Ирина Сумина
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию
лексико - грамматических представлений
с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Тема: падежные конструкции. Изменение существительных
в единственном числе по падежам.
Цель:
организовать деятельность, направленную на коррекцию и формирование навыков словоизменения
Задачи:
- коррекционно-обучающие: учить детей изменять существительные в зависимости от вопросов и соседних слов в предложении;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- коррекционно-развивающие: развивать творческое воображение детей, умение скоординированно двигаться;
- коррекционно- воспитательные: воспитывать доброе отношение к животным, доброжелательности друг к другу, умение взаимодействовать в игровой ситуации.
Предварительная работа:
занятия на темы: «Изменение существительных в винительном падеже», «Изменение существительных в дательном падеже»; игра - драматизация диалогического характера с употреблением падежных форм; словесная игра «Волшебные рифмы».
Оборудование:
- для педагога: мягкие игрушки кот и мышонок, кукла Незнайка;
- для детей: цветные мешочки и мелкие фигурки зверей из киндер-сюрпризов, предметные картинки, раскраски с заданиями.
Ход занятия:
1. Мотивационный этап: (дети стоят рядом с логопедом).
JIогопед: Сядет тот, кто ответит на мой вопрос:
Каких зверей можно встретить в нашем лесу?
Дети: Можно встретить белку, лису, волка.
JI: От какого зверя нужно прятаться в Африке?
Д: надо прятаться от льва, тигра, крокодила.
JI: От какого зверя не надо прятаться в Африке?
Д: не надо прятаться от жирафа, обезьяны, от зебры.
JI: О каком звере вы можете мне рассказать?
Д: я могу рассказать о.
(после ответов дети садятся на места)
2. Ориентировочный этап.
Л: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел наш старый знакомый, частый гость на наших занятиях, (показывает куклу Незнайку)
- Кто пришел к нам в гости?
- Кого мы рады видеть? Давайте ему похлопаем.
- Кому мы похлопали все вместе?
- У кого иногда бывают неправильные ответы?
- С кем мы часто встречаемся на занятиях?
- О ком мы радостно всегда вспоминаем? (дети отвечают полным ответом)
JI: Сегодня Незнайка пришёл не один, а с друзьями. Кот Том и мышонок Джерри попросили взять их с собой. Давайте поиграем с ними в игру «Волшебные рифмы» и сочиним стихотворение. Я буду начинать стихотворение, а вы договаривайте последнее слово.
Вот у норки мышку ждет.
Д: - кот
JI: - Мышь осталась без хвоста, убегая от.
Д: - кота
Л: - И бежит скорее в дом, чтоб не встретиться с.
Д: - котом
Л: - Спрячем мышку под тахту, не досталась чтоб.
Д: - коту
Л: -А потом, в темноте, ей расскажем о.
Д: - коте
Л: Молодцы, ребята, послушайте, какое стихотворение у нас получилось. Давайте ещё раз его повторим, используя приём договаривания. А сейчас ответьте мне, какое одинаковое слово менялось у нас в конце каждого предложения? От каких слов это зависит?
Д: Менялось слово КОТ. Это зависит от соседних слов.
3. Исполнительский этап.
Л: Дети, а сейчас я приглашаю вас отправится в путешествие в волшебный лес. В это лесу живут самые разные звери. Живут они очень дружно, не боятся людей и сами никого не пугают. Как самые настоящие путешественники, мы возьмём с собой мешочки. (Предлагает выбрать каждому понравившийся мешочек).
Динамическая пауза - пантомимические упражнения с элементами дыхательной гимнастики.
Л: (приглашает детей выйти на ковёр) Путь нам предстоит нелёгкий. Сначала мы поднимемся в гору (дети медленно шагают на месте, высоко поднимая ноги). Устали - отдохнём (дыхательное упражнение: глубокий вдох - выдох). Теперь бегом спускаемся с горки (бег на месте мелкими шажками). Теперь впереди болото, перепрыгиваем его по кочкам (медленные прыжки то на одной, то на другой ноге). А вот цветочная поляна, давайте вдохнём аромат цветов (дыхательное упражнение: глубокий вдох - выдох). Л: Ну вот, наконец-то мы в волшебном лесу. Я предлагаю всем сесть на полянку и посмотреть, какие звери здесь живут. Достаньте их из своих мешочков и посадите на ладошку (дети достают фигурки зверей - игрушки из киндер-сюрприза). Я сейчас буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте каждый о своём животном.
- Ирина, кого ты увидела в лесу?
- Матвей, к кому ты подошёл близко-близко?
- Арина, у кого много друзей в волшебном лесу?
- Виолетта, с кем ты познакомилась здесь?
- Егор, о ком ты расскажешь другим ребятам?
(каждый вопрос задаётся 2-3 детям, они отвечают полным ответом). Л: Ну что же, дети, нам пора возвращаться. Давайте оставим зверей вот на этой полянке, пусть они здесь все вместе играют дружно, так же, как вы. Вокруг себя мы повернулись, в детский садик мы вернулись.
Дидактическая игра "Отгадай, для кого угощенье».
Л: В следующий раз мы отнесём нашим зверятам в лес подарки. Домашних животных мы тоже не оставим без угощения. А вот кому какой вы сейчас выберете сами. Разделитесь на две команды: одна будет выбирать угощение для диких животных, а другая для домашних. Каждый возьмёт по одной картинке и расскажет для кого это угощение.
- Капустой угостим козу.
- Косточку дадим собаке.
- Рыбу дадим коту.
- Сено приготовим для коровы.
- Морковкой угостим кролика.
- Травой угостим лошадку.
- Мёд припасём для медведя.
- Орехи отнесём белке.
- Грибы дадим ёжику.
- Морковкой угостим зайца.
- Веточки отнесём лосю.
- Колосок дадим мышке.
4. Рефлективный этап:
Л: (спрашивает у детей, чем сегодня занимались, что нового узнали, что больше всего понравилось).
5. Перспективный этап:
Логопед дарит детям раскраски с заданиями: соединить животного с угощением.