Марина Коновалова
Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».
Задачи:
- работать над интонационной выразительностью речи;
- отрабатывать дикцию детей, учить внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания;
- учить подбирать нужный тембр голоса для передачи характера героев;
- обогащать словарь детей устаревшими словами и выражениями: очи, выступает, будто пава, ступай себе с богом, простофиля;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы „Путешествие по сказкам А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- на примере сказок дать детям представление о богатстве, красоте, образности поэзии А. С. Пушкина.
Предварительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина, инсценирование отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке», слушание музыки из оперы «Сказка о царе Салтане».
Материал: слайды по сюжетам произведений А. С. Пушкина, аудиозаписи «Звуки моря», «Танец Царевны-Лебеди», музыка русской народной песни «Улица широкая», «Полёт шмеля», пьеса «Белка» Н. Римского-Корсакова. шампунь и акварель, листы бумаги для рисования,
Ход занятия:
«У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит».
Кому принадлежат эти строки? (их написал поэт Александр Сергеевич Пушкин). Правильно, Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт. Он был очень талантлив, написал много поэм, романов в стихах, сказок. Посмотрите, поэзия Пушкина собрана в этих книгах (показывает на полки с книгами со стихами и сказками поэта). Пушкин жил давно. Но его сказки сегодня знают все – и взрослые, и дети. И вы их тоже знаете. Сейчас мы с вами вместе их вспомним. Но сначала я хочу прочитать вам несколько строк из стихотворенья «Зимнее утро», которое мне очень нравится.
«Мороз и солнце – день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный
– пора, красавица, проснись.».
В этом стихотворении поэт как бы к нам обращается. Дети, а вы заметили, как я прочитала первую строчку стихотворенья: «Мороз и солнце – день чудесный»? (с радостью, с восторгом, с улыбкой). А теперь вы попробуйте прочитать эту строчку с восклицанием (трое детей по очереди выполняют задание). А сейчас прочитайте эту же строчку с вопросительной интонацией (дети выполняют). Ребята, посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено? (кораблик). Какие строчки Пушкина приходят вам на память? («Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах».) Кто знает, из какой сказки Пушкина эти строки? («Сказка о царе Салтане»). Молодцы! Как бы эти строчки прочитал комар? («тоненько, звонко»; дети выполняют). А как бы их прочитал кот учёный? («медленно, нараспев, протяжно»; дети выполняют). Правильно, в голосе кота слышится плавное мурлыканье. А как бы прочитал эти строчки дядька Черномор? («громко, сердито, неторопливо»; дети произносят).
«Бедненький бес под кобылу подлез, понатужился, понапружился, приподнял кобылу, два шага шагнул, не третьем упал, ножки протянул» (слайд на экране). Из какой сказки я прочитала отрывок? («Сказка о попе и работнике его балде»). Правильно. Пушкин очень любил сказки. В детстве ему рассказывала их его няня Арина Родионовна (слайд на экране). Когда Александр вырос и стал поэтом, эта любовь к сказкам не прошла, а стала ещё сильнее. Писал он свои сказки в стихах. Поэт говорил : «Что за прелесть эти сказки!».
В каждой сказке есть зачин. Например, «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…». А как начинаются сказки Пушкина? (дети с помощью воспитателя вспоминают начало сказок).
Ребята, в русских народных сказках есть повторы. Например, в сказке «Сивка-бурка» три брата ходили стеречь пшеницу: в первую - старший, во вторую – средний, в третью – младший. А в сказках Пушкина есть повторы? (В «Сказке о рыбаке и рыбке» старик три раза закидывал невод. В «Сказке о царе Салтане» князь Гвидон три раза превращался: в комара, в муху, в шмеля).
Сказка она оттого и сказка, что в ней есть волшебство и чудесные превращения. Какие чудеса есть в сказках Пушкина? (дети вместе с воспитателем вспоминают волшебные моменты в сказках.
Композитор Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Послушайте пьесу из оперы и скажите, как вам кажется, о чём эта музыка? Какое чудо в ней скрыто? (звучит «Полёт шмеля» Н. Римского-Корсакова. Дети слушают, затем высказываются. А пьеса называется «Полёт шмеля».
А разве не чудо, что на пустом острове вырастает красивый город за одну ночь? (слайд на экране).
«Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой».
Предлагаю вам под музыку русской народной песни «Улица широкая» завести хоровод (дети с воспитателем водят хоровод).
А сейчас прозвучит пьеса «Белка», а мы свами будем слушать и выполнять упражнения (пальчиковая гимнастика «Белочка»).
А самое необыкновенное чудо в «Сказке о царе Салтане»- превращение лебеди в царевну. Выходите, девочки, покажите нам танец «Царевны-Лебеди» (девочки показывают заранее выученный танец под музыку Римского-Корсакова. Вот мы и увидели, ребята, плавность и горделивую осанку Царевны.
Давайте вспомним (на слайде картинка из «Сказки о рыбаке и рыбке», как менялось море на протяжении всей сказки? Покажем это руками и голосом.
«Море слегка разыгралось ( дети плавно покачивают руками и произносят негромко: «ш-ш-ш.»).
Помутилося синее море (сильнее покачивают руками).
Почернело синее море (энергичное круговое движение руками и громкое «ш-ш-ш»).
На море чё рная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так воем и воют» (дети ещё энергичнее размахивают руками и изображают голосом шум волн).
А теперь давайте изобразим море в разном его состоянии на бумаге (дети рисуют море, используя шампунь и акварель; звучит аудиозапись «Шум моря»).
Вот и заканчивается наше путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Давайте ещё раз перечислим, какие сказки мы знаем. А какая сказка больше понравилась и почему? (ответы детей). А какие старинные слова из сказок вы запомнили? (пава, очи, понапружился, зачин, грёзы).