Наталья Кузьменкова
Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Ранняя весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Автоматизация и дифференциация звуков [Р, Р’, Л, Л’] в свободной речи; актуализация словаря по теме «Ранняя весна»; упражняться в составлении синквейнов.
Программное содержание:
Задачи:
коррекционно-образовательные:
1. Закреплять в самостоятельной речи употребление сонорных звуков. 2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей.
3. Совершенствовать навыки словоизменения существительных в форме единственного и множественного числа родительного падежа с предлогом до.
коррекционно-развивающие:
1. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, предложениях.
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия „Дифференциация звуков [Р], [Р’], [Л], [Л’], Ранняя весна“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
3. Развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы;
4. Упражнять в определении места звука в слове.
5. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи сдвижением.
6. Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением. 7. Упражнять в подборе родственных слов к слову «солнце». 8. Закреплять умение составлять синквейн. 9. Развивать память, логическое мышление, воображение. коррекционно-воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма.
2. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
3. Воспитывать навыки инициативности, активности.
Оборудование: сюжетные картинки по теме «Весна»,
дидактические пособия «Звуковая мозаика» и «Родственные слова»,
кассета с песнями Е. Железновой, индивидуальные карточки
«Солнечные лучики», карандаши, магнитофон.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед здоровается с детьми с применением элементов биоэнергопластики.
- Здрааавствуууйтеее! (произнесение гласных звуков сопровождается
движениями кистей рук)
Пальчиковая гимнастика.
Ярко солнце в небе светит, (упражнение «Солнышко»)
И тепла деревья ждут, (упражнение «Дерево»)
А на крышах, как серёжки, (упражнение «Крыша»)
Висят сосульки тут и тут (упражнение «Сосульки»)
Когда солнце припекает, (упражнение «Солнышко»)
Сосульки капают и тают… (упражнение «Капель»)
Л: - Скажите, какое время года встречают люди и природа?
Д: - Весну!
2. Слоговые упражнения.
Всё чаще можно услышать звонкие песни птиц. Споём и мы.
Игра «Запомни и повтори»:
весело: ла – ла – ра удивлённо: лё – рё – лё
сердито: ру – лу – лу печально: ле – ре – ре
3. Произношение звуков в словах.
Ранняя весна очень похожа на зиму. Но всё-таки мы видим и чувствуем изменения, происходящие в природе.
Игра «Доскажи словечко наоборот».
Зимой снег чистый, а весной снег … (грязный).
Зимой небо тёмное, а весной небо … (светлое).
Зимой дни короткие, а весной дни … (длинные).
Зимой солнце тусклое, а весной солнце … (яркое).
Зимой воздух холодный, а весной воздух … (тёплый).
4. Физминутка.
Есть на нашей планете такие места, где солнце греет землю круглый год. Там всегда лето, растут пальмы, плещется тёплое море. Перенесёмся туда на несколько минут.
Музыкальное упражнение Е. Железновой «У жирафа пятна…».
5. Произношение звуков в предложениях.
Игра «Выдели слово».
Послушайте слова и повторите только то, которое относится к весне.
снегопад ледоход лёд сачок
проталины снеговик снег лыжи
снежок ледянка листопад половодье
сугроб зонтик сосулька капель
Игра «Что это такое?»
Л: - Кто может вспомнить все выбранные слова?
Р: - Проталины, ледоход, сосулька, половодье, капель.
Л: - Давайте вспомним значение этих слов.
1-й Р: - Проталина – участок земли, на котором растаял снег.
2-й Р: - Ледоход – на реке раскалывается лёд и плывёт по течению.
3-й Р: - Сосулька – льдинка, свисающая с крыши или с дерева.
4-й Р: - Половодье – большой разлив реки при таянии снега.
5-й Р: - Капель – тая, снег и лёд превращаются в воду, которая капает с
крыш, с веток.
6. Определение наличия звука [Р] в словах. Деление слова на слоги. Определение места звука в слове «проталина».
Л: - В каком из этих слов есть звук [Р]?
Д: - В слове «проталина».
Л: - Разделим слово на части (слоги). В какой части мы произносим [Р]?
Д: - Про – та – ли – на. [Р] произносим в первой части.
Л: - Соня, отметь на схеме место звука [Р].
7. Подбор родственных слов к слову "солнце".
Л: - А почему весной появляются проталины, начинается капель,
образуются сосульки, разливаются реки?
Р: - Потому что солнце начинает пригревать.
Л: - Как ласково мы называем солнце? Лучик солнца какой? Как называется цветок, похожий на солнце? Какое масло получается из семечек подсолнуха?
Д: - Солнышко, солнечный (луч, подсолнух, подсолнечное (масло).
8. Усвоение родительного падежа существительных.
Игра «До чего дотянулся солнечный лучик?»
/Работа по индивидуальным карточкам. /
1-й Р: - Солнечный лучик дотянулся до птиц.
2-й Р: - Солнечный лучик дотянулся до подснежника. и т. д.
Л: - Встряхнули кисти рук, сжали кулачки, разжали.
9. Глазная гимнастика.
Упражнения: «Жмурки», «Бабочка», «Часики», «Диагонали».
10. Составление синквейна про солнце, капель.
Солнце. Капель.
Яркое, тёплое. Весёлая, звонкая.
Светит, греет, радует. Капает, звенит, блестит.
Я очень люблю солнышко. Мне нравится слушать капель.
Тепло. Весна.
11. Итог.
О каком времени года мы говорили на занятии? Какие задания вам
запомнились и понравились?
Подняли правую руку над головой, положили её на голову и погладили
себя. Молодцы! Спасибо!