Венера Серякова
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий «В гостях у Федоры» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гостях у Федоры»
Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка. Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнять и расширять представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана.
2. Актуализировать словарь детей по теме «Посуда».
3. Развивать умение объединять предметы в группы.
4. Автоматизировать правильное произношение изолированных звуков. 5. Совершенствовать грамматический строй речи посредством словообразования, употребления существительных в родительном падеже, предложных конструкций.
Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий „В гостях у Федоры“ (старшая группа)» размещена в разделах
6. Учить отвечать на вопросы логопеда фразой.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать артикуляционную моторику.
2. Развивать общую моторику, координацию речи с движением.
3. Развивать зрительное внимание.
4. Развивать элементы логического мышления и пространственного восприятия.
Воспитательные:
1. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, рифмованных текстов, игровых моментов, компьютера.
2. Воспитывать желание содержать посуду в чистоте и порядке.
3. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.
4. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: Компьютер, презентация на диске, разрезные магнитные картинки, предметные магнитные картинки, магнитная доска, стихотворение К. Нефёдовой «Для чего нужна посуда?», угощение.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Упражнения биоэнергопластики. «Чтобы слушать нас было приятно, говорить будем чётко, понятно». А для этого необходимо сделать несколько упражнений:
а) «Блюдце»- губки улыбаются, ладошка выгибается, произносим звук «И».
б) «Кувшин»- губки вытянуть вперёд, словно узкое горлышко кувшина, пальчики сложить щепоткой, произносим звук «У».
в) «Самовар»- щёчки надули, чтобы они стали похожи на круглые стенки самовара, прикасаемся подушечками пальцев к большому пальчику и произносим отрывисто звук «П-П-П».
г) «Ложка»- положили язычок на нижнюю губу и, пошлепывая его, произносим «ПЯ-ПЯ-ПЯ». Хлопать горизонтально расположенными ладошками.
2.Обобщающее значение понятия «Посуда». – Как одним словом называются эти предметы? (Посуда).
«Для чего нужна посуда?» К. Нефёдова
Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками, разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду нам различная посуда:
На неё еду кладут, из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты: сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд- варят, жарят и пекут!
- Для чего нам нужна посуда? (ответы детей). 3.Употребление имен существительных в родительном падеже. Я приглашаю вас проведать мою знакомую, у неё что-то случилось.
«Жила-была Федора. (слайд, плохой хозяйкою она была. (слайд)
Обиделась на тётушку посуда. (слайд). И в дальний лес посуда вся ушла». (слайд).
И осталась Федора без чего?. (слайды: без самовара, без чашек, без блюдец, без тарелок, без ложек, без кастрюль, без сковороды).
4.Словообразование. Образование относительных прилагательных.
–А ведь когда-то посуда Федоры была чистая, красивая. Сделана она из разных материалов (слайды:стакан из стекла (какой)- стеклянный; ложка из дерева (какая)- деревянная, сковорода из чугуна, чайник из фарфора, миска из глины).
5.Физкультминутка.
- Плохо Федоре стало без посуды. Обед не приготовить, чаю не попить, котов не покормить. И стала она уговаривать посуду вернуться. (слайд) Не верит посуда. Давайте поможем Федоре, приведём посуду в порядок. Кран с водою мы открыли - «С, С, С» И тарелки перемыли. - «З, З, З» Чашки тёрли, ложки мыли. - «Ш, Ш, Ш» В шкаф потом всё положили,- «Дзинь- дзинь» Чистота кругом, нет пыли. - «Щ, Щ, Щ» Тёрли, тёрли, мыли, мыли - «Бух,Бух» Все тарелки перемыли! - «Уххх!» 6.Игра «Склеим посуду».
– Посмотрите сколько разбитой посуды, надо бы её склеить (разрезные магнитные картинки: сахарница, хлебница, конфетница, солонка, маслёнка).
- Как называется посуда, в которой хранят сахар, масло, соль? Для чего нам нужна хлебница, конфетница, солонка?
7.Игра «Расставь посуду по местам».(предметные магнитные картинки)
– Вот и заблестела вся посуда, теперь расставим её по местам… (слайды: печка, стол, буфет).
- Найдите посуду, которая нужна для приготовления пищи и поставьте её на печь. Еду мы готовим на кухне. Это кухонная посуда.
- Найдите посуду, в которую кладут пищу, и поставьте её на стол. Это столовая посуда.
- Найдите посуду, которая нужна для чаепития и поставьте в буфет. Это чайная посуда.
8.Итог занятия.
- Теперь вы знаете, какая бывает посуда, из каких материалов её делают, как надо за ней ухаживать.
«Дружно навели порядок. Дом, посуда – всё блестит.
Угощает вас Федора и «спасибо!» говорит».
(угощение для детей)