигом приземлимся. (сели на стулья)
Где мы живем? Чем известен поселок Богородское?
Из какого дерева режут игрушку? Как называют мастеров игрушки? (резчик)
Какие игрушки делают богородские мастера?
(скульптуры, механические, раздвижные)
Ребята, В. Ф. Боков воспел богородский промысел в стихах, послушайте
«Богородская резьба,
Богородские игрушки-
Это русская изба,
Это русские частушки»
Из такой глуши – в Париж!
Вот тебе и блажь резная.
В нашем поселке есть традиция. Весной в Богородском проходит фестиваль народных промыслов, где мастера и художники со всей России показывают свое мастерство.
Я вам предлагаю показать нашим гостям, где вы побывали и что узнали, расписать изделия в подарок нашим гостям.
Жил Ерема-Простота (пожать плечами)
В деревеньке нашей (сделать руками домик)
Из скота и мелкота (изобразить кота)
На поддержку живота (погладить живот)
Чугунок для каши (показать чугунок)
Сам варил (мешать воображаемой ложкой)
Сам солил (солить)
Сам съедал (есть)
Сам хвалил (большой палец вверх)
Звучит музыка, дети рисуют на шаблонах.
Какие красивые изделия вы разрисовали. Назовите, какой промысел вы представили. Увидев ваши работы, Виктор Федорович Боков в стихах сказал:
«Этой красоте я в плен сдаюсь».