Наталья Галанцева
Конспект образовательной деятельности Тема: «Что такое тепло?» (образовательная область «Познавательное развитие»)
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: создание условий для развития представлений о тепле как основе жизни на Земле.
Образовательные задачи:
• создавать условия для развития представления о том, каким образом все живые организмы научились сохранять тепло, о применении тепла в жизни человека, о теплопроводности материалов;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
• создавать условия для развития исследовательских умений детей: составлять алгоритм своей деятельности (умение видеть проблему, аргументировать гипотезу, подбирать методы исследования, проводить исследование, анализировать и делать самостоятельно опыты и выводы, подготовить рассказ-рассуждение, оценивать свои действия.
Развивающие задачи:
• создавать условия для развития детской вопросительности, умения вести координированный диалог между детьми, преследуя и достигая поставленную цель в ходе работы в мини-группах;
• создавать условия для развития образно-схематического мышления.
Воспитательные задачи:
• создавать условия для воспитания дружеских отношений, взаимопонимания, умения слышать друг друга.
Методические приемы: метод организации поисково-исследовательской деятельности (составление алгоритма действий, самостоятельная работа детей в мини-группах, метод организации опытно-экспериментальной деятельности (проведение опытов, определение выводов, метод словесной передачи (беседа, метод наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, моделирование (модели, символы, метод стимулирования познавательной деятельности (игра, метод самоконтроля (рефлексивное задание).
Словарная работа: теплопроводность, облака-изоляторы.
Оборудование: 1) картинки, изображающие тепло: солнце, вулкан, гейзер, тело человека, теплокровные животные, огонь;
2) схемы проведения опытов;
3) картинки для музея: печь (русская, голландская, камин, батареи (центральное водяное отопление, нагреватели и обогреватели, обжиг глиняных горшков и посуды, плавка металла, стекла, инкубатор; утюг; фен; печь (кирпичная, электро- и газопечи);
4) картинки с изображением людей, животных, растений, показывающих, как сохраняется тепло (жилища, одежда, перья, шерсть);
5) 4 стакана, ложки: деревянная, алюминиевая, керамическая, пластмассовая, одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, алюминия; три таза, вода: горячая, холодная, теплая.
6) фишки для игры.
Предварительная работа: игры и упражнения на развитие умения выделять проблему, цель, находить способы решения проблемно-исследовательских ситуаций, игры на развитие воображения. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты».
Ход деятельности
Организационный момент
Игра «Необычное приветствие»
Цель: помочь детям преодолевать присущие им эмоциональные барьеры в межличностных контактах и оптимизировать их общее самочувствие (прикосновение ладонями)
I. Мотивационно-ориентировочный этап
Приходит письмо от Громозеки. «Здравствуйте, ребята. У нас беда. Весельчак и Грот украли тепло на нашей планете, и теперь нам всем грозит гибель. Помогите нам спасти нашу планету».
II. Поисковый этап
- Ребята, что произошло на третьей планете?
- Мы можем как-то помочь жителям планеты?
– Ребята, что мы знаем о тепле? (высказывания детей)
- Хотели бы вы еще узнать что-нибудь о тепле, чтобы помочь Громозеке? (определение учебной задачи)
- Давайте составим план наших действий. (На основе высказываний детей составляется графический план действий. Каждый из вопросов дети схематически обозначают символами на доске).
- Что сначала мы будем узнавать о тепле?
План действий:
1. Где живет тепло? (символ – вопрос)
2. Как люди воспринимают тепло? (символ - рука)
3. Нужно ли сохранять тепло и как его сохранять? (символы - человек, животное)
4. Как человек научился применять тепло? (символ – дом)
5. Какие предметы принимают и отдают тепло? (символ - стрелки)
- Как мы с вами будем искать ответы на эти вопросы? (Дети называют методы исследования и помещают их рядом с планом: подумать (восклицательный знак, рассмотреть иллюстрации (глаз, посмотреть в книгах (книга, спросить у других (вопросительный знак, провести опыт (рука)
- Кем мы с вами будем? (исследователями)
- Как отправим результаты наших исследований Громозеке?
III. Практический этап
1. - С чего начнем наше исследование? (Ответ на первый вопрос «Где живет тепло?» - рассуждения детей.)
- Давайте рассмотрим, где может жить тепло?
(картинки, изображающие тепло: солнце, вулкан, гейзер, тело человека, теплокровные животные, костер)
2. Опыт «Восприятие тепла человеком (теплообмен)»
- Теперь мы знаем, где живет тепло. Что будем делать дальше? (Узнаем, как мы воспринимаем тепло)
(Детям предлагается схема проведения опыта. Обговариваются правила безопасности при проведении опыта.)
Правую руку опустить в таз с горячей водой, левую в таз с холодной водой. Затем обе руки в третий таз.
Вывод: Тепло идет от теплого тела к более холодному. Правая рука теряет тепло – ей холодно, левая рука получает тепло – ей может показаться, что теплая вода горячая.
3. Сохранение тепла
- Для того, чтоб найти ответ на это вопрос в нашем плане, нам нужно разделиться на пары.
1 пара – Схема «Сохранение тепла на Земле»?
2 пара – Как животные сохраняют тепло?
картинки:
белый медведь – шерсть и жир – уменьшают потерю тепла
лайка – густая шерсть защищает от морозов
воробей – распушает перья зимой
3 пара – Как растения сохраняют тепло?
картинки:
цветы закрывают лепестки, если нет солнца и тепла (одуванчик, тюльпан)
у деревьев толстая кора
4 пара – Как человек сохраняет тепло?
картинки:
теплая одежда – шуба, валенки, шапка (из шерсти, шкур, меха)
жилище – строят дома из материалов, сохраняющих тепло
термос, стеганый чехол для чайника – горячее питье в любое время
(После того как дети закончат рассматривать иллюстрации и составят рассказ, они делятся своими выводами с другими группами.)
- К чему может привести потеря тепла?
Вывод: Потеря тепла приводит к гибели.
4. Опыт «Теплопроводность»
- Ребята, как люди узнали, из каких материалов лучше строить жилища, сохраняющие тепло? (предположения)
Д: - Пробовали делать из разных материалов, наблюдали, делали выводы.
- Сейчас мы с вами тоже понаблюдаем, какие материалы быстро нагреваются и хорошо проводят тепло, а какие задерживают его. Проведем два опыта. (разделиться на две команды)
- Во время проведения опыта не забудьте правила безопасности. Как будете работать с горячими предметами? (осторожно, чтоб не обжечься)
- Что вам нужно узнать при проведении опыта? (постановка исследовательской задачи)
- Какими должны быть ложки и емкости, если они соприкасаются с горячей водой? (прогнозирование результата - предположение)
- Из какого материала лучше строить жилища?
1 схема (рисунок) 2 схема (рисунок)
Стаканы с горячей водой и ложками в ней
Емкости из разных материалов с горячей водой
В каждый стакан помещаются ложки из разных материалов. Каждый стакан обозначается цифрой. Дети наблюдают и в таблице ставят цифры от горячего к холодному материалу.
Вывод: все материалы нагреваются по-разному. Алюминиевая ложка нагревается быстрее всех. Затем керамическая, пластмассовая и деревянная. Дерево не пропускает тепло В каждый емкость из разных материалов налита горячая вода. Емкости обозначаются цифрами. Дети наблюдают и в таблице ставят цифры от горячего к холодному материалу.
Вывод: все материалы нагреваются по-разному. Емкость из алюминия нагревается быстрее всех. Затем керамическая, пластмассовая и деревянная. Дерево не пропускает тепло
Вывод: Жилища лучше строить из дерева
5. Как люди научились применять тепло?
- Что еще мы не узнали про тепло? (обращаемся к плану действий)
- Я вам предлагаю посетить музей тепла. (На стендах размещены картинки с изображением разных способов применения тепла: печь (русская, голландская – местное отопление для одного дома, камин (для одного дома, батареи (центральное водяное отопление, нагреватели и обогреватели, обжиг глиняных горшков и посуды, плавка металла, стекла, инкубация – выведение птенцов; утюг; фен; печь (кирпичная, электро- и газопечи) – приготовление пищи.)
- Давайте поиграем в игру «Вопрошайка». Команды по очереди задают вопросы и отвечают на них. За правильно заданный вопрос команда получит поощрительную фишку.
Вывод: Человек использует тепло с целью обогрева, приготовления пищи и использования в быту и на производстве.
6. Игра «Мои друзья»
- Ребята, теперь мы знаем о тепле много интересного. Какой вопрос у нас остался без ответа?
а) Детям предлагается картинка «чайник на плите»
- Что здесь принимает и отдает тепло? (отдает: плита, чайник, вода)
принимает: чайник, вода, воздух)
б) Представьте, что вы на улице в сильный мороз. Вы сняли варежки, и у вас замерзли руки. Вы снова надели варежки. Почему руки согрелись, ведь варежки холодные?
- Не варежки согрели руки, а, наоборот, вы своими руками согрели варежки. Сами по себе варежки не греют, но они сохраняют тепло.
- Ребята, я слышала такое выражение «теплые отношения». Как вы его понимаете?
- Помогут ли жителям третьей планеты сохранить тепло их дружеские теплые отношения?
IV. Рефлексивно-оценочный этап
- Давайте посмотрим на план, всё ли вы узнали о тепле?
- Что помогло вам справиться с работой?
- Что было в этой работе самым трудным, интересным?
- Сможем мы теперь помочь жителям третьей планеты? (Все результаты исследования отправить по почте)