Анастасия Спицина
Конспект фронтального занятия «Ударение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ударение»
Цель: будем учиться правильно ставить ударение в словах. Находить ударный слог. Поговорим о роли ударения в русском языке.
Задачи:
Образовательные:
- показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения;
- учить их в произнесении и определении ударного гласного звука в слове.
- формировать навыки правильной постановки ударения.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект фронтального занятия „Ударение“» размещена в разделах
1. Формирование познавательного интереса к родному языку
2. Формирование умственных учебных действий:
а) анализа и синтеза:
- через постановку и определение места ударения в словах различной слоговой структуры;
- через развитие фонематического восприятия;
3. Формирование действий самоанализа и самоконтроля:
а) пошаговый:
- при развитии фонематического слуха (при выполнении игровых приемов);
- при организации взаимоконтроля, правильности подбора слов с ударением в разных позициях (работа в парах);
- при выполнении разноуровневых заданий.
4. Развитие сенсорной сферы:
- восприятия (звуки, буквы);
- внимания (произвольного, непроизвольного);
- памяти (наглядно-образной, логической, словесной, двигательной, эмоциональной).
5. Развитие речи:
- обогащение словарного запаса;
- формирование лексико-грамматического строя речи;
- коммуникативных навыков речи;
- овладение выразительными средствами языка.
Воспитательные:
1. Воспитывать дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, уверенность в себе.
2. Воспитывать чувство доброты, товарищества, скромность, ответственность.
3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к имуществу школы, пособиям, раздаточному материалу, подготовка своего рабочего места, собранность, усердие, максимальную работоспособность на уроке.
Оборудование: Предметные картинки (рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза, ирис, ирис); таблички со словами: волосы, голова, посуда, мыло, ирис, ирис; колокольчик; звуковые коробки.
Ход занятия
I. Организационный этап
Дети заходят в кабинет и подготавливают свои столы к занятию. Логопед:
– Здравствуйте, ребята! Сядет тот, кто назовет мне слова, которые начинаются на звук [Х]. Дети отвечают:
Халат
Хобот
Худой
Художник
Хозяин
Хозяйка
Холм
Холод
Хомяк
Дети садятся за столы
–Ребята! Прежде, чем я начну занятие давайте вспомним :
o Какие звуки называются гласными?
o Назовите гласные звуки?
o Вспомните, какими способами мы определяем количество слогов?
II. Коррекционно – развивающий этап
– Так, ребята, приготовьте ваши ладошки, сейчас я буду хлопать, а вы слушайте внимательно, потом вы за мной будете повторять:
! !, !! ,! !!
– Отлично, а теперь послушайте внимательно меня:
o ПА – па – па, па – ПА – па
– Скажите, мне пожалуйста одинаково ли я произнесла слоги? (Один слог звучит громче) А как вы думаете почему? (дети предполагают почему так). Так происходит, потому что на слог падает ударение.
1. Выделение ударного слога
– А теперь, ребята, я буду произносить слова, а вы за мной повторяйте:
Малина, волосы, голова, посуда, мыло.
– На какой же звук падает ударение в слове «волосы», и какой это звук?
Дети. В слове «волосы» ударение падает на гласный звук [о]. И т. д.
– Итак, ударение падает только на гласный звук. Этот гласный называется ударным, а остальные гласные – безударными.
2. Работа с звуковыми коробками
Составить звуковые схемы слов из предыдущего задания. Обозначить ударный слог. Назвать ударные и безударные гласные звуки.
Слова: рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза
Картинки вывешиваются на доску.
3. Физкультминутка
Давайте вспомним, каких птиц слышал птиц в лесу? (дети называют, какую первую, какую вторую, какую третью)
Проверим, хорошо ли вы слушали. Кто стучал: тук-тук-тук? Дятел.
Послушайте, как он стучал ( отстучать равномерный стук: х-х-х)
А как разговаривала кукушка? Кто мне прохлопает? (х-Х, х-Х, х-Х)
А как маленькая пташка? (Х-х-х, Х-х-х)
Как капает вода: кап-кап-кап (х-х-х)
Как стучит наше сердце: тук - ТУК, тук -ТУК.
Часы идут: ТИК - так, ТИК - так.
Везде в природе есть ритм.
А у нас в словах есть ударение.
4. Смыслоразличительная роль ударения
Вывешиваются картинки: ирис – ирис.
А) Показать ирис.
Логопед. Что это?
- Выложите слоговую схему, поставьте ударение.
Б) Логопед показывает ирис.
Дети выкладывают слоговую схему слова, отмечают ударение.
- Сравните схемы и буквенное написание.
- Чем они похожи?
- В чем отличие?
- Произнесите слова, выделяя движением руки с кубиком (молоточком, мячиком) ударный слог.
- На какой звук падает ударение в слове «ирис»? В слове «ирис»?
- Что же сделало ударение с одним и тем же словом?
Дети. Изменило значение.
- Придумайте предложения со словами «ирис» и «ирис».
III. Итоговый этап
1. Игра «Найдите ударение».
– Ребята, а я вам принесла волшебный колокольчик. Сейчас каждый из вас будет выходить к доске и с помощью колокольчика указывать, где же в слове ударение.
Слова: сад, рыба, липа, горе, соки, заяц, рука, дубы, лиса, цветы, лицо.
2. Подведение итогов
- Какой гласный звук в слове называется ударным?
- Как называются остальные звуки?
- Почему?
- Может ли влиять ударение на смысл слова?