Ирина Дзахмышева
План-конспект фронтального обобщающего занятия в подготовительной логопедической группе на тему: «Зима».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима. Закрепление и обобщение темы»
Цель: 1. Закрепить умение детей составлять распространённые предложения о зиме по опорным картинкам; закреплять усвоение категории родительного и дательного падежей; закреплять приёмы словообразования (от двух корней и путём подбора родственных слов); упражнять в согласовании прилагательного с существительным;
2. Обобщить, закрепить и систематизировать представления детей об основных признаках зимы, зимних забавах, образе жизни животных зимой.
Публикация «План-конспект фронтального обобщающего занятия в подготовительной логопедической группе на тему: „Зима“,» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, воображение; работать над тонкой и общей моторикой.
Словарь: зима, названия зимних месяцев, снег, снежинки, снеговик холод, ветер, зимние забавы, санки, лыжи, коньки, конькобежец, горнолыжник, хоккеист, фигурист, саночник; льдинка, леденец.
Грамматика: усвоение категории родительного падежа и дательного падежа существительных; упражнение в образовании новых слов путем слияния двух корней, подбора родственных слов; употребление предложных конструкций (на санках, на коньках) согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.
Оборудование: нелепица со смешанными временами года; осколочные картинки; зрительные опоры для составления рассказа о зиме; снеговик-почтовик (мягкий конструктор); предметные картинки (санки, лыжи, коньки и зонт); фланелеграф со снежинками;
Ход занятия:
I. Орг. момент
1).- Первым сядет тот, кто закончит предложение:
Зимой идёт снег, а летом…
Осенью бывает листопад, а зимой …
Зимой снег падает, а весной…
Летом катаются на велосипеде, а зимой на ….
Зимой лес спит, а весной…
Зимой бывает холодно, а летом…
Зимой деревья белые, а осенью…
Зимой растут сугробы, а летом…
Зимой насекомые прячутся, а весной…
Летом река течёт, а зимой…
Летом все одеты легко, а зимой …
2). Работа с осколочными картинками.
- Соберите картинки на ваших столах и определите, какое время года изображено на них.
Дети собирают картинки и каждый даё т ответ: «У меня на картинке лето» и т. д.
II. Работа с нелепицей и введение в тему занятия.
- Каких картинок больше всего? (С зимой)
- Как вы думаете, почему? (Сейчас идёт зима)
- Сегодня мы с вами еще раз поговорим о зиме.
- Назовите мне зимние месяцы.
- Какой сейчас месяц?
- Сейчас начало, середина или конец зимы?
- Посмотрите на картину, на которой художник нарисовал середину зимы. Всё ли он изобразил верно?
Детям демонстрируется нелепица и дети говорят, чего зимой не бывает. (Зимой не растут цветы. Зимой не купаются в речке. Зимой не летают бабочки. И т. д.)
- Чтобы не получилось таких рисунков, надо хорошо знать приметы зимы.
III. Составление предложений о приметах зимы по зрительным опорам.
- Давайте сейчас перечислим приметы зимы. А чтобы нам было это легче сделать, выйдем на нашу снежную полянку и соберём на ней символы-подсказки, которые вам хорошо знакомы. Но выбирать надо только те из них, которые помогут рассказать о зиме.
Дети выходят на «поляну», каждый берёт по одному символу. Дети садятся на места.
- А теперь давайте расставим карточки в той последовательности, в которой я буду задавать вам вопросы: Как зимой греет солнце?
Ребёнок с соответствующей карточкой поднимает её, логопед ставит символ на доску, и ребё нок строит предложение: Солнце светит, но не греет, прячется за тучами.
- Какой дует ветер? (Зимой дует сильный холодный ветер.)
- Что зимой падает с неба? (С неба падают снежинки.)
- Чем покрыты земля и крыши домов? (Земля, крыши снегом).
- Что происходит с реками, озёрами и их обитателями? (Реки и озёра замерзают и покрываются льдом. Их обитатели залегают в спячку).
- Какие стоят деревья? (Деревья стоят голые).
- Как проводят зиму животные леса? (Зайчик поменял серую шубку на белую, белочка поедает свои запасы, медведь спит в берлоге, а ёж и барсук – в норе.)
- Как зимуют птицы? (Птицы переселяются ближе к жилью людей)
- Как одеваются люди? (Люди надевают зимние пальто, шапки, сапоги).
- Чем занимаются дети на улице? (Дети лепят снеговика, катаются на санках, лыжах и коньках, играют в снежки).
Затем один ребёнок самостоятельно составляет рассказ о зиме по опорным символам.
IV. Физкультминутка:
1. Подвижная игра «Снежный ком» :
Мы лепили снежный ком
Ушки сделали потом.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел как живой –
Он с хвостом и головой
За усы не тяни – из соломинок они.
Длинные, блестящие, точно настоящие.
V. Складывание снеговика из «снежных» шариков:
- Кого ещё можно вылепить из снега? (снеговика).
Дети складывают снеговика из мягких шаров на липучке и комментируют:
- Из самого большого снежного шара сделаю снеговику ноги.
- Из шара поменьше сделаю туловище.
- Из маленьких шариков будут руки.
- Вместо носа морковка.
- На голову наденем шляпу. И т. д.
VI. Игры на развитие зрительного внимания и воображения:
- Это не простой снеговик, он почтальон, и принёс нам задание. Тем из вас, кто правильно выполнит задание снеговика, он даст снежинку, которую вы прикрепите на его картинке. А задание такое: отгадать, что за предметы изображены на его странных картинках.
Логопед расставляет картинки с контурными и точечными изображениями санок, лыж, коньков и зонта.
Отгаданные картинки переворачиваются и на обратной стороне появляется законченное изображение данного предмета. Ребёнок поощряется снежинкой от снеговика.
1. Выделение «4-го лишнего».
- Пока мы играли с картинками, снеговик заметил, что принёс один лишний предмет. Какой? (Зонт).
- Почему? (Зонт не нужен зимой).
VII. Упражнения в словообразовании и употреблении существительных в дательном падеже.
- Кому нужны остальные предметы? (Детям и взрослым)
- Есть ещё много спортсменов, которым нужны для занятий эти предметы. Как называется спортсмен, который с горы едит на лыжах? (Горнолыжник)
- Как называется спортсмен, который на коньках бежит по льду? (Конькобежец). Каким ещё спортсменам нужны коньки? (Хоккеистам, фигуристам).
- Какому спортсмену нужны санки? (Саночнику).
За все правильные ответы по ходу выполнения заданий дети получают снежинки, которые приклеивают на картинку снеговику.
- Посмотрите, как много у нас теперь снежинок! А кто из вас знает, из чего состоят снежинки? (Из маленьких льдинок).
VII. Вырезание белых «льдинок» и накладывание их на цветные льдинки:
- Льдинки бывают разные по форме. Когда они светятся на солнце, кажется, что они и разного цвета. У вас две карточки. Одна - с цветными льдинками, а другая - с белыми. Вы должны вырезать все белые льдинки и закрыть ими такие же по форме цветные льдинки, чтобы лист бумаги у вас стал белым, как зимняя полянка.
IX. Итог занятия :
- О чём говорили на занятии? (О зиме)
- Чем занимались? (Составляли рассказ о зиме, собирали снеговика, выполняли задания снеговика и т. д.)
Логопед : Дзахмышева Ирина Ибрагимовна