татьяна федотова
Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «От звука к букве»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
фронтального занятия
подготовительной к школе группе для детей с нарушениями речи
на тему «От звука к букве, от буквы к слову»
1. Коррекционно-образовательные цели:
- продолжать знакомить со звуком и буквой С, закрепить правильное произношение звука С;
- обучать умению давать характеристику звука;
Публикация «Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ТНР „От звука к букве“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- продолжать упражнять детей в определении места звука в слове;
- обучать детей выполнению звуко-слогового анализа слов;
- продолжать учить ориентировке на листе бумаги (справа, слева, сверху, снизу);
- закреплять умение составлять предложения из заданных слов и составлять схемы данных предложений.
2. Коррекционно-развивающие цели:
-развивать фонематическое восприятие;
-продолжать развивать слуховое и зрительное внимание.
3. Коррекционно-воспитательные цели:
-воспитывать умение работать в коллективе, контролировать свои действия и речь;
-формировать мотивацию учения и интереса к процессу обучения.
Оборудование:
Мягкая игрушка «Сова», конверт, магнитофон, предметные картинки со звуком [c], «звуковые дорожки» и деревянные матрешки на каждого ребенка, демонстрационный и раздаточный материал к звуко-слоговому анализу, наборное полотно, мольберт, мел, игра «Волшебный квадрат», корзина с сюрпризами.
Предварительная работа:
Разучивание физкультминутки «Сова», игра «Волшебный квадрат», речевое упражнение «Снежинки»
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу, здороваются, становятся в круг.
Л. : Ребята, сегодня утром падал снег.
Покажите, как падают снежинки? (дети показывают)
Как называется это явление?
Д. : Снегопад
Речевое упражнение «Снежинки» (выполняется с движениями)
Кружатся снежинки,
В воздухе морозном.
Падают на землю,
Кружевные звёзды,
Вот одна упала,
На мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка,
Подожди немножко.
Л. : Давайте тихонько сдуем снежинки с ладошек. (Дети «сдувают» на умеренном и на сильном выдохе) Логопед обращает внимание на правильное дыхание: плечи опущены, не напряжены, щеки не надуваем.
2. Раздаётся стук в дверь, вносится мягкая игрушка «Мудрая Сова»
Л. К нам в гости прилетела Мудрая Сова, здравствуй Совушка (дети здороваются).Что это за конверт она нам принесла, давайте посмотрим (открывается конверт). Здесь написано - задания школы лесных наук. Выполним эти задания?
Д. : Выполним
Л. : Вот и первое задание: послушайте загадки и отгадайте.
1) Всё лето стояли, 2)Заворчал живой замок,
Зимы ожидали. Лёг у двери на замок.
Дождались поры, Две медали на груди,
Помчались с горы (Санки) Лучше в дом не заходи (Собака)
3)Что за птица?
Песен не поёт,
Гнёзд не вьёт
Людей и груз везёт (Самолёт)
Л. : Правильно, давайте повторим отгадки?
Д. : Санки, собака, самолёт (проговариваем и выделяем звук С)
Л. : Кто догадался, какой звук встречается во всех отгадках?
Д. : Звук [С]
Л. : Правильно, сегодня мы будем говорить о звуке С. Давайте дадим характеристику этого звука.
-Какой это звук?
Д. : Согласный.
Л. : Почему он согласный?
Д. : Потому что он не тянется и не поется.
Л. : Что еще мы можем сказать про этот звук?
Д. : Этот звук твёрдый.
Л. : А ещё какой это звук?
Д. : Звук «с» глухой, потому что он образуется без помощи голоса.
Л. : Ещё какой он?
Д. : Свистящий.
Л. : Итак, звук С - согласный, звонкий, твёрдый, свистящий.
Л. : Молодцы, так замечательно справились с заданием.
3. Л. : 2 задание такое: Хлопните в ладоши, если услышите звук «С» среди других звуков. Приготовили руки, закрыли глаза.
Л. : Т, С, С, Л, Н, С, М, П, С, С. (логопед произносит звуки, дети хлопают с закрытыми глазами)
Л. : Молодцы, открыли глаза. А что мы можем сказать про звуки?
Д. : Звуки мы слышим и произносим. (Выставляется буква «С» на магнитную доску)
Л. : Ребята, а это что вы видите?
Д. : Букву «С»
Л. : Что мы можем сказать про букву?
Д. : Букву мы видим, пишем и читаем.
Л. : Правильно, есть такое правило, давайте повторим все вместе:
Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем.
4. Л. : 3 задание. У меня здесь много картинок. Нужно определить место звука «С» в названии картинки.
(Дети по одному выходят к доске, берут картинку и определяют место звука «С» в слове, остальные работают на местах со звуковыми дорожками)
Л. : Молодцы! А теперь давайте отдохнем. Тихонечко все встанем и разомнёмся. Выйдем на ковёр.
5. Физкультминутка «Сова» (с движениями)
В лесу темно,
Все спят давно,
Все птицы спят…
Одна сова не спит,
Летит, кричит- у у у
Совушка - сова
Большая голова
На суку сидит
Головой вертит
Во все стороны глядит
Да вдруг как полетит…
Л. : Отдохнули? Садитесь (дети садятся на места).
6. Л. : А вот и 4 задание, игра «Волшебный квадрат» (в центре квадрата выставляется буква О)
Л. : Какие буквы нужно поставить слева и справа от буквы «О», чтобы получилось слово СОК?
Д. : Буквы С и К. (Дети выполняют и комментируют свои действия)
Л. : Что нужно сделать, чтобы можно было прочитать слово СОН.
Д. : Букву К поменять на букву Н.
Л. : Что нужно сделать, чтобы получилось слово НОС?
Д. : Поменять местами буквы С и Н.
Л. : Что сделать, чтобы прочитать вместо слова СОК, слово СУК
Д. : Поменять букву О на букву У.
7. Л. : Прекрасно выполнили и это задание, молодцы. Теперь 5 задание. Сидит одна сова на ветке, а когда их много на веточках, как мы скажем, это кто?
Д. : Совы
Л. : Давайте выполним звуко-слоговой анализ этого слова (Совы) (один ребёнок составляет схему у доски, остальные - за столами)
Л. : Сколько слогов в слове Совы?
Д. : Два слога.
Л. : Почему 2 слога?
Д. : Потому что 2 гласных звука
Л. : Сколько звуков в слове Совы
Д. : Четыре звука
-Какой 1 звук (2-й и т. д.)
-1 звук - С - согласный, твёрдый;
-2 звук – О - гласный;
-3 звук – В - согласный, твёрдый;
-4 звук - Ы – гласный.
8. Л. : Хорошо справились и с этим заданием. Послушайте, что в шестом задании.
Составьте предложения со словом «СОВЫ» и нарисуйте к ним схемы на доске. (2-3 ребёнка)
Л. : А что мы знаем о предложении?
Д. : Предложение начинается с большой буквы, а в конце предложения ставится точка, потому что оно заканчивается.
Л. : Молодцы, ребята.
9. Итог занятия.
Л. : Кто мне скажет, что мы делали на занятии, о чем мы говорили? (Ответы детей)
Л. : Я думаю, что наша Мудрая Сова довольна тем, как вы выполнили её задания и обязательно расскажет своим ученикам в школе лесных наук о вас. Но она прилетела не с пустыми руками, а приготовила вам сюрпризы (детям раздаются книжки-малышки)