Ирина Вязова
Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов (подготовительная к школе группа).
Тема «Дифференциация звуков [C] и [Ш]».
Учитель-логопед
Вязова И. В.
Цели занятия :
- Закрепить навыки различения на слух звуков [C] и [Ш] и правильного употребления их в речи.
- Совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова мышка.
Публикация «Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов „Дифференциация звуков [С] и [Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Формировать практические навыки согласования прилагательных с существительными множественного числа в дательном падеже.
- Уточнять лексическое значение слов: сундук, шкатулка, пышка, вышка, мышка.
- Обогащать словарный запас за счет слов-паронимов.
- Закреплять умения использовать в речи различные типы предложений.
- Воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях товарищей.
Оборудование:
Магнитофон, кассета с записью музыки, картинный материал (Совушка, солнышко, Степашка, девочка, мальчик, носки катушка, машинка, совок и т. д., раздаточный материал для составления схем звукового анализа, плакат с кроссвордом, сундук, шкатулка.
Организационный момент.
Дети рассматривают предметы, которые стоят на столе.
Логопед. Посмотрите на эти два предмета: Справа от меня – сундук, слева – шкатулка. Скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга?
Дети. Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок…
Логопед. В чем их сходство?
Дети. Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.
Логопед. Произнесите слово сундук и выделите первый звук.
Дети. С-с-с
Логопед. Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук.
Дети. Ш-ш-ш
Логопед. Возьмите со стола по одной картинке, назовите изображенный на ней предмет. Если в слове слышится звук [C], то картинку положить в сундук, если слышится звук [Ш], то в шкатулку.
Предполагаемые ответы детей: «Я положил носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку».
Сообщение темы занятия.
Логопед. Какие звуки вы выделяли в этих словах?
Дети. [C] и [Ш].
Логопед. Сегодня мы будем различать эти звуки на слух и закреплять их правильное произношение.
Логопед. Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [C]?
Дети отвечают.
Логопед. Как работают губы, язык при произнесении звука [Ш]?
Дети отвечают.
Логопед. Что мы можем сказать еще про эти звуки?
Дети. Эти звуки согласные, глухие.
Основная часть.
Логопед. Сегодня к нам на занятия пришла мудрая Совушка. Она принесла свою волшебную книгу. Давайте посмотрим, что у неё там. (Достает картинку «солнышко»).
Дети проговаривают хором название картинки. Логопед читает задание на обратной стороне рисунка.
Игра «Узнай звук».
Логопед. Когда услышите в слове звук [C], то хлопните в ладоши один раз, когда [Ш] - два раза (сом, шапка, самолет, шуба, кошелек, оса, шлем, пушка, сук, кошка).
Дети выполняют задание.
Логопед достает из книги картинку с изображением Степашки. Дети называют героя и выполняют задание Совушки.
Развитие кистей рук.
Логопед. Представим, что ваша кисть руки – это язык. Если пальчики вниз, то произносим слоги са, со…. Если пальчики подняты вверх, то ша, шо….
Дети повторяют за логопедом слоговые ряды (са-ша, со-шо…., ас-аш…., сопровождая движением кистей рук.
Логопед. Вспомните и назовите имя мальчика, в котором слышатся звуки [C] и [Ш].
Дети. Саша.
Логопед. Назовите мальчика ласково.
Дети. Сашенька, Сашуля, Сашок.
Игра «Узнай имя».
На доску выставляется две картинки, на которых нарисованы грустные девочка и мальчик. Рядом с девочкой картинки (машинка, шлем, пушка, клюшка, у мальчика (коляска, совок, сумка, собачка).
Логопед. Совушка просит отгадать имя мальчика. Для этого необходимо выделить первый звук из названия каждой картинки и составить слово (мышка, индюк, шуба, аист).
Дети повторяют названия, выделяют первые звуки, произносят слово - «Миша».
Логопед. Имя девочки узнать сложнее, но я вам помогу. Нужно разгадать кроссворд.
Выставляет плакат с кроссвордом и читает загадки. Дети по очереди записывают фломастером ответы:
1. Украшение которое носят на шее. Оно состоит из стеклянных, пластмассовых или деревянных шариков (Бусы).
2. Модница усатая, платье полосатое. Не смотри, что кроха – укусит, будет плохо (Оса).
3. Состояние покоя ночью (Сон).
4. Углубление в земле (Яма).
Логопед. Прочитайте имя девочки по вертикали.
Дети. Соня.
Логопед. Как вы думаете, почему мальчик и девочка были грустные?
Дети. Может быть их кто обидел?
Логопед. А может быть Миша и Соня не очень довольны своими игрушками?
Дети. Давайте поменяем игрушки.
Логопед. Тогда скажите, что должна Соня отдать Мише?
Дети. Соня должна отдать Мише машинку, шлем….
Логопед. А что отдаст Миша Соне?
Дети. Коляску, сумку….
Динамическая пауза.
На полочке нашей смешные игрушки:
Смешные ежи и смешные лягушки,
Смешные медведи, смешные олени,
Смешные моржи и смешные тюлени.
Логопед. Каким животным мы подражали?
Дети. Смешным ежам, смешным лягушкам….
Дети садятся за столы.
Логопед достает из книги сушки, просит выполнить звуковой анализ этого слова.
Дети выполняют задание, затем они определяют количество слогов.
Игра «Измени слово».
Логопед. А теперь я предлагаю вам поиграть со словом сушка.
Дети. Сушка-пушка, сушка-мушка.
Логопед. Что обозначает слово пушка?
Дети. Огнестрельное оружие.
Логопед. Как вы понимаете слово мушка?
Дети. Маленькая муха.
Логопед. Это слово имеет много значений: маленькая муха, прицельное устройство, искусственная родинка.
Итог занятия.
Логопед. Вот и закончились задания мудрой Совушки. Ей пора улетать. Её ждут другие дети. Вы хорошо отвечали, справились с о всеми заданиями.