Лада Павловская
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в 1 классе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в 1 классе для детей с ТНР.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, С (СО, ИЗ.
Упражнять детей в правильном употреблении предлогов НА, В, С (СО, ИЗ.
Учить выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом
(по двум опорным словам и схеме-предлога).
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в 1 классе для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Учить подбирать глаголы, противоположные по значению.
Упражнять детей в составлении схем предложений с предлогами.
Коррекционно-развивающие:
Развивать навыки анализа и синтеза предложений.
Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать отзывчивость, умение выслушивать собеседника, не перебивая.
Оборудование: письмо Незнайки, зеркала на каждого ребенка, домики со схемами предлогов, картинки для домиков, мяч, трафарет шкафа, картинки с одеждой
Ход занятия:
I - Организационный момент:
- Ребята, сегодня, когда я шла в школу, встретила почтальона. Он передал мне письмо от Незнайки. Хотите узнать, что в нем?
II- Основная часть.
- Незнайка пишет, что его друзья из Цветочного города не умеют делать гимнастику для язычка. Вы можете его научить?
1. Выполнение артикуляционной гимнастики:
• «Улыбка» (улыбнуться, губы сомкнуты, зубки не видны, удерживаем такое положение от одного до пяти-десяти)
• «Трубочка» (губы вытянуть вперед в виде трубочки, удерживаем такое положение от одного до пяти-десяти)
• «Улыбка»- «трубочка» (поочередное выполнение упражнений с удержанием артикуляционной позы)
• «Заборчик» (улыбнуться, зубы сомкнуты и видны, удерживаем такое положение от одного до пяти-десяти)
• «Лопаточка» (улыбнуться, рот приоткрыт, широкий передний край языка лежит на нижней губе. Удерживать такое положение под счет от одного до пяти – десяти.)
• «Грибок» (улыбнуться- зубы видны, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к небу и открыть рот)
-Ну, вот теперь Незнайка научит своих друзей делать гимнастику для язычка!
2. - А еще Незнайка написал про свой город! Хотите послушать?
- «(Под) нашем городе новые дома. (За) окон виден прекрасный вид. (Под) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за) современных автомобилях. (Под) реке водятся щука (на) карасем. Наш город лучше всех!»
Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки –неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки.
- Посмотрите, какие это маленькие слова, а какую важную роль они имеют. Сегодня мы с вами поупражняемся в правильном употреблении предлогов. (Сообщение темы занятия)
Каждое маленькое слово имеет свое значение, они помогают нам понять, где находится предмет.
- Вы знаете, что обозначает предлог В? (вопросы к детям)
- Предлог В появляется тогда, когда предмет находится внутри;
НА – когда предмет находится сверху;
С (СО)- когда два предмета находятся совместно с кем- то или с чем-то;
ИЗ – выражает движение изнутри, источник сведений, причину, материал
3. - Незнайка не знает куда правильно складывать свои вещи, давайте поможем ему их разобрать!
(У детей плоскостной шкаф (с прорезями) с картинками- вещами, которые надо разложить: шапку с шарфом- на шкаф, брюки- в шкаф, сандалии с ботинками под шкаф).
Внезапно открылось окно, подул ветер и шапка с шарфом слетели со шкафа!
-Где они оказались? (на полу)
- Брюки вылетели откуда? (из шкафа)
- Где они оказались? (на полу)
Молодцы, справились с заданием!
4. -Теперь давайте встанем и поиграем в игру «Скажи наоборот!» (с мячом)
- Я надеваю кофту, (а я снимаю кофту)
- Я застегиваю молнию, (а я расстегиваю молнию)
- Я надеваю брюки, (а я раздеваю брюки)
- Я вешаю шубу, (а я снимаю шубу)
- Я одеваюсь, (а я раздеваюсь)
- Я пачкаю рубашку, (я а стираю рубашку)
5. - Еще Незнайка послал нам заколдованные домики! Он не знает, что на них нарисовано! Поможем ему разобраться?
(Даю детям трафареты домов со схемами предлогов и картинки)
-Что же за окошки в этих домах? (Так записываются предлоги)
- Какие предлоги вы видите? (НА, С, ИЗ, В)
-Давайте попробуем закрыть окошки нужными картинками. (Дети выбирают нужные картинки, обосновывают свой выбор)
Фикультминутка
Вот Незнайкина зарядка -
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь
Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте
Вы, надеюсь, не устали?
6. - Еще Незнайка просил научить составлять его предложения.
- Посмотрите, у вас у каждого есть карточка с картинками. Там две картинки и схема предлога. Вам нужно каждому составить предложение со своим предлогом, а затем мы запишем схему предложения в тетрадь.
(Составление схемы предложения, его анализ)
- Первая прямая линия с заглавной буквы! Почему?
- Двумя линиями что обозначаем?
- Как запишем предлог?
- Дополнительное слово?
- Назовите первое слово в предложении! (Второе, третье, четвертое)
- Назовите слово- предлог в предложении! Каким оно стоит по счету?
(Опрос детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения).
III-Заключительная часть
- Ребята, Незнайка очень рад, что вы помогли ему: научили его раскладывать вещи, правильно составили рассказ о его городе, заполнили окошки его заколдованных домов, научили его верно употреблять предлоги, правильно составлять и записывать предложения. Я запишу все ваши ответы и отправлю ему письмо!
- На память он дарит вам портреты себя и своих друзей!