Наталья Морозова
Конспект группового логопедического занятия в 1 классе «Звуки [Т], [Т’], буква «Т», «т». Обувь»
▼ Скачать + Заказать документы
Групповое логопедическое занятие
Класс : 1 – о
Тип: комбинированный
Тема: «Звуки [т] и [т’], буква Т, т. Обувь»
Цель: Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. Знакомство со звуками [т] и [т’] и обозначением их на письме буквой т, Т.
Задачи:
коррекционно – образовательные:
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Логопедические конспекты занятий
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Обучение грамоте. Конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Темочки
- учить детей дифференцировать звуки [т] и [т’] по акустическим и артикуляционным признакам;
- учить учащихся дифференциации звуков изолированно, в слоге, в слове;
- развивать умения делить слова на слоги, знания о слогообразующей роли гласного звука;
- учить находить место звука на звуко – буквенной схеме;
- совершенствовать связи между произнесением и слуховым образом звука, между печатной и рукописной, строчной и заглавной буквой;
- формировать умения составлять слова из слогов;
- упражнять в плавном чтении слов разного слогового типа;
- отрабатывать навык чтения слогов, слов на диапазоне изученных букв;
- развивать умение делить слова на слоги;
- обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Обувь»
- совершенствовать грамматический строй речи:
*закреплять в речи существительного с обобщающим значением;
*образование формы имени существительного во множественном числе;
*образование относительных прилагательных посредством игры с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?»;
*упражнять в согласовании числительных с существительными посредством игры «Посчитай».
коррекционно – развивающие:
- развивать простые формы фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры;
- совершенствовать фонематические представления;
- развивать психические процессы, составляющие базу формирования письма и чтения;
- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, графо – моторные навыки, зрительно – пространственную ориентировку;
- развивать самостоятельность, самоконтроль;
- формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной ситуации.
коррекционно – воспитательные:
- воспитывать мотивы учения, положительного отношения к знаниям;
- воспитывать положительное принятие статуса ученика.
Оборудование: предметные картинки, артикуляционные профили звуков [т] и [т’], цветные карандаши, мнемотаблица, камни Марблс, изображение буквы К, к, ; пособия к дидактическим играм: лото «Один – много», игре «Какой? Какая? Какое? Какие?», упражнению «Скажи наоборот», мяч, камни Марблс.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
а)Развитие логического мышления. Отгадывание загадок.
- Здравствуйте, ребята! Сейчас я загадаю вам загадки, вы меня внимательно послушайте и попробуйте их отгадать. Помните, что мы не отвечаем хором, а отвечает тот, кто первым поднимет руку.
Лужи, грязь нам не враги.
Коль наденешь …. (сапоги)
Истоптал я все тропинки,
Продырявил все … (ботинки)
Шерстяные спаленки
Детским ножкам… (валенки)
У сестрёнки – лапочки
На двух ножках …. (тапочки)
Чтоб дышали летом ножки,
Надевайте …. (босоножки)
б)Развитие речевого слуха, закрепление знаний основных цветов.
- Дети, будем занимать свои места по заданию: Сядет девочка в красных босоножках; потом сядет мальчик в синих сандалиях. Дети узнают по описанию свою обувь, садятся за столы.
II.Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Логопед моделирует игровую ситуацию для сообщения темы занятия.
Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего занятия, озвучивает лексическую тему занятия.
Поиск обобщающего понятия.
- Кто догадался, о чём мы сегодня с вами будем разговаривать?
(Об обуви).
- Правильно, сегодня с вами будем говорить об обуви.
Рассматривание картинок. Выделение первых звуков из слов торт и телефон.
Сообщение грамматической темы занятия.
-А ещё мы с вами познакомимся с звуками [т] и [т’] и новой буквой русского алфавита Т, т.
2. Объяснение нового материала.
1)Уточнение артикуляции, характеристика звуков [т] и [т’].
а)Уточнение артикуляции (РТ, занятие 19)
Демонстрирует артикуляционные профили звуков, моделирует артикуляцию на логопедической игрушке. Уточняет артикуляционные характеристики данных звуков.
Произнесение звуков [т] и [т’] перед зеркалом.
Описание артикуляции звука [т] :
- губы находятся в положении следующего за [т] гласного:
- зубы сближены, но не сомкнуты;
- передняя часть спинки языка при сочетании с гласными первого ряда (твёрдый звук [т]0 прижата к верхним зубам ил альвеолам, образуя с ними смычку, взрываемую выдыхаемой струёй воздуха;
- голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Описание артикуляции звука [т’]
- в сочетании с гласными второго ряда (мягкий звук);
- кончик языка опущен и упирается в нижние резцы;
- смычка в этих случаях образуется передней частью языка, прижатой к альвеолам;
- весь язык более напряжён;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
- воздушная струя идёт через рот;
- голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Произнесение изолированных звуков [т] и [т’] с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.
б)Характеристика звуков с опорой на картинку к заданию:
[т] – согласный, глухой, твёрдый;
[т’] – согласный, глухой, мягкий.
Учащиеся раскрашивают звуковичков синим и зелёным карандашом.
в) Выделение звука на фоне звуков, слогов, слов.
- Игра «Поймай звук в ладошки» (т, п, к, в, т, д);
- из ряда слогов : та, тя, ать, ат, оть, то, ты, ти, да, ду; ко, су, но, по и т. д. ;
- из ряда слов: танк, кот, бант, рыба и т. д.
г)Игра «Третий лишний».
Мы со звуком [т] играем,
Слово к слову подбираем:
Туфли, танец, телефон –
Выходи из круга вон.
- Почему слово телефон не подходит к другим словам?
(В слове телефон звук [т] мягкий, а в остальных словах – твёрдый звук [т]).
д)Упражнение в звуковом анализе и синтезе.
Дидактическое упражнение «Угадай слово»
(Логопед называет слово по порядку, а ребё нок произносит целое слово: с,о,н; д,о, м: з,о,н,т.
2)Произнесение звуков [т] и [т’] в словах, чистоговорках.
Игра с мячом.
- Встаньте. Дети, все в кружок
И увидите клубок.
Кому дать? Кому дать?
Кому клубок передать?
Логопед передаёт мяч ребёнку, называют слоги, слова:
* там – тям так – так – тяк
тап – тяп тюк – тюк – тук
таки – тяки тых – тих том – тём
* та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели всю коты;
то – то – то – стали м играть в лото;
те – те – те – тесто на плите;
ать – ать – ать – мы идём гулять.
*Проговаривание скороговорок со звуками [т] и [т’] :
Тимка потерял ботинки. Костя ходит в гости. От топота копыт пыль по полю летит.
3)Пальчиковая гимнастика
(Разомнём наши пальчики)
Всюду, всюду мы вдвоём (Средний и указательный пальчики «шагают»
Неразлучные идём. по столу)
Мы гуляем по лугам, (Дети загибают по одному пальчику, начиная с
По зелёным берегам. большого)
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали.
После лезем под кровать,
Будем та тихонько спать. (Укладывают ладони на столе).
4)Уточнение связи звука и буквы (РТ, занятие 19, задание 1).
а) Зрительный гнозис букв. Дифференциация печатных и рукописных букв. Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой.
б)Тренировочные упражнения по конструированию букв.
Написание букв на песке (манке). Конструирование букв (пособие В. Воскобовича) «Конструктор букв») из различных материалов: пуговиц, фасоли и т. д.
в)Тренировочные упражнения по написанию буквы.
Логопед моделирует игровую ситуацию для объяснения темы занятия.
- А ещё я знаю стихотворение о букве Т, - заметила Буковка.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
- На что ещё похожа буква Т?
- Я могу с помощью моего волшебного карандаша написать букву Т. И вы попробуйте.
Подготовка руки к письму. Штриховка буквы. Печатание буквы. Письмо письменной строчной и заглавной буквы по образцу.
Узнавание правильно написанных букв. (РТ, занятие 19, задание 2).
г)Подчёркивание буквы по образцу. Обвести в кружок все буквы Т.
д)Добавление недостающего элемента букв в таблетках. (РТ, занятие 19, задание 3)
Логопед организует взаимопроверку в парах.
5)Развитие простых форм фонематического анализа на уровне слова (выделение звука в слове) (РТ, занятие 19, занятие 3).
6)Дифференциация звуков [т] и [т’] на фоне слова.
- Логопед произносит слова, просит определить наличие изучаемых звуков в слове, соединить картинку с нужным условным обозначением.
- Логопед просит встать тех ребят, в чьих именах встречаются звуки [т] и [т’]. Учащиеся называют свои имена называют звук занятия, который встречается в имени.
III.Закрепление нового материала.
а)Развитие простых форм фонематического анализа на уровне слога. Анализ слогов (РТ, занятие 19, задание 4).
Чтение слогов с доски : та, то, ту, ти, ат, от, ут, ит. Запись выборочных слогов под диктовку.
Звуковой анализ слогов «Зажги фонарики». Придумывание слов, начинающихся с этих слогов : (Таня, тапки. Танк, Тома, тонкий, толпа, туча, туфли и т. д.)
б)Фонетический диктант. Развитие простых форм фонематического анализа на уровне слова (выделение первого и последнего звука в многосложных словах. (РТ, занятие 19, задание 5).
Логопед проводит фонетический диктант, организует самопроверку.
Слова: тумбочка, тапочки, сандалии, тарелка, самокат.
в)Учащиеся называют слова, читают слоги, вписывают подходящие слоги в слова.
г)Развитие языкового анализа и синтеза.
Восстановление деформированных предложений. (РТ, занятие 19, задание 6).
8)Динамическая пауза.
«Большие ноги идут по дороге» :
Большие ноги идут по дороге,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
(Ходьба широким шагом)
Маленькие ножки бегут по дорожке,
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
(Бег мелким шагом).
Выполнение упражнения «Стань буквой».
9)Развитие лексико – грамматических средств языка.
а)Лото «Один – много».
Логопед раздаёт учащимся игровые карты, разделённые на две части. Слева изображена одна точка, а справа – несколько точек. На стол логопед выкладывает предметные картинки с изображениями одного и нескольких предметов. Дети кладут подходящие картинки с изображением предметов обуви – одного или нескольких. (ботинок – ботинки, туфля – туфли, сапог – сапоги, валенок – валенки).
б)Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?» (с мячом)
Логопед бросает ребёнку мяч и называет предметы обуви. Ребёнок ловит мяч, говорит, какие они, и возвращает мяч обратно.
Ботинки из кожи (какие) кожаные;
Туфли из замши (какие) замшевые;
Валенки из шерсти (какие) шерстяные;
Сапоги из резины (какие) резиновые;
Сапоги с мехом (какие) меховые.
в) Упражнение «Четвёртый лишний»
Картинки: шапка, шуба, сапоги, шарф.
г)Беседа об обуви.
Как ухаживать за обувью, чтобы она была в порядке (дети повторяют глаголы)
Обувь надо мыть, сушить, вытирать, чистить, чинить, убирать.
Кто чинит обувь? (сапожник). Куда мы пойдём, если обувь надо починить? (в сапожную мастерскую).
д) Развитие связной речи, памяти, творческого воображения.
Составление предложений с противительным союзом «а». Подбор антонимов. (РТ, занятие 19, задание 7).
Упражнение «Скажи наоборот»
У туфлей высокий каблук, а у ботинок (низкий).
Босоножки на тонкой подошве, а у кроссовок…. (на толстой).
У ботинок широкие носки, а у туфлей…. (узкие).
е)Работа с мнемотаблицей.
Логопед читает стихотворение. Работает с мнемотаблицей к стихотворению. Рассматривают изображения в каждом квадрате. Повторение и заучивание наизусть стихотворения.
А на (1)наших ножках(2)
Новые (3) сапожки. (4)
Ножки (5, быстро топайте(6)
Лужи (7)обходите(8)
Сапожки берегите. (9)
ж)Развитие зрительного восприятия, распределения внимания.
Упражнение «Подбери пару»
IV.Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия.
- С какой буквой мы познакомились сегодня? Какие звуки она обозначает?
- выложите из камешков Марблс печатные и рукописные буквы Т, т. (Обведение буквы Т по трафарету). Логопед оценивает эмоциональное состояние учащихся по цвету камней, которые они выбирают. Просит оценить свою работу на занятии.
Литература.
1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. – С. -Петербург, 1999
2. Рабочая тетрадь (РТ) Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. «Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте» (занятие 19).
3. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Методическое пособие «Логопедические занятия в период обучения грамоте. Технологические карты логопедических занятий»;
4. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
5. Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР» Альбом 2. ООО «Издательство ГНОМ»
6. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1978