Валентина Коляскина
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе «Путешествие по сказкам А. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе
«Путешествие по сказкам А. Пушкина»
Логопед Коляскина В. Н. МКДОУ №3 «Светлячок»
г. Лодейное Поле Ленинградской обл.
Цель: - Формирование лексико-грамматического строя речи на основе сказок
А. С. Пушкина.
Задачи:
Познавательные:
Публикация «Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе „Путешествие по сказкам А, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
- закрепить и систематизировать знания детей о творчестве А. Пушкина
- расширить знания детей об особенностях пушкинской лексике
Обучающие:
- учить выразительному чтению стихов А. Пушкина
- закреплять обобщающие понятия
- учить составлять распространенные предложения, используя существительные с предлогами
- учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные
- упражнять в образовании однокоренных слов
- упражнять в звукобуквенном анализе, графической записи предложения
- развивать диалогические формы речи
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение соотносить опорные схемы с текстом
- закрепить правильное звукопроизношение в речи
- развивать фонематический слух
- совершенствовать интонационную выразительность речи, память,
внимание, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать навыки взаимопомощи
- формировать любовь к классической литературе
Игровые:
- инсценировка сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Материал к занятию :
Презентации по сюжетам сказок А. Пушкина : «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», Лукоморье с Дубом, листья со схемами предложений, бочка с карточками с заданием, игрушка белка, орешки со схемами слов, муляж яблока с заданием, музыка с темой моря, голубая ткань, сеть.
Предварительная работа:
Чтение и заучивание стихов А. Пушкина, чтение сказок А. Пушкина, рассматривание иллюстраций, разбор трудных слов, беседы по сказкам, рисование иллюстраций к сказкам, подготовка инсценировки сказки «Сказка о золотом петушке» в театре «Живая рука»
Ход:
1 часть. Организационный момент:
- упражнение на дыхание:
Вдох – задержать дыхание и на выдохе с движением рук пропевать:
А – руки вверх, У – вперед, О – овал перед собой, И – руки в стороны.
Произносить: Каждый день всегда везде на занятиях, в игре
Верно, четко говорим никогда мы не спешим.
Л. Ребята, сегодня мы отправляемся в необычное путешествие, в таинственную страну. Но в какую, вы узнаете, разгадав ребус.
2 часть основная. Выполнение заданий и упражнений.
На доске картинки: лук, утка, кот, окунь, мак, обруч, рак, ь, енот.
Л. Надо собрать слово по первым звукам. (слайд 1)
Д. Собирают слово и выставляют буквы, читают: Лукоморье.
Л. А вы знаете, кто придумал эту страну Лукоморье?
Д. Эту страну придумал поэт А. С. Пушкин.
Л. Вот и отправимся в эту пушкинскую страну Лукоморье. Попасть туда нам помогут строчки ваших любимых стихов Пушкина.
Дети читают четверостишья из стихов Пушкина.
Л. Вспомните, откуда начинается страна Лукоморья? Пушкин нам подсказывает, помните? «У Лукоморья….
Дети продолжают - дуб зеленый, златая цепь на дубе том;(слайд 2)
Л. Да, с волшебного дуба. Вот он, посмотрите, на нем желуди, но не простые, на них буквы, здесь рассыпалось слово, его надо собрать. (слайд 3)
Дети собирают из букв слово СКАЗКИ.
Л. Знаете ли сказки А. С. Пушкина?
Дети называют сказки.
Л. Послушайте, по-моему, листья дуба спрашивают вас, как называются эти листья?
Д. –дубовые.
Л. Листья липы?
Д. липовые
Л. Ветки сосны? Шишки ели? Ягоды рябины? Пух тополя?
Д. Сосновые ветки. Еловые шишки. Рябиновые ягоды. Тополиный пух.
Л. Но на нашем Дубе это не просто дубовые листья, они и волшебные. (слайд4) Схемы предложений:
I___ ___ ___. I___ __ ___. I___ ___ ___.
I___ __ ___ ___.
На некоторых листьях схемы предложений. Вам надо найти схему к такому предложению:
«Лебедь белая плывет»
«Град на острове стоит»
«Белка там живет ручная»
«Князь у синя моря ходит»
Дети читают предложения и подбирают к предложениям нужную схему, доказывают правильность выбора.
Л. Ребята вы узнали сказку?
Д. Да, это «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и прекрасной царевне Лебеди».
Л. Расслабьтесь, закройте глаза и представьте:
«В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
Тучка по небу идет,
Бочка по морю плывет»
А вот и бочка из сказки. Открываю бочку, вынимаю карточку. Да здесь задание «Скажи иначе». Каким словом можно заменить вот такие слова:
1. «Скушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед»
- слово «Благодарствуй»
Д. Это слово можно заменить словами «спасибо, благодарю»
Л. «И прищелкивать перстами». Слово «Персты»
Д. Это значит «пальцы»
Л. «И царевна очутилась в светлой горнице.» Слово «Горница»
Д. Можно сказать «комнате»
Л. «Стал он кликать золотую рыбку» Слово «Кликать»
Д. Это значит «Звать»
Л. «Должен был он содержать многочисленную рать»
Д. Можно сказать «Войско. Армия»
Л. «Отпустила и сказала : «Не кручинься, бог с тобой»
Д. Это значит «не печалься»
Л. А бочке еще кто-то есть. Чья это головка?
Д. Беличья.
Л. Да, это белка. Она хочет у вас спросить, знаете ли вы:
- Чей хвост в лесу самый красивый?
Д. Лисий хвост самый красивый.
Л. Чьи уши в лесу самые длинные?
Д. Заячьи уши самые длинные.
Л. Чьи лапы в лесу самые мощные и косолапые?
Д. Самые мощные лапы медвежьи.
Л. А в бочке еще что-то есть. Из бочки появляется яблочко:
Л. «Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто.
Будто медом налилось
Видны семечки насквозь»
А разве это яблочко из сказки «О царе Салтане»?
Д. Это из сказки о мертвой царевне и семи богатырях.
Л. Да мы попали в сказку «О мертвой царевне и семи богатырях» (слайд6) и яблочко, конечно, не простое, а с секретом. Что же там внутри?
Открываю яблоко. Предложения из сказок. Надо ответить на вопросы:
1. «Вдруг сердито под крыльцом пес залаял»
- откуда вылез пес?
Д. Пес вылез из-под крыльца.
2. Л. «Бабушка, постой немножко ей кричит она в окошко»
- откуда царевна кричала?
Д. Царевна кричала из окошка.
3. Л, «И с царевной на крыльцо пес бежит»
- откуда пес будет сбегать?
Д. Пес сбежит с крыльца.
4. Л. «Отвечает ветер буйный,
Там за речкой тихоструйной»
- откуда прилетел ветер?
Д. Ветер прилете из-за речки.
Физминутка: Упражнения по музыку «Море волнуется»
Л. Мы оказались на морском берегу. (слайд6)
В какой мы сказке оказались?
Д. В «Сказке о рыбаке и рыбке»
Л. Кем был старик в этой сказке?
Д. Старик был рыбаком.
Л. В слове рыбак спрятались слова, найдите их.
Д. Рыба, рыбка, бак, бык, рак.
(Море из ткани, сеть)
Л. Кто хочет стать рыбаком и попробовать закинуть сеть в море?
1-й ребенок закидывает и вытаскивает конверт с заданием:
Задание: Подобрать родственные слова к слову «море»
Д. Море – моряк, морячка, морской, заморский, приморский.
2-й ребенок закидывает сеть и вытаскивает конверт с заданием:
Задание: «4 –й лишний» (обобщающие понятия).
Прочитать слова, найти лишнее и объяснить почему лишнее.
Зима Снегирь Береза Корова
Апрель Воробей Сосна Котенок
Весна Ласточка Дерево Собака
Осень Ворона Дуб Лошадь
3-й ребенок закидывает сеть и вытаскивает конверт с приглашениями для родителей на инсценировку сказки «Сказка о золотом петушке» в театр «Живой руки»
3 часть. Заключительная.
Л. Ребята, вам понравилось наше путешествие по сказкам А. С. Пушкина?
Ответы детей.
Л. Как вы думаете, почему сказки Пушкина так всем нравятся?
Ответы детей.
Л. Как вы думаете, чему нас учат сказки Пушкина?